Тема 36. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Краткое содержание темы
Эмбрион человека развиывается по резко меробластическому типу, т.е. его алецитальная яйцеклетка рано устанавливает трофические связи с материнским организмом, для чего уже в процессе дробления обособляется материал, который пойдет на образование провизорных органов - внезародышевых оболочек. И только с конца второй недели начнет формироваться первичное тело зародыша.
Эмбриональное развитие человека принято делить на четыре стадии: 1) оплодотворение и образование зиготы; 2) дробление полное, но неравномерное асинхронное (меробластическое) оканчивается образованием морулы (стерроблас-тулы). Периферические бластомеры (светлые) образуют трофобласт, внутренние (темные) - эмбриобласт. Из трофобласта формируется хорион. Из эмбриобласта образуется как внезародышевый, так и зародышевый материал. Стерробластула преобразуется в бластоцисту (бластодермический пузырек, заполненный жидкостью). Эмбриобласт смещается к анимальному полюсу, трансформируясь в зародышевый узелок; 3) гаструляция - первая фаза - деляминация (образование зародышевого диска и выделение материала для внезародышевых оболочек; вторая фаза - иммиграция (образование зародышевого щитка, выделение материала для тела зародыша); 4) образование зачатков, начало гистогенеза и раннего органогенеза.
Имплантация (нидация) начинается на 6-7-е сутки с адгезии - прилипания бластоцисты анимальным полюсом к эндометрию - и совпадает с 1-й фазой гаструляции - деляминацией с образованием зародышевого диска, состоящего из эпибласта (материал эктодермы, мезодермы, хорды) и гипобласта (внезаро-дышевая энтодерма, обращенная в полость бластоцисты. На 11-12-е сутки трофобласт разрастается, образуя первичные ворсины хориона, дифференцируется на симпластотрофобласт и цитотрофобласт. К этому времени из внезародышевой эктодермы закладывается амниотический пузырек, из внезародышевой энтодермы - желточный пузырек. Хорион образуется из первичных ворсин после прорастания внезародышевой мезодермы с образованием вторичных ворсин хориона и врастания в них кровеносных сосудов из желточного пузырька. Образование зародышевого материала происходит на 14-15-е сутки во 2-й фазе гаструляции путем иммиграции. Клетки из эпибласта иммигрируют в щель между соприкасающимися стенками амниотического пузырька и желточного пузырька, входящими в состав зародышевого щитка. Вторая фаза гаструляции приводит к образованию 3 зародышевых листков, нервной трубки и хорды. В это время формируется еще один провизорный орган - аллантоис - и питание зародыша осуществляется через аллантохорион.
Формирование тела зародыша и обособление от внезародышевых органов происходит в результате образования туловищной складки, продолжается с 15-го по 20-й день и называется пресомитным периодом. Сомитный период продолжается с 21-го по 35-й день и сопровождается сегментацией мезодермы на 43-44 сегмента (сомита). В это время завершается обособление тела зародыша, образуются нервные валики. Следующий с 35-го дня период - ранний органогенез - продолжается до конца 2-го месяца развития эмбриона и характеризуется формированием скелета и закладкой всех органов. К завершению органогенеза зародыш имеет вид маленького человечка массой 5 г и размером 40 мм.
Хронокарта
1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.
2. Программированный контроль - 10 мин.
3. Опрос-беседа - 35 мин.
4. Объяснение препаратов-10 мин.
5. Перерыв - 15 мин.
6. Контроль над самостоятельной работой студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин.
7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин. Время лабораторного занятия: 3 часа.
Мотивационная характеристика темы
См. учебно-методическую разработку по теме «Половые клетки. Развитие хордовых».
Учебная цель
Общая цель - знать этапы развития зародыша человека и влияние на него внутренних и внешних факторов.
Конкретная цель. 1. Знать морфофункциональные особенности яйцеклетки человека, факторы, способствующие оплодотворению, характер дробления зиготы, строение бластулы, этапы гаструляции. 2. Знать строение зародыша человека на стадиях 7,5; 11,5 и 15-ти дней развития.3. Знать строение и значение провизорных органов зародыша человека.4. Знать критические периоды в развитии зародыша человека.