Задачи занятия

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО-ЮГРЫ»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой

______________

д.м.н., профессор Коваленко Л.В.

Методическая разработка практического (лабораторного) занятия для студентов 3 курса

Тема занятия «Понятие об антигене и его лабораторная диагностика»

Методическую разработку подготовила проф., д.м.н. Болотская Л.А

Методическая разработка обсуждена и

утверждена на кафедральном совещании «15» мая 2013 года,

протокол № 11

Сургут 2013 г.

1. Продолжительность изучения темы:

всего 7 часов

из них на занятии 3 часа

самостоятельная внеаудиторная работа 4 часа

Место проведения занятия.

Аудитория, оборудованная мультимедийной техникой.

Цель занятия.

Дать определение антигенам, их видам, описать основные свойства и биологические функции, лежащие в основе реакций взаимодействия антиген-антитело, методы идентификации антигенов.

Задачи занятия.

Дать характеристику антигенам: строение, понятие носителя и антигенной детерминанты.

Описать их классификацию по химической структуре и чужеродности.

Обосновать свойства антигенов (генетическая чужеродность, макромолекулярность, специфичность, иммунногенность).

Определить группы антигенов: тимусзависимые и тимуснезависимые.

Дать характеристику антигенам по их локализации и изменения в тканях (катаболизм и иммунная элиминация антигенов).

Студент должен знать:

· что такое антигены, их химическую природу, валентность антигенов;

· что такое гаптен, виды гаптенов;

· тимусзависимые и тимуснезависимые антигены;

· изоантигены человека, эритроцитарные изоантигены, их роль при переливании крови;

· аутоантигены их виды

· аллергены и их виды;

· супеантигены;

· опухолеассоциированные антигены;

· принципы диагностики антигенов.

Студент должен уметь:

· обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования;

· оценить антигенность вещества по его молекулярной массе и химической природе;

· применить полученные знания для оценки гуморального иммунитета;

· применить полученные знания в клинической практике.

Студент должен владеть:

· методикой клинико-иммунологического обследования;

· интерпретацией результатов клинико-иммунологического обследования.

Для усвоения темы необходимо вспомнить, повторить:

1. По нормальной физиологии – группы крови человека.

2. По микробиологии – роль бактерий, вирусов, грибов в формировании противоинфекционного иммунитета.

3. По биохимии – структурную организацию белков, полисахаридов, липополисахаридов,

липидов.

Наши рекомендации