Задачи занятия
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО-ЮГРЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой
______________
д.м.н., профессор Коваленко Л.В.
Методическая разработка практического (лабораторного) занятия для студентов 3 курса
Тема занятия «Понятие об антигене и его лабораторная диагностика»
Методическую разработку подготовила проф., д.м.н. Болотская Л.А
Методическая разработка обсуждена и
утверждена на кафедральном совещании «15» мая 2013 года,
протокол № 11
Сургут 2013 г.
1. Продолжительность изучения темы:
всего 7 часов
из них на занятии 3 часа
самостоятельная внеаудиторная работа 4 часа
Место проведения занятия.
Аудитория, оборудованная мультимедийной техникой.
Цель занятия.
Дать определение антигенам, их видам, описать основные свойства и биологические функции, лежащие в основе реакций взаимодействия антиген-антитело, методы идентификации антигенов.
Задачи занятия.
Дать характеристику антигенам: строение, понятие носителя и антигенной детерминанты.
Описать их классификацию по химической структуре и чужеродности.
Обосновать свойства антигенов (генетическая чужеродность, макромолекулярность, специфичность, иммунногенность).
Определить группы антигенов: тимусзависимые и тимуснезависимые.
Дать характеристику антигенам по их локализации и изменения в тканях (катаболизм и иммунная элиминация антигенов).
Студент должен знать:
· что такое антигены, их химическую природу, валентность антигенов;
· что такое гаптен, виды гаптенов;
· тимусзависимые и тимуснезависимые антигены;
· изоантигены человека, эритроцитарные изоантигены, их роль при переливании крови;
· аутоантигены их виды
· аллергены и их виды;
· супеантигены;
· опухолеассоциированные антигены;
· принципы диагностики антигенов.
Студент должен уметь:
· обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования;
· оценить антигенность вещества по его молекулярной массе и химической природе;
· применить полученные знания для оценки гуморального иммунитета;
· применить полученные знания в клинической практике.
Студент должен владеть:
· методикой клинико-иммунологического обследования;
· интерпретацией результатов клинико-иммунологического обследования.
Для усвоения темы необходимо вспомнить, повторить:
1. По нормальной физиологии – группы крови человека.
2. По микробиологии – роль бактерий, вирусов, грибов в формировании противоинфекционного иммунитета.
3. По биохимии – структурную организацию белков, полисахаридов, липополисахаридов,
липидов.