Внешние проявления симптомов психических болезней.
Ни одно из изменений, происходящих с нами, особенно, если это изменение доставляет нам неудобство, не проходит мимо нашего внимания. Если же данные изменения воспринимаются нами как посторонние, не имеющие отношения к нам (нашему телу, нашей душе), то мы так или иначе проявляем к ним свое отношение. Особенностью проявлений симптомов психических болезней является их субъективность, доступность только самому человеку, у которого они обнаруживаются. В зависимости от того, критически ли он относится к ним, они способны в боль-шей или меньшей мере проявляться в его поведении, которое мы можем оценить со стороны.
Важным критерием наличия симптома являются жалобы больного. Поскольку нам не приходится в настоящий момент говорить о симуляции психических болезней, мы будем пока a priori воспринимать поведение больного как естественное (с поправкой на его патологическое со-стояние). Порой больные не могут правильно сформулировать, что их беспокоит, они выражают свое состояние бытовым языком, и чтобы понять, с какими симптомами (синдромами) мы имеем дело, необходимо задать больному ряд уточняющих вопросов, стараясь подвести человека к точной формулировке. Нельзя задавать вопросы грубо, не стоит спрашивать больного так, чтобы он заподозрил, что вы насторожены. Разумеется нельзя проявлять невнимательность или бестактность. Проявите участие, спросите, когда возникли описываемые явления, можно ли их с чем-либо связать, как они изменились за этот период времени.
- Нельзя использовать психиатрических терминов, лучше называть явление так, как называет его больной.
Часто люди, впервые испытавшие какие-либо психопатологические проявления, не спешат обращаться к врачу, долгое время сосуществуют наедине с болезнью, и если и открываются, то не только самым близ-ким друзьям, родным, но и первым встречным, вызвавшим у них дове-рие. Возможно, это связано с желанием проверить, соответствуют ли испытываемые ими чувства, воспринимаемые ими образы и т. д. - тому, что воспринимают, ощущают, переживают окружающие. Порой случайный прохожий может оказать решающее влияние на дальнейшую судьбу человека. Оказавшись в ситуации, когда вы оказались человеком, на контакт с которым идет больной, избрав вас в толпе по каким-то особым субъективным критериям, оцените первым делом обстановку вокруг и примерьте ее на поведение незнакомца. Осмотритесь, постарайтесь оценить, если у вас пути к бегству, если на вас будет совершено нападение, оцените потенциальную (хотя бы на ваш взгляд) вероятность такого развития событий, постарайтесь понять, трезв ли ваш собеседник, понаблюдайте за его мимикой, жестами. Оцените, складно ли звучит его речь. Обратите внимание на его одежду. - Если отмеченные вами детали в совокупности свидетельствуют, что ближайшее время вам не грозит опасность, можете вступить в беседу.
Напротив, не стоит самому идти на контакт с человеком, поведение которого насторожило вас. В этом случае предсказать последствия оказывается намного труднее и вы подвергаете себя риску (впрочем, сказанное не значит, что этого нельзя делать, ибо в каждом случае этот вопрос решается нашей совестью). Если вы оказались свидетелем подобной ситуации, и на ваш взгляд, человек нуждается в помощи, необходимо обратиться к милиции.
Кроме жалоб, которые предъявляет нам больной, о ряде симптомов можно судить косвенно по его поведению. Однако, надо помнить, что - одни и те же действия могут отражать совершенно разные состояния.
Например, частое мытье рук может свидетельствовать как о боязни загрязнения (мизофобии), так и о бреде отравления (предметы, до которых я дотрагиваюсь, обработаны ядом), так, это может быть навязчивое действие или ритуал, может являться истерическим желанием подчеркнуть свою утонченность, либо воспитание, либо, наконец, любовь к чистоте. Поэтому любые проявления психической деятельности можно оценивать только в совокупности. В частности, обратите внимание на следующие детали:
1. Оценив выражение лица вашего собеседника и его постоянство, вы сможете понять господствующий аффект. Если больной возбужден, в гневе, ведет себя агрессивно, либо его аффективные реакции быстро меняются, это должно вас насторожить. Следует помнить, что
- агрессию, направленную на вас, как правило, провоцирует ваше неправильное поведение.
2. Расстройства ориентировки проявляются растерянностью, больной выглядит недоуменно, часто спрашивает, где он находится, как попасть в то или иное место, беспомощно озирается по сторонам.
3. Расстройства мышления ярко проявляются в речи, хотя порой необходим довольно большой опыт, прежде чем удается распознавать негрубые расстройства мышления в беседе.
4. Бред можно выявить не только послушав высказывания больного, но и проследив за его действиями, которые отражают его идеи, служат их воплощению. Например, больной, убежденный, что против него замышляется преступление (например, злоумышленники, которых он разоблачил, непременно попытаются расправиться с ним) будет предпринимать действия, которые могут обеспечить его безопасность: запасаться подручными средствами для самообороны, просить соседей быть начеку, если он позовет их на помощь и т. д. Больной будет обращаться в милицию, а когда его жалобы не найдут подтверждения, и их станут оставлять без внимания - в газеты, на телевидение, в различные инстанции. Приведем пример.
В редакцию одной из московских газет пришло письмо от гр-ки Ж., 67 лет, следующего содержания: "Единственное, что творится в этом доме, излучают мое жилье, гоняются в транспорте с аппаратурой, уже с 1991 года. Я ветеран войны, 67 лет, меня превратили в зомби. Всюду писала, до президента, ни один чиновник не помог. Люди озверели. Вся надежда на Вас" (орфография сохранена). Перед нами синдром психического автоматизма (Кандинского-Клерамбо): бред преследования (за больной "гоняются с аппаратурой"), воздействия (ее "излучают" - неологизм в рамках расстройства мышления), открытость (на нее можно воздействовать), чувство овладения, чуждость своих психических проявлений ("превратили в зомби").
Разумеется,
переубеждать больного с бредом бесполезно.
Это может только обидеть его ("мне не верят, а я страдаю"), вступать с ним в контакт рискованно: острый бред характеризуется быстрым развитием, и вы можете быть включены в фабулу бреда, например, в качестве именно того злоумышленника, который жаждет смерти больного, например, потому, что у вас короткая стрижка, а все наемные убийцы стрижены коротко (не пытайтесь найти здесь логику, у бреда "кривая логика"), хронический бред также может претерпевать постепенное развитие, и больной рано или поздно начинает "понимать", что именно вы - столь долго выслеживаемый им любовник его жены ("не случайно это его так заинтересовало").
5. Расстройства восприятия вызывают соответствующие реакции у больных - они сосредоточенно наблюдают, прислушиваются, их мимика, жесты свидетельствуют о их реакции на видимые образы и слышимые звуки. Например, если человек видит устрашающие образы, которые воспринимаются им как реально существующие, его лицо будет отражать страх, он будет предпринимать попытки к бегству, к защите. Стараясь избавиться от надоевших голосов больной затыкает уши, либо напротив, ищет взглядом источник звука. При тактильных галлюцинациях, сопровождающихся чувством ползания по телу насекомых, появления на теле посторонних (определенных) предметов больной будет стараться избавиться от них, стряхнуть досаждающие ему предметы или животных. Следует помнить, что как правило,
галлюцинации не возникают изолированно, это одно из проявлений психоза.
6. Во всех случаях, когда вы сталкиваетесь с состоянием, сопровождающимся нарушением сознания (припадки, либо иные, сходные с ними по природе состояния, помрачение сознания) - воздействовать на больного словами невозможно.
В качестве резюме данного раздела, обобщая сведения, содержащиеся в разделах, посвященных симптомам и синдромам психических расстройств, перечислим наиболее типичные состояния, когда больные могут совершить физическое насилие над окружающими и над собой, т.е.
Представляют опасность
1. пожилые мужчины с параноидным бредом
2. лица с императивными (приказывающими совершать какие-либо действия) галлюцинациями
3. лица с бредом ревности
4. лица с опасным поведением на фоне депрессивного или маниакального аффекта
5. женщины в состоянии глубокой депрессии (насилие бывает направлено на детей)
6. сумеречные помрачения сознания
7. умственная отсталость с нарушениями личности и поведения
8. алкоголизм, особенно состояние абстиненции (отсутствия алкоголя)
9. наркотическое опьянение или состояние абстиненции (отсутствия наркотика)
10. лица с нарушениями влечения