Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Уфа 2012
Методические рекомендации подготовлены на основании рабочей программы (2011г.) и учебного плана в соответствии с примерной программой дисциплины (Москва, 2011г.) и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (М., 2010).
Рецензенты:
Павлова М.Ю. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.
Составитель:
Султанаева З.М.– доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № 9 от 10 февраля 2012 года.
Актуальность Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.
Цель изучения истории медицины– показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.
Задачи дисциплины история медицины:
-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древней ших времен до нашего времени;
-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
-расширять общий научный и культурный кругозор учащихся.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– представление о целях и задачах истории медицины, о факторах, влияющих на развитие медицины, понять значение истории медицины;
– основные этапы и важнейшие узловые открытия в медицине, начиная с первобытного общества и до наших дней;
– хорошо представлять пути развития отечественной медицины.
уметь:
– работать с исторической литературой, посвященной медицине и здравоохранению;
– применять исторический метод;
– правильно оценивать достижения современной медицины;
– оформить реферативную работу.
владеть:
–навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;
–навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.
Знать
-введение в историю медицины.
-источники для изучения истории медицины.
-периодизацию всемирной истории медицины.
-возникновение зачатков медицины в первобытном обществе, религиозных представлений.
-коллективное врачевание.
Уметь: использовать литературу для подготовки реферативных сообщений согласно учебному плану, работать с аудиторией.
Контрольные вопросы | |
Периодизация всемирной истории медицины. | |
Врачевание в первобытном обществе. | |
Возникновение религиозных представлений. | |
Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков, помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, возникновение зачатков народной медицины. | |
Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе. |
Литература
Основная:
1.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.
2.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.
Дополнительная:
1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.
2.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст] : курс лекций / А. М. Сточик. - М. : МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1 : Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины : курс лекций. - 1991. - 29 с.
ЗАНЯТИЕ 2