Схема интегративных связей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
по учебной дисциплине “Медицина катастроф”
студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов.
ТЕМА №7:“Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”.
Занятие 1:“Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений”.
Обсуждена на заседании кафедры
«___» _____________ 200_ г.
Протокол №____
Ставрополь, 200_ г.
1. Тема: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”.
2. Актуальность темы:
Природные катастрофы (стихийные бедствия) -это катастрофические ситуации, возникающие внезапно в результате действия природных сил, приводящие, как правило, к нарушению повседневного уклада жизни больших групп людей, в подавляющем большинстве случаев сопровождающиеся человеческими жертвами, уничтожением материальных ценностей, разрушением жилого фонда, объектов экономики и экологическим загрязнением окружающей среды. Последствия многих крупных разрушительных стихийных бедствий часто являются катастрофическими для жителей пострадавших регионов.
3. Учебные и воспитательные цели:
3.1 Общая цель занятия: на практическом занятии, посвящённом землетрясениям студенты должны осознать и уяснить, что землетрясение являются одним из опаснейших и разрушительных стихийных бедствий, при котором имеют место массовые медико-санитарные потери. Поэтому необходимо знать не только правила действий при землетрясениях, но и уметь оказывать и правильно организовать оказание медицинской помощи поражённым.
3.2 Частные цели занятия: в результате практического занятия студенты должны знать характеристику землетрясений и основы организации медицинского обеспечения при ликвидации их последствий. Уметь анализировать и представить, как правильно организовывать медицинскую помощь в очаге землетрясения. Ознакомиться с основными силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации землетрясений.
Схема интегративных связей
Для подготовки к данному занятию студенты должны освежить в памяти знания по военно-полевой терапии, военно-полевой хирургии,
реаниматологии и интенсивной терапии, травматологии.
5. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:
5.1 Характеристика землетрясений
· Дайте определение понятию “эпицентр”. Что такое шкала Рихтера?
· Как вы считаете, чем особенно опасны землетрясения, по сравнению с другими стихийными бедствиями?
· Определите интенсивность землетрясения по шкале Рихтера: имеются лёгкие повреждения зданий, ощущается всеми людьми, некоторые выбегают из домов. Лёгкая мебель сдвигается, падает посуда. В горных районах – единичные случаи оползней.
· Определите интенсивность землетрясения по шкале Рихтера: здания типа «А» - разрушения и обвалы, типа «Б» - повреждения и разрушения, типа «В» - от лёгких до значительных повреждений. Общий страх, признаки паники, все выбегают из помещений. Падают памятники и балки на высоких опорах, обламываются ветви деревьев.
· Определите интенсивность землетрясения по шкале Рихтера: в зданиях типа «Б» - обвалы, в зданиях типа «В» - разрушения и обвалы. Многочисленные повреждения домашнего обихода, серьёзный ущерб домам и причалам. Местные искривления железнодорожных рельсов.
· От чего зависит величина санитарных потерь при землетрясениях?
5.2 Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий землетрясений
· Какие, по вашему мнению, поражающие факторы будут превалировать при землетрясениях?
· Продумайте, какие особенности ЛЭО будут присутствовать при землетрясениях
5.3 Силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений
· Какие силы и средства будут задействованы для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений?
· Задумайтесь, силы и средства, каких уровней будут привлекаться для ликвидации медико-санитарных последствий, в зависимости от мощности и внезапности землетрясения?
5.4 Основы организации оказания медицинской помощи в очаге землетрясения
· Какие первоочередные мероприятия будут выполняться в очаге землетрясения по прибытию сил и средств ликвидации ЧС?
· Как и кем оказывается первая медицинская и доврачебная помощь в очаге?
Рекомендуемая литература:
а) Обязательная:
· “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно, В. И. Сахно. Москва, 2002 г.
б) Дополнительная:
· Федеральный закон “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” – принят Госдумой 11.11.1994 г.
· Указ президента РФ от 11 июля 2004 г. №868 “Вопросы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий”.
· Постановление правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547 “О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера”.
· Постановление правительства РФ от 3.05.1994 г. №240 “О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами”.
· “Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других ЧС” – В. В. Мешков. Москва, 1991г.
· Особенности патологии поражения, диагностики и оказания экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других катастрофах (частные вопросы медицины катастроф) под ред. Г.А.Рябова. М.: 1993.
· Шойгу С.К., Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. Землетрясения: закономерности формирования и характеристика потерь населения. М.: ВЦМК «Защита», 1998.
6. Вопросы для самоконтроля:
1) Дать определение понятию “землетрясение”
2) Каков механизм формирования землетрясения
3) Назвать наиболее разрушительные землетрясения, вошедшие в историю
4) Какое министерство ведёт мониторинг сейсмической активности на территории РФ?
5) Чем осложняется медико-тактическая обстановка при мощных землетрясениях?
6) Как и в зависимости от чего, будет выполняться лечебно-эвакуационное обеспечение при землетрясениях?
7) Силы и средства, каких уровней будут задействованы при землетрясениях, в зависимости от мощности и масштаба?
8) Структура медико-санитарных потерь при землетрясениях, в зависимости от мощности по шкале Рихтера
9) Какие мероприятия необходимо соблюсти для обеспечения чёткой эвакуации поражённых?
7. Аннотация к теме: находится в приложении к данной методической разработке
8. Контроль результатов усвоения темы:контрольные тесты к теме находятся в приложении №2 седьмой темы – занятие 2.
9. Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки:
9.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки
9.2. Восстановите приобретённые знания на предыдущих курсах по военно-полевой терапии, военно-полевой хирургии, реаниматологии и интенсивной терапии, травматологии
9.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся данной темы занятия
9.4. Уясните, как нужно оказывать и организовывать оказание медицинской помощи при землетрясениях
9.5. Обратите внимание на возможные ошибки при организации лечебно-эвакуационного обеспечения
9.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания
Методическая разработка составлена Преподавателем ________ Ярошкевичем В.А. «___» ____________ 200_ г. Ставрополь, 200_ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аннотация к теме №7: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”
Занятие 1: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений”