Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием
62. вопрос Юридическая ответственность по социальному обеспечению.
63. вопрос Понятие, стороны и содержание коллективного договора.
Коллективный Договор - правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Сторонами коллективного договора являются:
работники в лице их представителей — органов профсоюзов и их объединений, уполномоченных на это уставами, органов общественной самодеятельности, создаваемых и уполномоченных общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом профсоюзы представляют интересы всех работников, а не только своих членов;
работодатель или уполномоченный им руководитель предприятия, другие лица, определенные уставом или иным правовым актом, в том числе полномочные органы объединений работодателей и иные органы.
Принципы заключения коллективных договоров
Основные принципы заключения коллективных договоров:
соблюдение законодательства;
равноправие сторон;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора и обсуждение условий, являющихся содержанием договоров и соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
частичная или полная оплата питания работников;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
64. вопрос Трудовой договор в странах Запада: понятие, сроки, формы и стороны.
По преобладающему мнению, в странах Запада трудовой договор рассматривается как частноправовой договор, разновидность гражданско-правового договора найма услуг, что предусматривает возможность распространения на него принципов и конструкций гражданского, обязательственного и договорного права. С этой точки зрения "западный" трудовой договор по формальным характеристикам - двусторонний, консенсуальный, возмездный, фидуциарный, имеющий специфическую цель.
Словарь трудового права. Фидуциарный договор (от лат. fiducia - сделка, основанная на доверии) - договор в гражданско-правовых отношениях, основанный на личном доверительном отношении сторон. Примером такого договора может служить договор поручения (ст. 971 ГК РФ), основные положения которого содержат специальные нормы, подчеркивающие лично-доверительные отношения сторон.
Проиллюстрирую это утверждение рядом примеров. Так, немецкая теория трудового права считает трудовой договор одной из разновидностей частноправовых сделок, что автоматически обусловливает возможность применения к трудовому договору норм, положений и конструкций, присущих именно гражданскому праву. Известный специалист Л. Пюннель хоть и отмечает, что трудовой договор отличается от свободного договора личных услуг или договора подряда тем, что работник находится в личной зависимости от работодателя, тем не менее относит трудовой договор к частному случаю договора личных услуг, регулируемого в параграфе 611 Гражданского уложения Германии (BGB).
Идентичная ситуация сложилась и в некоторых других европейских странах, таких, например, как Австрия и Франция. Так, австрийское Общее гражданское уложение 1811 г. (§ 1151 - 1164) и Гражданский кодекс Франции 1804 г. (ст. 1780), а также французский Кодекс труда (ст. L.121-1) определяют трудовой договор как договор найма услуг и предписывают применять к нему общие принципы трудового права.
Субъекты трудового договора по зарубежным концепциям идентичны нынешним отечественным субъектам. Это работник и работодатель. Однако их положение с точки зрения правового регулирования несколько отличается. В западных странах статус работодателя в трудовом договоре регулируется, скорее, положениями гражданского и торгового права. В этих условиях он рассматривается как лицо, приобретающее на возмездной основе труд работника как товар. В свою очередь, статус работника как индивидуального лица, наделенного трудовой и правовой дееспособностью, регулируется преимущественно положениями собственно трудового права как такового.
В вопросе реализации взаимосвязи между субъектами - сторонами трудового договора в западноевропейских странах большее внимание уделяется именно принципам гражданского и договорного права, в рамках которого стороны трудового договора обязаны проявлять добропорядочность друг к другу. Рассматривая права работодателя и обязанности работника, отметим, что они, на наш взгляд, являются порождением "патрон-клиентской" традиции, существующей в Западной Европе на протяжении последних 800 - 1200 лет.
Словарь трудового права. Элементы "патрон-клиентской" системы. Права работодателя и обязанности работника являются порождением "патрон-клиентской" традиции. В этих условиях права работодателя выражаются в триединстве нормативной, директивной и дисциплинарной власти. Априорные обязанности работника заключаются в верности, преданности, сотрудничестве.
Обязательные компоненты "западного" трудового договора - совокупность обязательных условий трудового договора.
В этих условиях права работодателя обобщенно выражаются в триединстве нормативной, директивной и дисциплинарной власти.
Обязанности работника заключаются главным образом в верности, преданности, прилежании, сотрудничестве. В дополнение к этим, так сказать, априорным обязанностям, крайне важными признаются: информирование нанимателя по вопросам, имеющим отношение к трудовой деятельности, проявление к нему уважения и реальное предоставление рабочей силы нанимателю и личная работа на него.
Несколько иной точки зрения придерживается Д.В. Черняева. Справедливость тезиса о ведущей роли именно гражданско-правовых принципов и доктрин признается ею, применительно к англосаксонской правовой семье, только до середины XX в. А с этого времени, по ее мнению, в Великобритании начинает формироваться комплекс прецедентных норм, содержащих критерии разграничения индивидуального трудового отношения и сходных гражданско-правовых отношений по труду.
В свою очередь французские специалисты, такие как Ф. Коллэн, Р. Докуа, П.-Г. Гутьер, А. Жаммо, Ж. Лион-Кан, А. Рудиль, видят основу трудового договора в двуединстве "договорной" и "институциональной" доктрин. Первая основана на праве собственности, на труде и свободе индивидуального трудового договора, равноправными сторонами которого являются работодатель и работник. Вторая базируется на тезисе о предприятии как "институте", некоем организованном коллективе, в котором достигается "общий интерес", "общее благо" всех членов.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что трудовые правоотношения столь многообразны, что универсального критерия (группы критериев) для отграничения их от гражданско-правовых правоотношений по поводу труда пока не существует. С другой стороны, из изложенного явно формируется тенденция "гибкого реагирования", которая также может быть названа ситуационным подходом. В их рамках при большей гражданско-правовой специфике правоотношений между работником и работодателем используются гражданско-правовые принципы, если в большей степени преобладает трудоправовая специфика - принципы трудового права.
Важным вопросом является форма трудового договора. При этом отмечу, что в большинстве зарубежных стран законодательное закрепление формы трудового договора отсутствует. Она признается свободной и зависит от воли сторон. Однако практически во всех странах законодательно предусмотрена письменная форма трудового договора для отдельных его видов, при этом отметим тенденцию расширения их круга, для которого письменное оформление является обязательным.
Наряду с этим отмечу, что существует ряд стран, в которых письменная форма трудового договора обязательна для всех видов. Это - Италия, Норвегия и Люксембург. В Испании в свою очередь любая из сторон может потребовать заключения трудового договора именно в письменной форме. В пределах англосаксонской правовой семьи тем не менее лишь в некоторых странах (Новая Зеландия и Израиль) письменная форма индивидуального трудового договора обязательна.
Существует и другая тенденция. Наиболее ярко она представлена нам британским опытом, где наниматель в письменной форме обязан проинформировать работника об условиях труда. Это находит свое документальное выражение в специальной информационной записке, содержащей основные юридические нормы применительно к данной работе, в частности, относящиеся к технике безопасности, производственной санитарии, а также указаны дисциплинарные правила, действующие на предприятии, и порядок рассмотрения жалоб в случае возникновения трудовых споров.
В документе, получаемом работником от работодателя в Великобритании, в течение первых 13 рабочих недель должны содержаться:
- стороны трудового договора;
- дата его заключения;
- подтвержденный документами трудовой стаж работника;
- сведения об основных условиях трудового найма: трудовая функция, размеры заработной платы и методы ее подсчета, периоды выплаты заработной платы, продолжительность и режим рабочего времени, времени отдыха, порядок оплаты праздничных дней, болезней и несчастных случаев на производстве, порядок назначения и выплаты заводских пенсий.
По мнению английских юристов, такая форма взаимного информирования ведет к снижению количества конфликтов и коллизий между работниками и работодателями.
Отдельно следует сказать о таком явлении, как специальный трудовой сертификат, или трудовой паспорт, широко известный в нашей стране как трудовая книжка. Этот документ или приравниваемый к нему, как правило, в странах Запада отсутствует. Однако существует определенный набор документов, которые работник передает работодателю-нанимателю при поступлении на работу.
65. вопрос Обязательное медицинское страхование (общая характеристика).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) объект обязательного медицинского страхования - страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;
3) страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;
4) страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;
5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;
6) страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;
7) застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
9) территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования
Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:
1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования);
2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;
4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;
5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
66. вопрос Общий порядок оформления прекращения трудового договора. Производство расчета. Выходные пособия.
Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности в соответствии с частью второй статьи 261 настоящего Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
67. вопрос Оплата труда при отклонениях от нормальных условий работы.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
68. вопрос Основания и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
В России сложилась развитая система обеспечения работающих пособием по временной нетрудоспособности — предусмотрены пять основанийдля этого: болезнь (травма); санаторно-курортное лечение, уход за больным членом семьи; карантин; протезирование.
Пособие по болезни (травме)выдается, как правило, с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления МСЭК инвалидности, даже если в это время работник уволен.
В России не установлен, следовательно, так называемый «выжидательный» срок, когда пособие не выдается за несколько первых дней временной нетрудоспособности, обычно за 1—3 дня, а иногда и более (до 6 дней). Выжидательный срок характерен для многих стран со сравнительно высокой оплатой труда. Невыплата пособия за небольшой срок в этих странах существенно не отражается на жизненном уровне заболевшего и его семьи.
Однако в некоторых случаях пособие выдается у нас не за весь период временной нетрудоспособности. При наступлении временной нетрудоспособности в результате бытовой травмы пособие выдается, начиная лишь с шестого дня нетрудоспособности. Если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам. Законодательство не дает понятия бытовой травмы. На практике к ней относится повреждение здоровья в результате несчастного случая, происшедшего при иных обстоятельствах, чем те, при которых повреждение здоровья считается трудовым увечьем.
При наступлении временной нетрудоспособности вследствие операции по искусственному прерыванию беременности пособие выдается за первые три дня временной нетрудоспособности. Начиная с четвертого дня выплата пособия продлевается, если операция произведена по медицинским показаниям или произошел самопроизвольный аборт, а также всем женщинам, среднемесячный заработок которых за два предшествующих календарных месяца не превысил установленного федеральным законом минимального размера. Всем остальным женщинам выплата пособия возобновляется, начиная лишь с одиннадцатого дня временной нетрудоспособности в связи с данной операцией.
Временным и сезонным работникам, нетрудоспособность которых наступила не вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается не более чем за 75 календарных дней.
Пособие работающим инвалидам, кроме случаев, когда временная нетрудоспособность наступила у них вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. Если причина нетрудоспособности — трудовое увечье либо профессиональное заболевание, то пособие выдается им на общих основаниях — до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности.
Иные правила установлены для работающих инвалидов, если их временная нетрудоспособность наступила в связи с заболеванием туберкулезом. Пособие выдается им до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом, но не дольше 10 месяцев подряд и не более 12 месяцев в общей сложности в течение двух календарных лет. Данное правило применяется при выплате пособия инвалидам, которые признаны таковыми не в связи с заболеванием туберкулезом. Инвалидам вследствие заболевания туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности при обострении этого заболевания выдается, как и другим работающим инвалидам, не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в общей сложности в календарном году.
Трудовым законодательством предусмотрено предоставление ежегодных отпусков, дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, совмещающим работу с обучением, кратковременных отпусков без сохранения заработной платы. Как решается вопрос о выплате пособия по временной нетрудоспособности, если работник заболел в период этих отпусков? При наступлении временной нетрудоспособности в период пребывания в ежегодном (основном или дополнительном) отпуске пособие выдается за все дни болезни, а отпуск подлежит продлению или перенесению на другое время. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если временная нетрудоспособность продолжается и после окончания такого отпуска, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе. Так же решается вопрос о выплате пособия при наступлении временной нетрудоспособности в период учебного отпуска.
Пособие при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечениивыдается, если очередного и дополнительных отпусков работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования. Таким образом, необходимы два условия одновременно: недостаточность отпуска работника для пребывания его в санатории и предоставление ему путевки бесплатно либо со скидкой за счет средств социального страхования. При этом к периоду пребывания в санатории прибавляется также время, необходимое для проезда к нему и возвращения обратно.
Исключение из данного правила предусмотрено для работников, больных туберкулезом (при лечении в туберкулезном санатории), для работающих инвалидов Отечественной войны I и II групп и других инвалидов I и II групп, приравненных в отношении льгот к инвалидам войны. При недостаточности основного и дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторий и обратно пособие им выдается независимо от того, за чей счет выдана путевка на санаторно-курортное лечение.
Пособие при санаторно-курортном лечении выдается за весь срок санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения (срок путевки, курсовки) с прибавлением времени на проезд в санаторий и обратно, но за вычетом ежегодного отпуска работника. Пособие выдается за вычетом отпусков и в том случае, если они использованы до отъезда в санаторий. В этом случае работодатель предоставляет работнику на недостающие дни отпуск без сохранения заработной платы.
При направлении в соответствующий санаторий на долечивание непосредственно из стационарного лечебного учреждения после перенесенного острого инфаркта миокарда, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря пособие выдается за все время пребывания в санатории без учета полагающихся работнику основного и дополнительного отпусков, т. е. как при лечении в стационаре лечебного учреждения.
Пособие по временной нетрудоспособности за время отпуска для ухода за заболевшим членом семьивыдается, если отсутствие ухода грозит опасностью для жизни или здоровья заболевшего и если при наличии показаний невозможно поместить его в больницу, а среди членов семьи нет другого лица, которое может ухаживать за больным (домашняя работница не считается членом семьи). В случае заболевания ребенка в возрасте до двух лет пособие выдается матери независимо от того, имеется ли другой член семьи, способный ухаживать за больным ребенком.
Как правило, пособие выдается не более чем за три календарных дня. Продление срока сверх трех календарных дней допускается в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки и не более чем до семи календарных дней в общей сложности. Данное правило установлено при выплате пособия по уходу за взрослым членом семьи и детьми старше 15 лет.
Иные сроки выплаты пособия установлены при уходе за больными детьми в возрасте до 15 лет: при уходе за ребенком в возрасте до 7 лет пособие выдается за весь период; при уходе за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет пособие выдается не более чем за 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется уход в течение большего срока. Эти сроки выплаты пособия касаются осуществления ухода за ребенком как при амбулаторном его лечении, так и при лечении ребенка в больничном учреждении, если один из родителей ребенка или иной член семьи (по усмотрению родителей) находится в интересах лечения ребенка вместе с ним в таком учреждении. В некоторых случаях допускается выплата пособия за весь период пребывания вместе с ребенком в стационаре (по уходу за ребенком, инфицированным вирусом иммунодефицита, страдающим тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами), а также за период ухода за здоровым ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход).
Пособие не выдается для ухода за хроническими больными в период ремиссии, в периоды ежегодного отпуска и отпуска без сохранения заработка, отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.
Пособие при карантине.Карантину подлежат граждане, имевшие контакт с больными инфекционными болезнями, опасными для окружающих. Сроки изоляции лиц, соприкасавшихся с такими больными, определены Минздравом. Пособие выдается, если работник отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его. Выплачивается оно за весь период отстранения от работы. Карантин может быть наложен при тех же условиях на ребенка, посещающего детское учреждение, на детское учреждение, которое он посещает, и вызвать необходимость ухода за ним одного из работающих членов его семьи. Пособие в таких случаях выдается в связи с уходом за ребенком в возрасте до 7 лет за весь период карантина. Это особый случай выдачи пособия при карантине, но с учетом необходимости ухода за ребенком.
Пособие при протезированиивыдается при помещении в стационар протезно-ортопедического предприятия. Выплачивается оно за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно.
69. вопрос Правовое регулирование охраны труда.
Важнейшим социальным правом российских граждан является право на здоровые и безопасные условия труда. Все правовые вопросы по охране труда в нашей стране решаются на основе Конституций России и субъектов федерации, Кодексов законов о труде, Указов Президента и постановлений Правительства РФ.
В Конституции России сказано, что граждане России имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается ... развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды.
Отмечено, что обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина России является добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины.
Законодательные акты по вопросам труда разрабатываются Государственной Думой России и принимаются высшими органами государства после согласования их с профсоюзами. (аттестация по охране труда)
Главным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Это достигается путем принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Государственное управление охраной труда предусматривает:
· государственный надзор и контроль над соблюдением требований охраны труда;
· содействие общественному контролю над соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
·защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
· координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
· организацию государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
· международное сотрудничество в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов по вопросам охраны труда.
70. вопрос Общая характеристика конвенций и рекомендаций МОТ: порядок принятия и содержание.
Значение конвенций и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения в международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении,
Решения конференции МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров, и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.
Конвенция МОТ № 122, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., посвящена вопросам государственной политики занятости. Закрепление целей государственной политики содействия занятости в универсальном международном акте, прежде всего, выполняет глобальную задачу постепенной унификации направлений развития национальной политики занятости в различных странах мира на базе общепризнанных гуманитарных ценностей и социальных стандартов. Однако этим ее задачи не ограничиваются.
Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение:
- наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее;
- продуктивности такой работы;
- свободы выбора занятости;
- широких возможностей для работника получить подготовку для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения;
- широких возможностей для работника использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.
Цель работы - раскрыть основное содержание Конвенции МОТ по вопросу политики занятости.
Методика исследования основана на использовании контент-анализа различных источников научной и специальной литературы.
Основное содержание конвенции МОТ по вопросу политики занятости
Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся там 17 июня 1964 года на свою сорок восьмую сессию,
принимая во внимание, что Филадельфийская декларация признает торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью достижение полной занятости и повышение жизненного уровня, и что в преамбуле к Уставу Международной организации труда предусматривается борьба с безработицей и гарантия заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни,
принимая во внимание далее, что в силу Филадельфийской декларации в обязанность Международной организации труда входит изучение и рассмотрение влияния экономических и финансовых аспектов политики на политику в области занятости в свете провозглашенной в этой Декларации основной цели, что "все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей",
принимая во внимание, что во Всеобщей декларации прав человека предусматривается, что "каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы",
учитывая существующие международные трудовые конвенции и рекомендации, имеющие прямое отношение к политике в области занятости, и, в особенности, Конвенцию и Рекомендацию 1948 года о службах занятости; Рекомендацию 1949 года о профессиональной ориентации; Рекомендацию 1962 года о профессиональном обучении и Конвенцию и Рекомендацию 1958 года о дискриминации в области труда и занятий,
принимая во внимание, что эти акты должны быть включены в более широкие рамки международной программы экономического развития на основе полной, продуктивной и свободно избранной занятости,
постановив принять ряд предложений, относящихся к политике в области занятости, что является частью восьмого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму международной конвенции,
принимает сего июля девятого дня тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года нижеследующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией 1964 года о политике в области занятости.
71. вопрос Досрочные пенсии по старости.
Иногда досрочной пенсией называют любую пенсию по старости, которая устанавливается ранее достижения общего пенсионного возраста, т. е. 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Это неверно. Досрочной пенсией признается такая пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Досрочная пенсия может быть назначена, следовательно, ранее достижения как общего, так и пониженного пенсионного возраста.