Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению чумы

Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чумы, холеры)»(далее – Санитарные правила) устанавливают требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чумы, холеры), введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина в эпидемических очагах чумы и холеры.

2. Противочумные организации, а при их отсутствии – территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, осуществляют консультативно-методическую помощь территориальным медицинским организациям.

3. При проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий используют средства дезинфекции (дезинфектанты, инсектициды и родентициды), разрешенные к применению в Республике Казахстан.

4. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляют государственные органы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан в пределах своей компетенции.

5. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:

1) превентивные мероприятия – профилактические мероприятия;

2) особо опасные инфекции – передающиеся от человека к человеку заболевания, быстро распространяющиеся и поражающие большие количества людей с высокой смертностью (эпидемические вспышки и эпидемии);

3) бактериологический мониторинг – система бактериологического лабораторного наблюдения, с целью своевременного определения появления холерного вибриона среди населения и в объектах внешней среды;

4) полевой материал – носители и переносчики возбудителей зоонозных инфекций, объекты окружающей среды, добытые для проведения их лабораторного исследования с целью обнаружения циркуляции возбудителя;

5) дезинсекция – уничтожение насекомых и других членистоногих;

6) дератизация – истребление грызунов;

7) переносчики инфекции – преимущественно членистоногие, в частности кровососущие насекомые и клещи, определяющие трансмиссивный механизм передачи возбудителя чумы;

8) носители инфекции– теплокровные животные, в первую очередь грызуны и другие мелкие млекопитающие, являющиеся в природе резервуаром возбудителя заболевания;

9) карантин – комплекс ограничительных административных и медико-санитарных мероприятий, осуществляемых с целью предупреждения заноса, выноса и иного распространения карантинных заболеваний;

10) карантинные заболевания – заболевания, характеризующиеся высокой степенью заразности и высокой летальностью;

11) угрожаемая территория – территория, где имеется угроза возникновения случаев заболевания людей холерой;

12) защитная зона – территория вокруг населенного пункта, на которой уничтожены переносчики и/или носители инфекции;

13) чума – особо опасный природно-очаговый зооноз, поражающий человека и некоторых домашних животных, с высокой скоростью развития и тяжестью инфекционного процесса, максимальными уровнями летальности больных и эпидемическим потенциалом;

14) природный очаг чумы – участок земной поверхности, в пределах которого осуществляется циркуляция возбудителя заболевания без заноса извне неопределенно долгое время;

15) природная очаговость (энзоотия) чумы – спонтанное существование возбудителя чумы в природных экосистемах безотносительно к человеку;

16) реконвалесцент – лицо, переболевшее заболеванием;

17) холера нетоксигенная– заболевание, вызванное холерным вибрионом, не продуцирующим холероген и гемолизирующим эритроциты барана;

18) холера – антропонозное бактериальное инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся нарушением водно-солевого, белкового обмена, обезвоживанием организма, токсикозом и гастроэнтеритом, с высокой степенью контагиозности, вызванное холерным вибрионом, продуцирующим холероген и негемолизирующим эритроциты барана;

19) эпидемические осложнения–распространение возбудителя среди населения, требующее проведения комплекса противоэпидемических мероприятий;

20) эпидемический очаг – место пребывания больного (трупа) человека.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению чумы

6. Санитарно-эпидемиологический мониторинг в природных очагах чумы на территории Республики Казахстан осуществляется государственными органами и организациями санитарно-эпидемиологической службы в порядке, определяемом уполномоченным органом.

7. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на энзоотичной по чуме территории в полевых условиях информируют штатный персонал и привлеченных лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке в природном очаге чумы, мерах индивидуальной защиты и действиях в случае подозрения на заболевание чумой, а также принимают необходимые меры для обеспечения безопасности людей при возникновении угрожающей эпидемической ситуации.

8. Территориальные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с организациями здравоохранения и противочумными организациями разрабатывают комплексные и оперативные планы санитарно-противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территорий, включающих:

1) меры по обеспечению постоянного эпидемиологического надзора за чумой с учетом степени потенциальной опасности территории;

2) меры по обеспечению постоянной готовности и взаимодействия территориальных организаций здравоохранения, включая ведомственные, и противочумные организации на случай эпидемических осложнений по чуме;

3) порядок материально-технического обеспечения работ, направленных на предупреждение заболеваний чумой населения, проживающего на территории природных очагов инфекции, выноса ее за пределы природных очагов, заноса из-за рубежа и эпидемического распространения на территории Республики Казахстан;

4) комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на своевременную локализацию и ликвидацию эпидемического очага чумы, с расчетом необходимых для этого сил и средств при возникновении как единичных, так и массовых случаев заболеваний чумой;

5) поддержание готовности медицинских организаций к развертыванию медицинских формирований для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий по чуме;

6) порядок подготовки медицинского персонала специализированных формирований, развертываемых для локализации и ликвидации эпидемического очага чумы;

7) проведение санитарно-просветительной работы, направленной на повышение знаний населения по вопросам профилактики чумы.

9. Медицинские организации ежегодно не позднее, чем за месяц до начала эпидемического сезона, ежегодно определяемого территориальными противочумными организациями в зависимости от погодно-климатических условий года, проводят вакцинацию против чумы угрожаемых контингентов населения, согласованных с противочумными организациями. Контроль своевременности и полноты проведения вакцинации против чумы осуществляют территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора.

10. Медицинские организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, немедленно информирует территориальные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, противочумные организации о каждом выявленном случае заболевания или подозрение на заболевание чумой согласно утвержденной государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно типовой схеме экстренного оповещения о подозрении или заболевании людей чумой и холерой, указанной в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам.

11. Лабораторные исследования полевого, клинического и патологоанатомического материала при подозрении на чуму выполняют бактериологические лаборатории противочумных организаций, имеющие разрешение Центральной режимной комиссии на работу с возбудителями I (первой) группы патогенности в соответствии с санитарными правилами в области санитарно-эпидемиологических требований к лабораториям и условиям работы в лабораториях, утверждаемых постановлением Правительства Республики Казахстан.

12. Противочумные станции на закрепленной за ними энзоотичной по чуме территории проводят:

1) эпизоотологическое обследование в соответствии с утвержденными уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения планами и контрольными цифрами с предоставлением его результатов по подчиненности, а также в территориальные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организации здравоохранения и местной исполнительной власти;

2) исследование материала от больных людей при подозрении на чуму;

3) выполнение плановых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с эпидемиологическими показаниями и контрольными цифрами;

4) проведение внеплановых (экстренных) мероприятий при регистрации экстремальных ситуаций – наличие больного чумой верблюда, выявление острых и разлитых эпизоотий чумы вблизи стационарных и временных населенных пунктов, других объектов хозяйственной деятельности человека, транспортных магистралей и так далее;

5) определение групп риска заражения людей чумой на энзоотичной территории и предоставление информации в уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия;

6) обучающие семинары для медицинских работников на энзоотичной территории по вопросам клиники, диагностики, лечения чумы, организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, вакцинации людей;

7) семинары и инструктажи со специалистами территориальных подразделений государственного органа в области ветеринарии по вопросам профилактики чумы у верблюдов и по методике их вакцинации;

8) санитарно-просветительную работу с населением по профилактике чумы.

13. Объем и характер основных превентивных мероприятий, проводимых в природных очагах чумы, определяет уполномоченный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

14. На объектах юридических и физических лиц, находящихся на территории природных очагов чумы, обеспечивается:

1) выполнение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территории населенных пунктов и организаций с целью исключения условий для проникновения и жизнедеятельности грызунов;

2) организация и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или на расположенных в их пределах объектах (организациях);

3) доступ на территорию организации и расположенные на ней объекты сотрудников противочумных организаций, осуществляющих санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, территориальных органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и проведение дератизационных и дезинсекционных работ;

4) проведение силами специалистов противочумных организаций, территориальных организаций санитарно-эпидемиологической службы и организаций, имеющих соответствующую лицензию, дератизации и дезинсекции на своей территории и в расположенных на ней объектах;

5) обязательное выполнение указаний специалистов противочумных организаций и территориальных органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленных на предупреждение заболеваний чумой среди населения.

15. Физическим лицам, направляющимся или находящимся на территории природного очага, при осложнении эпизоотической и эпидемической обстановки проводят вакцинацию против чумы.

16. Сроки и контроль проведения вакцинации, а также группы населения, подлежащие вакцинации, определяют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с противочумными организациями.

17. Иммунопрофилактику осуществляют территориальные медицинские организации в установленные сроки и согласно инструкции производителя по применению противочумной вакцины.

18. Медицинскими организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечивается:

1) предоставление специалистам противочумных организаций медицинских документов для выявления лиц, переболевших заболеваниями, сопровождающихся высокой температурой, лимфаденитами и другими симптомами, характерными для чумы;

2) готовность госпитальной базы (инфекционного госпиталя для больных чумой, изолятора для контактных, провизорного госпиталя) и других медицинских учреждений к проведению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больных чумой;

3) подготовку медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики чумы, организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой;

4) организацию и проведение тренировочных учений (занятий) с вводом условного больного чумой;

5) сбор сведений о численности и распределении населения на очаговой по чуме территории, особенно декретированных контингентов, имеющих высокий риск заражения чумой в природе;

6) медицинское наблюдение за вахтовыми рабочими при их выезде к месту постоянного жительства;

7) наличие комплектов для забора материала, защитных костюмов, средств индивидуальной профилактики персонала, дезинфицирующих средств согласно требованиям к обеспеченности защитными костюмами, комплектами для забора проб, средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими средствами и солевыми растворами в медицинских организациях, указанных в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам.

19. В местах выявления эпизоотий чумы среди грызунов местные исполнительные органы, территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям по представлению противочумных организации вводят временные ограничения хозяйственной, поисковой и иной деятельности на угрожаемой территории:

1) запрет на выпас и перегон скота;

2) запрет на проведение охотопромысла;

3) запрет на проведение массовых мероприятий;

4) запрет на вывоз фуража, зерна и других эпидемически значимых грузов за пределы эпизоотической территории.

20. Территориальные органы санитарно-ветеринарного контроля при обнаружении верблюдов, подозрительных на заболевание чумой, отделяют их от основного стада, кровь животных, взятую из восходящей ветви яремной вены и пунктат из увеличенных лимфатических узлов исследуют бактериологически и серологически в ближайшей противочумной лаборатории. Изолированные животные подлежат ежедневному термометрированию, и, если температура тела не снижается, а состояние верблюдов ухудшается, их забивают на скотомогильнике. Лечение больных чумой верблюдов не проводится. Трупы верблюдов сжигаются и закапываются. Место падежа и вскрытия верблюда дезинфицируется.

21. Трупы вынужденно забитых и павших верблюдов вскрывают при участии специалиста из противочумной организации. Секционный материал исследуют на наличие возбудителя чумы в противочумной лаборатории.

22. Шерсть от здоровых верблюдов подвергают обработке инсектицидами, упаковывают в двойную тару и после отмены ограничительных мероприятий направляют на мойку для обработки горячей водой, о чем делают соответствующую отметку в ветеринарном сертификате. Кожу и шерсть, снятые с павших верблюдов без предварительного ветеринарного освидетельствования, дезинфицируют или сжигают.

23. Поголовье верблюдов в период течения эпизоотий чумы подлежит ветеринарному наблюдению. В это время запрещается убой больных верблюдов, диагноз у которых не установлен. Убой здоровых животных производится с разрешения ветеринарного врача после десятидневного наблюдения за животным, павших и вынужденно забитых верблюдов подвергают исследованию на чуму.

24. Профилактическую вакцинацию верблюдов на всей территории Республики Казахстан проводят ветеринарные специалисты, под контролем территориальных подразделений государственного органа в области ветеринарии, в порядке и сроки, предусмотренные инструкцией производителя по применению противочумной вакцины. Наблюдение за вакцинированными животными проводится в течение 14 дней.

25. Проведение вакцинации животных против чумы оформляют актом с указанием количества вакцинированных животных, полное наименования вакцины, предприятия-изготовителя, номеров серии и контроля, даты изготовления и количества израсходованной вакцины. К акту прилагают подписанную владельцами скота опись вакцинированных животных.

26. По требованию государственных ветеринарно-санитарных инспекторов соответствующих территорий животные должны быть предоставлены для профилактической вакцинации против чумы.

27. О вновь приобретенных животных необходимо сообщать государственным ветеринарно-санитарным инспекторам соответствующих территорий.

28. Запрещается вынужденный убой верблюдов без разрешения государственного ветеринарно-санитарного инспектора соответствующей территории.

29. О случаях заболевания, вынужденного убоя или гибели животных немедленно сообщают ветеринарно-санитарному инспектору соответствующей территории.

30. В организациях по заготовке, переработке, реализации животноводческой продукции и сырья ежегодно и при приеме на работу проводится обучение правилам профилактики чумы работников, производственная деятельность которых связана с уходом, содержанием и разведением скота, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией животноводческого сырья и продукции.

31. Территориальные органы ветеринарно-санитарного контроля и местные исполнительные органы информируют противочумные организации обо всех случаях заболеваний верблюдов с симптомами чумы, случаях с неясной клинической картиной заболевания и падеже верблюдов от неизвестных причин.

32. В организациях, осуществляющие международные перевозки, владельцы транспортных средств и руководители пунктов пропуска через государственную границу обеспечивается доступ специалистов противочумных организаций и территориальных органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, на территорию организации, на транспортные средства, прибывшие из стран, неблагополучных по чуме, а также в помещения временного хранения грузов и товаров для проведения эпизоотологического обследования.

33. Организации, осуществляющие международные перевозки и владельцы транспортных средств по решению должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, направляют прибывшее транспортное средство, подозрительное на заражение чумой, на санитарную стоянку (причал, тупик, площадку) для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) противочумных мероприятий.

34. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, после получения и вскрытия контейнеров и лихтеров с товарами и грузами за пределами пунктов пропуска через государственную границу при обнаружении в них грызунов или следов их жизнедеятельности, а также эктопаразитов немедленно сообщают об этом в территориальные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

35. Шкурки пушных зверей (суслики, сурки и другие), завезенные на территорию Республики Казахстан без ветеринарного сертификата, подлежат уничтожению в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии».

36. Первичные противоэпидемические мероприятия проводятся до официального открытия очага после возникновения подозрения на чуму у больного или умершего с подозрением на чуму человека.

37. К первичным противоэпидемическим мероприятиям относятся:

1) незамедлительная информация о выявлении больного или умершего человека с подозрением на чуму по схеме оповещения согласно приложению 1 к настоящим Санитарным правилам;

2) госпитализация больного в изолированную палату (бокс), доставка трупа в морг или (в случае невозможности их доставки в медицинскую организацию) дифференцированная изоляция больного (трупа) и лиц, контактировавших с ним, на месте;

3) транспортировка больного в инфекционное отделение для оказания специализированной медицинской помощи с соблюдением необходимых мер предосторожности для обеспечения личной безопасности (применение защитного костюма первого типа), условий изоляции и оказанием неотложной медицинской помощи; при невозможности или нежелательности транспортировки больного (подозрение на легочную или кишечную формы чумы, тяжелое состояние, отсутствие специализированного транспорта), вызывается бригада специалистов к месту его нахождения;

4) сбор эпидемиологического анамнеза;

5) дезинфекция мест пребывания больного (трупа), в том числе средств его транспортировки, а также других объектов, которые могут оказаться зараженными.

38. Эпидемический очаг чумы открывается после официальной постановки диагноза «чума» специальным решением территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Этим же решением назначается начальник очага из числа опытных работников противочумной организации или органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также создается штаб очага, под руководством которого осуществляются мероприятия, изложенные ниже.

39. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в эпидемическом очаге чумы состоят из двух организационно и функционально связанных разделов – локализации и ликвидации очага.

40. Мероприятия по локализации и ликвидации эпидемического очага чумы организуются и проводятся в соответствии с утвержденным планом по предупреждению завоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций соответствующей административно-территориальной единицы.

41. Объем и характер мероприятий определяется данными эпидемиологического расследования, которое проводится немедленно после получения заключения о выявлении случая чумы.

42. Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, в зоне эпидемического очага чумы, осуществляются в соответствии с Правилами осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на территории Республики Казахстан, а также особых условий и режимов проживания населения и ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, утверждаемые постановлением Правительства Республики Казахстан.

43. Вопросы привлечения сил и средств других ведомств для обеспечения ограничительных мероприятий в эпидемическом очаге чумы, наблюдения за сельскохозяйственными и домашними животными находятся в ведении территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям и решаются в соответствии с территориальным комплексным планом и по согласованию с органами местной исполнительной власти.

44. В целях обеспечения противоэпидемического режима работы и оперативного проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, персонал медицинских формирований в эпидемическом очаге чумы, с момента его открытия и до официального закрытия, переводится на казарменное положение.

45. Мероприятия по локализации очага чумы направлены на предотвращение заражения человека от больного или трупа и ограничение территориального распространения зараженных объектов биологического и небиологического характера. Локализация очага осуществляется на этапах:

1) выявления больных чумой;

2) госпитализации больных чумой;

3) выявления умерших от чумы людей;

4) захоронения трупов умерших от чумы людей;

5) выявления и изоляции лиц, контактировавших с зараженными чумой объектами;

6) определения необходимости, сроков и объема карантинных мероприятий и их реализации;

7) провизорной госпитализации лиц с симптомами, подозрительными на чуму;

8) медицинского наблюдения за населением по месту жительства и при обращении в медицинские учреждения для ускорения изоляции больных и диагностики чумы;

9) проведения текущей и заключительной дезинфекции.

46. Эпидемический очаг чумы считается ликвидированным после:

1) окончания лечения и выписки больного (больных) чумой;

2) окончания профилактического лечения и выписки лиц, контактировавших с зараженными объектами;

3) завершения работ по дератизации, дезинсекции и заключительной дезинфекции.

47. После окончания лечения пациента выписывают при соблюдении следующих условий:

1) отсутствии клинических симптомов заболевания;

2) нормализации лабораторных анализов крови и мочи;

3) стабильно нормальной температуры тела в течение 6 дней при кожной, ангинозной и бубонной формах чумы или в течение 10 дней при легочной и септической формах, а также менингеальных и кишечных осложнениях;

4) однократном отрицательном результате бактериологического исследования материала, взятого через сутки после окончания антибиотикотерапии.

48. После выписки реконвалесцент подлежит диспансерному наблюдению в течение трех месяцев.

49. Медицинские организации в период существования эпидемического очага обеспечивают:

1) выявление больных с симптомами чумы на всех этапах оказания медицинской помощи населению при осуществлении медицинского наблюдения за населением в форме подворных обходов и проведение первичных противоэпидемических мероприятий;

2) организацию транспортировки больных специализированным автотранспортом, их госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование, лечение, а также проведение дезинфекции;

3) изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;

4) провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками чумы; изоляцию контактных с проведением медицинского наблюдения и экстренной профилактики в течение всего инкубационного периода;

5) в установленном порядке патологоанатомическое вскрытие умерших от острых инфекционных заболеваний неясной этиологии, подозрительных на наличие заболевания чумой, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патологоанатомического диагноза и забора соответствующего материала для исследования.

50. Вскрытие умерших от чумы, взятие от них материала для исследования на чуму и его транспортировку в специализированные лаборатории производят в присутствии специалистов противочумных организаций:

1) перевозка трупа к месту захоронения производится на выделенном транспорте в металлическом или деревянном гробу бригадой эвакуаторов в защитной одежде 1 типа, укомплектованному в соответствии с санитарными правилами в области санитарно-эпидемиологических требований к лабораториям и условиям работы в лабораториях, утверждаемых постановлением Правительства Республики Казахстан;

2) захоронение умершего от чумы проводится с учетом местных религиозно-этнических обычаев на общем кладбище силами коммунальной службы территории в присутствии специалиста противочумной организации.

51. Физические и юридические лица, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в эпидемическом очаге чумы обеспечивают выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболевания чумой в эпидемическом очаге, в соответствии с настоящими Санитарными правилами.

Наши рекомендации