Вопрос 19. Ответственность за похищение человека (ст. 126 УК)

Общие положения об ответственности за похищение человека содержатся в ч. 1 ст. 126 УК. Это преступление включает два элемента: непосред­ственно похищение и насильственное удержание, связанное с лишением свободы.

Объектом преступления является свобода личности, в трактовке этой нормы понимаемая как возможность самостоятельно определять свои по­ступки и место пребывания. Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие свободу, честь и достоинство личности.

Объективная сторона включает похищение — незаконное умышленное завладение человеком против его воли. Похищение человека может быть совершено тайно или открыто, путем обмана или захвата. Другими элемен­тами объективной стороны являются перемещение потерпевшего с места его временного или постоянного пребывания и удержание против его воли и желания. Продолжительность удержания для квалификации значения не имеет.Преступление считается оконченным с момента захвата потерпевшего и перемещения его в другое место. Если действия виновного были пресе­чены на стадии захвата, то их надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 126.

От похищения следует отличать незаконное лишение свободы (ст. 127), которое предполагает удержание лица в месте, где оно оказалось по соб­ственному желанию.

От похищения человека отличается и такой состав, как захват заложни­ка (ст. 206). Основное отличие заключается в том, что при захвате залож­ника виновным выдвигаются условия его освобождения, а при похищении человека — нет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыс­лом. Мотивы преступления оказывают влияние на квалификацию только в том случае, когда они связаны с корыстью (п. «з» ч. 2 ст. 126).

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 14-лет­него возраста.

Часть 2 ст. 126 предусматривает ответственность за квалифицирован­ные виды похищения человека.

Пункт «а» ч. 2 ст. 126 в качестве квалифицирующего признака называ­ет похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Для определения предварительного сговора необходимо, чтобы соучастники заранее договорились о совершении преступления и высту­пали как соисполнители. Если же роли были распределены таким обра­зом, что среди соучастников также были организаторы, пособники или подстрекатели, то их действия должны квалифицироваться по ст. 33 ист. 126.

Пункт «в» ч. 2 ст. 126 устанавливает ответственность за похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Подразумевается, что при похище­нии или в ходе удержания потерпевшего его здоровью причинялся тяжкий, средней тяжести или легкий вред или же примененное насилие создавало реальную опасность для его жизни или здоровья. Насилие может быть физическим или психическим.

В ч. 3 ст. 126 устанавливается два особо квалифицированных состава похищения человека.

Похищение человека, совершенное организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 126), предусматривает наличие устойчивой группы лиц, заранее объ­единившихся для совершения преступлений. Объединение может состо­яться как для совершения именно конкретного похищения человека, так и задолго до этого для совершения других преступлений.

Пункт «в» ч. 3 ст. 126 уточняет формулировку «наступление тяжких последствий». К ним, в частности, относится смерть потерпевшего; других примеров законодатель не называет. Данный состав характеризуется двумя формами вины: умыслом по отношению к похищению и неосторожностью по отношению к тяжким последствиям. Смерть потерпевшего, наступив­шая в результате причинения ему вреда здоровью, квалифицируется по ч. 4 ст. 111.

В примечании к ст. 126 указано, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.


Наши рекомендации