Задания для самостоятельной работы студентов по реализации программных целей занятия
Темы рефератов (УИРС).
1. Медицинская эмблематика.
2. Этические проблемы генноинженерных технологий.
3. Этические проблемы трансплантологии.
САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Тестовый контроль.
Вариант 1.
1. Медицина относится к одному из следующих типов знания:
1) естественнонаучному
2) гуманитарному
3) междисциплинарному +
2. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:
1) этика
2) мораль
3) этикет
4) право
5) искусство +
3. Понятие “право” включает все перечисленные смыслы, кроме того, что это:
1) элемент системы государственной власти
2) форма принуждения и наказания человека человеком
3) явление социальной солидарности и связности человека с человеком
4) “духовно воспитанная воля”
5) индивидуальная воля карать и наказывать людей +
4. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме:
а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка; б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.
1) б, д, ж, и +
2) в, г, е
3) б, е, и,
4) а, б
5. Долг - это то, что исполняется в силу:
1) профессиональных обязанностей
2) веления времени
3) требования совести и следствия морального идеала +
4) идеологического обоснования общественного прогресса
5) требования близких людей
6. К совести человека относятся перечисленные свойства, кроме:
1) способность переживать неисполненность долга
2) внутреннее знание добра и зла
3) требование категорического императива
4) нравственное чувство, побуждающее к добру и отвращающее
от зла
5) симптом психического расстройства +
7. В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является:
1) не навреди +
2) не убий
3) приоритет интересов науки
4) принцип автономии личности
8. “Конвенция о правах человека и биомедицине” (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защищать и гарантировать все, кроме:
1) уважения достоинства человека
2) защиту индивидуальности каждого человеческого существа
3) уважение целостности и неприкосновенности личности
4) соблюдение прав человека и основных свобод
5) обеспечения экономической выгоды и материального интереса +
9. Понятие “информированное согласие” включает в себя все, кроме:
1) информации о цели предполагаемого вмешательства
2) информации о характере предполагаемого вмешательства
3) информации о возможных негативных последствиях
4) информации о связанном с вмешательством риске
5) информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском +
10. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) в праве решать:
1) только врачи-профессионалы
2) только родители +
3) только мать
4) религиозные объединения
5) государственные органы здравоохранения
11. Вмешательство в геном человека может быть осуществлено во всех перечисленных целях, кроме:
1) изменения генома половых клеток +
2) профилактических целей
3) диагностических целей
4) терапевтических целей
12. Классификация медицинских эмблем:
1) общие+
2) частные+
3) индивидуальные
Вариант 2.
1. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию, является:
1) экономическое
2) познавательное (гносеологическое)
3) моральное +
2. Нравственность – это понятие, определяющее:
1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека +
2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни
3) часть философии
4) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку
3. К верному определению справедливости относится:
1) справедливость – это преимущественно принцип распределения материальных благ и денежных средств
2) справедливость – это равенство
3) справедливость – это праведность, исполнение закона и ответ добром на зло
4) справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми +
5) справедливость - это воздаяние “лучшим” - ”лучшего”
4. Добро это все перечисленное, кроме:
1) умение и готовность помочь ближнему
2) благо, которое ценно и значимо само по себе
3) индивидуальное здоровье
4) то, что противоположно злу
5) абсолютная воля
6) недостижимый идеал +
5. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:
1) делай добро +
2) не лжесвидетельствуй
3) не укради
4) “знание - сила”
5) принцип автономии личности
6. К лицам, не способным дать информированное согласие, относятся все, кроме двух групп лиц:
а) несовершеннолетних; б) лиц с умственной неполноценностью; в) лиц с тяжелыми формами заболеваний, блокирующими сознание; г) лиц женского пола; д) граждан с иностранным подданством.
1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) в, д
5) г, д +
7. Активная эвтаназия отличается от пассивной:
1) отсутствием согласия или просьбы пациента о лишении жизни
2) приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении
жизни пациента
3) активным, деятельным, вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента +
4) умышленным или преднамеренным лишением жизни человека
8. C этической проблемой репродуктивной идентичности человека максимально связана пересадка:
1) почек
2) печени
3) сердца
4) головного мозга
5) половых желез
6) роговицы +
9. Генная терапия должна осуществляться:
1) только в лечебных целях +
2) для медицинской и моральной подготовки и повышенной заботы о будущем ребенке
3) для построения здорового общества или общества здоровых граждан
4) в целях изменения генома наследников пациента, т.е. проведения генотерапии половых клеток
10. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:
1) юридического положения об информированном согласии
2) моральной заповеди “не лжесвидетельствуй”
3) антропологического понимания смерти как стадии жизни
4) разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности
5) различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей
6) по всем перечисленным причинам +
11. Идея справедливости в медицине реализуется в форме:
1) милосердия врачей
2) безвозмездной помощи больному человеку
3) высокой оплаты труда медицинских работников
4) одинаково высокого уровня медицинской помощи всем людям
5) всего перечисленного +
12. Классификация медицинских эмблем:
1) общие+
2) частные+
3) индивидуальные
Вариант 3.
1. Главной целью профессиональной деятельности врача является:
1) спасение и сохранение жизни человека +
2) социальное доверие к профессии врача
3) уважение коллег
4) материальная выгода
2. Правильным определением этики как науки является:
1) этика - наука об отношении живых существ между собой
2) этика - наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов +
3) этика - наука о минимизировании зла в человеческих отношениях
4) этика - наука об умении правильно себя вести в обществе
3. Мораль – это:
1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей +
2) совокупность научных фактов
3) философское учение
4) строгое соблюдение законов и конституции
5) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное
5. Зло - это то, что перечислено, кроме:
1) того, что отдаляет от идеала нравственного совершенства, библейских заповедей, Бога
2) преступление и беззаконие
3) что вредно для человеческой жизни
4) связанно с пороком и нравственным растлением
5) интеллектуальная фикция +
6. Для современной модели профессиональной морали - биоэтики, основным принципом является:
1) принцип “соблюдения долга”
2) принцип “не навреди”
3) принцип приоритета науки
4) принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента +
5) принцип невмешательства “Конвенция о правах человека и биомедицине”(1997 г.)
7. Необоснованность эвтаназии с медицинской точки зрения определяется:
1) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента
2) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь
3) нарушением моральной заповеди “не убий”
4) блокированием морального стимула развития и совершенствования медицинского знания и медицинских средств борьбы со смертью
5) со всеми перечисленными факторами +
8. Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:
1) морально-мировоззренческим пониманием сущности человека
2) развитием медицинской техники
3) потребностью трансплантационной медицины +
4) уважением чести и достоинства человека
9. Генетическое прогностическое тестирование производится:
1) только в лечебных целях
2) только в целях медицинских научных исследований
3) с целью осуществления искусственного отбора населения
4) с целью создания благоприятных социальных условий для лиц с повышенными интеллектуальными способностями
5) для медицинской и моральной подготовки и повышенной заботы о будущем ребенке и в целях уточнения клинического диагноза +
10. Врачу следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства во всех случаях, кроме тех, когда:
1) пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо его заболевание “блокирует” сознание +
2) это решение определяется финансовой выгодой
3) пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить всю сложность заболевания
4) несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья
5) во всех перечисленных случаях
11. Оказание медицинской помощи является формой проявления:
1) привилегии для определенных слоев общества
2) милосердия и социальной справедливости +
3) экономической заинтересованности профессионалов
4) рыночно ориентированного разделения труда и источник получения прибыли
12. Классификация медицинских эмблем:
1) общие+
2) частные+
3) индивидуальные
Вариант 4.
1. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:
1) право на отклоняющееся поведение
2) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения +
3) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм
4) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным
5) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного
2. Медицину и этику объединяет:
1) человек как предмет изучения +
2) методы исследования
3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях
4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им
5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека