Занятие 4. Клинико-генеалогический метод изучения наследственности человека
РАЗДЕЛ VI. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА
Занятие 1. Характеристика генома человека. Методы изучения наследственности человека.
Задание 1. Дайте определение следующих понятий:
Геном ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кариотип_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тельце Барра______________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.Дайте характеристику кариотипа человека
______________________________________________________________________________
Задание 3.Заполните таблицу «Основные методы изучения наследственности человека»:
Название метода | Принципы | Возможности | Недостатки |
Клинико-генеалогический метод | |||
Близнецовый метод | |||
Цитогенетический метод | |||
Популяционно- статистический метод | |||
Молекулярные методы |
Занятие 2. Цитогенетический метод. Близнецовый метод
Задание 1.Сделайте заключение о кариотипе человека в следующих случаях:
1) Фенотип мужской, 95% клеток не имеют телец Барра:
2) Фенотип женский, 95% клеток имеют 1 тельце Барра:
__________________________________________________________________
3) Фенотип мужской, 95% клеток имеют 1 тельце Барра:
__________________________________________________________________
4) Фенотип женский, 95% клеток имеют 2 тельца Барра:
__________________________________________________________________
5) Фенотип женский, 95% клеток не имеют тельца Барра:
__________________________________________________________________
6) Фенотип мужской, 95% клеток имеют 2 тельца Барра:
__________________________________________________________________
Задание 2.Проанализируйте данные о конкордантности близнецовых пар, приведенные в таблице. Сделайте заключение об относительной роли наследственности и факторов среды в формировании указанных ниже признаков:
Признаки | МБ | ДБ | Заключение |
Группа крови | |||
Цвет глаз | |||
Сахарный диабет | |||
Рахит | |||
Язвенная болезнь | |||
Коклюш | |||
Скарлатина | |||
Ревматизм |
Подпись преподавателя____________________
Занятие 3. Популяционно-статистический метод изучения наследственности человека
Задание 1.Дайте определение следующих понятий:
Вид ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Популяция________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.Что такое «идеальная» популяция? Сформулируйте критерии «идеальной» популяции.
________________________________________________________________________
Задание 3.А) Сформулируйте закон Харди-Вайнберга:
____________________________________________________________________________
Б) Каковы возможности популяционно-статистического метода:
________________________________________________________________________
Задание 4.Решите задачу:
При изучении частоты встречаемости фенилкетонурии в определенном районе, заболевание было выявлено у 16 человек из 100 000. Определите частоту встречаемости фенилкетонурии в этом районе.
Задание 5.Решите задачу:
В изучаемой популяции резус-отрицательность была выявлена у 16% обследованного населения. Определите генетическую структуру данной популяции.
Подпись преподавателя______________________________
Занятие 4. Клинико-генеалогический метод изучения наследственности человека
Задание 1.Дайте определение следующих понятий:
Пробанд __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сибсы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.Составьте родословную своей семьи. Проследите наследование какого-либо признака в Вашей семье (группы крови, резус-фактор, цвет глаз, праворукость-леворукость и др.).
Задание 3.Проанализируйте родословную семьи, в которой наблюдается наследование полидактилии.
1) Определите тип наследования патологического признака в семье:
__________________________________________________________________
2) Определите членов семьи, являющихся носителями мутантного гена:
__________________________________________________________________
3) Определите генотип индивидуума III-2 и объясните причину рождения в его семье детей, имеющих полидактилию:
____________________________________________________________________
Задание 4.А)Составьтеродословную по данным анамнеза:
Пробанд – здоровая женщина, имеющая двух здоровых братьев и двух братьев, больных алкаптонурией. Мать пробанда здорова и имеет двух здоровых сестер – монозиготных близнецов. Отец пробанда болен алкаптонурией и является двоюродным дядей своей жены. У него есть здоровые брат и сестра. Бабушка пробанда со стороны отца была больна алкаптонурией и состояла в браке со своим здоровым двоюродным братом. Бабушка и дедушка со стороны матери здоровы, отец и мать деда также здоровы, при этом мать деда является родной сестрой деда пробанда со стороны отца.
Б) Пронумеруйте поколения и членов каждого поколения
В) Определите тип наследования алкаптонурии;
Тип наследования:__________________________________________________
Задание 5.Проанализируйте наследование групп крови по системе АВО в данной семье.
А) Определите группу крови и генотип индивидуумов I 2, II 4, III 1.
________________________________________________________________
Б) Какие группы крови могут быть у детей супружеской пары III 1 и III 2? Какова вероятность того, что четвертый ребенок этой пары будет иметь IV группы крови?
________________________________________________________________
Решение задачи запишите ниже:
Подпись преподавателя______________________________