Самоспасание при лодочных авариях
Возросшая популярность водного спорта привела к увеличению количества аварий во время водных прогулок.
Если у Вас произошёл несчастный случай на воде, вы должны сообщить об этом и оказать пострадавшим посильную помощь так, чтобы не подвергать при этом опасности вашу собственную жизнь, жизнь остальных пассажиров и безопасность вашего судна. Если Вы видите (приняли) сигналы бедствия, Вы должны оказать помощь, руководствуясь теми же самыми принципами. Если Вы сами не можете оказать помощь, свяжитесь с ближайшими судами, спасателями или властями.
Опрокидывание (переворот) судна.
Опрокидывание (переворот) является самым типичным явлением для маленьких парусных судов и каноэ. Опрокидывание может произойти из-за ошибки рулевого, порыва ветра и высокой волны. Возможность переворота усиливает важность ношения спасательного жилета. К счастью, эти небольшие легко переворачивающиеся суда обычно остаются на плаву, даже после опрокидывания и, таким образом обеспечивают определённую помощь пострадавшим (см.табл.2.6-5, 2.6-6 и ил.2.6-8).
Таблица 2.6-5. Выживание при опрокидывании судна.
Успокойтесь и не тратьте зря энергию. Подайте голос или сигнал бедствия (свистком). |
Оставайтесь рядом с судном, если это не представляет для Вас опасности. |
Попробуйте перевернуть судно. Вскарабкайтесь на него или, по крайней мере, держитесь, насколько это возможно, высунувшись из воды. Это отсрочит переохлаждение. |
Если Вас отнесло далеко от судна, воспользуйтесь любым плавающим предметом (пустая канистра, пластиковый холодильник, кранец и т.д.), который может помочь Вам оставаться на плаву. |
Если Вас уносит течением, Вы должны не сопротивляясь ему, плыть на спине сгруппировавшись, ногами вперёд. |
Иллюстрация 2.6-8.Выживание при опрокидывании судна
Таблица 2.6-6. Предотвращение опрокидывания (переворота) судна.
Не перегружайте судно и убедитесь, что груз распределен равномерно. |
Маневрируйте на безопасной скорости и рассчитывайте радиус поворота. |
Не принимайте бортом волны от других судов, пересекайте их носовой частью вашего судна. |
Снижайте скорость в зоне волнения. |
Никогда не ставьте якорь с кормы или бортов судна. Это может привести к захлёстыванию его волнами, затоплению или перевороту. |
Падение за борт
Главная причина несчастий, приводящих к гибели людей на небольших судах - это падение за борт. В определенных погодных условиях на некоторых судах, судоводители, кроме спасательных жилетов используют также страховочные концы.
При погружение в холодную воду:
Первая реакция - при попадании в холодную воду, первую реакцию на это можно охарактеризовать, как отдышку при нехватке воздуха. Эта состояние может привести к захлёбыванию водой. Обратите внимание заранее, чтобы ваш спасательный жилет мог держать Вас высоко над поверхностью, уменьшая возможность погружения лица в воду.
Кратковременное погружение: если вы оказались в воде (особенно в холодной), самое важное - это найти способ выбраться из неё как можно скорее. В холодной воде, вы сможете сохранять моторные функции, чтобы плавать от 10-и до 30-и минут. Поэтому, в холодных водах при падении за борт, пострадавшие, как правило, тонут в результате мышечного окоченения, а не от переохлаждения. Действия судоводителей при падении за борт указаны в табл.2.6-7 и ил.2.6-9
Таблица 2.6-7.Действие судоводителя при падении человека за борт
Замедлите ход или сразу остановитесь, если возможно. Бросьте упавшему за борт что-нибудь плавучее (это вдобавок поможет отметить его местонахождение). |
Поручите одному человеку, не отрываясь следить за упавшим, непрерывно указывая на его местоположение вытянутой рукой. |
Подходите к пострадавшему, чтобы поднять его на борт, таким образом (тем бортом), чтобы постоянно его видеть. |
Установите контакт с пострадавшим. Киньте ему плавающий канат или привязанный спасательный круг, и, подтянув к судну, втащите пострадавшего на борт. Убедитесь, что выключили двигатели (отключили винты). Тяжелая веревка, цепь или кабель, привязанные концами и спущенные по борту на уровне воды, могут послужить ступенькой, если у Вас нет забортного трапа. |
Иллюстрация 2.6-9.Вытаскивание пострадавшего на борт