Тренировка к кислородному голоданию (КГ)
Одним из наиболее эффективных способов тренировки является тренировка к кислородному голоданию. Между тем, несмотря на очевидную пользу, этот метод используется пока главным образом в узкопрофильных целях (тренировка летчиков, космонавтов, альпинистов). В последние годы было обнаружено, что тренировка к кислородному голоданию активирует стресс-лимитирующие системы, предупреждает стресс-повреждения, усиливает адаптационные возможности мозга и улучшает перераспределительные реакции сердечно-сосудистой системы. В связи с этим постепенную адаптации к гипоксии в барокамере стали использовать для лечения нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также для подавления аллергических реакций.
Нам представляется, что при условии разработки простой и общедоступной методики тренировки к кислородному голоданию этот метод можно было бы рекомендовать для массового использования населением наряду с физзарядкой. Наиболее простым и безопасным методом тренировки является тренировка к задержке дыхания. Проведенное нами исследование, в котором участвовало 250 студентов, показало, что систематическая (по два раза в день ежедневно) предельная (но не более чем на две мин.) задержка дыхания после предварительной гипервентиляции достоверно увеличивает предельную продолжительность апноэ и благотворно отражается на деятельности сердца и дыхательной системы, способствуя более экономной их работе и более быстрому восстановлению частоты пульса и дыхания после стандартной физической нагрузки.
Противоречивые данные о влиянии гипоксии на систему иммуногенеза побудили нас провести изучение влияния тренировки к КГ на иммунологическую реактивность организма. Опыты ставились на белых крысах. Животные иммунизировались взвесью эритроцитов барана. Тренировку проводили в барокамере на «высоте» 6-7 тыс. метров в течение 3-9 дней (по 2 часа ежедневно). Всего было поставлено 60 опытов. Опыты показали, что тренировка животных к умеренному КГ ведет к достоверному увеличению числа антителопродуцирующих клеток в селезенке.
С.В.Вдовенко изучал влияние тренировки к КГ на митотический режим клеток эпителия. Вопрос этот, как ни странно изучен совершенно недостаточно. Опыты проводились на белых крысах. Животных «поднимали» в барокамере на «высоту» 6 тыс. метров в течение 7 дней (по 4 часа в день). Для характеристики митотической активности клеток эпителия роговицы вычислялся митотический индекс (МИ) в промилле. Процент патологических митозов (ПМ) вычислялся от общего числа митозов. Всего было поставлено 200 опытов. Опыты показали, что тренировка к КГ заметно смягчает отрицательное влияние гипоксии на митотический режим клеток. В контрольных исследованиях митотическая активность клеток после однократного «подъема» в барокамере снижалась почти в 2 раза, а количество ПМ возрастало более, чем в 4 раза. У тренированных к КГ животных митотическая активность клеток сразу после «спуска» не только не снижалась, но даже увеличивалась, а количество ПМ было почти в 3 раза меньше, чем в контроле.
В целом можно заключит, что тренировка к умеренному кислородному голоданию способна повысить как неспецифическую, так и специфическую устойчивость организма за счет приспособленных реакций как на системном, так и на клеточном уровне. Более того, исследования последних лет показали, что адаптационная защита, связанная с тренировкой к КГ, сопровождается повышением неспецифической устойчивости даже на субклеточном уровне. Выделенные из клеток тренированного организма органоиды (саркоплазматический ретикулум, митохондрии, ядра) оказались более устойчивыми к аутолизу. Этот было названо «феноменом адаптационной стабилизации структур» (ФАСС). Изучение на модели КГ и различных видов стресса механизмов этих изменений показало, что существенную роль в этих механизмах играют усиление секреции адаптивных гормонов коры надпочечников и активация инкреторной и экскреторной функции поджелудочной железы.
Другие виды тренировки
Тренировка основных приспособительных систем организма является ведущим способом повышения неспецифической устойчивости организма. Наш личный опыт и данные литературы не оставляют сомнений в высокой эффективности трех видов тренировок - тренировки к мышечному напряжению (физкультура и спорт), тренировки к действию холода (закаливание) и тренировки к кислородному голоданию. Существуют ли другие виды тренировок?
По утрам рекомендуется обтираться холодной водой. Это один из элементов закаливания. Объясняя полезный эффект такого закаливания, обычно говорят о гимнастике сосудов: под действием холода сосуды суживаются, а затем (особенно после растирания) расширяются. В этом и состоит гимнастика. Но ведь при обтирании теплой водой (а это куда приятнее!) сосуды будут расширяться, а потом суживаться. Чем не гимнастика? Мы провели экспериментальное изучение влияния тренировки к действию тепла на неспецифическую устойчивость организма. Исследование показало, что тепло не только мобилизует, но, скорее, демобилизует защитные силы. Возможно, это связано с тем, что умеренная гипертермия не ведет к развитию общего адаптационного синдрома.
В научно-популярной литературе одно время широко пропагандировался метод полного голодания (Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов 1973; А. А. Микулин, 1977; П. С. Брегг, 1989; Г. Шелтон, 1991). В газетах и журналах стали появляться статьи, рекомендовавшие использование кратковременного (одно-, пятидневного) голодания для оздоровления организма.
Мы провели изучение влияния систематической тренировки к однодневному голоданию на физическое состояние и некоторые показатели НУ организма. В исследовании принимали участие около 100 испытуемых. Половина из них один день в неделю в течение 3 месяцев не принимали пищи. Питье воды не ограничивалось. Еще 46 человек изучали влияние на организм пятидневного голодания (полного).
В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что кратковременное голодание в организме вызывает целый ряд неблагоприятных изменений. В первые три дня испытуемые жаловались на мучительное чувство голод, слабость и головокружение; двое испытывали тошноту, у одной было кратковременное обморочное состояние. Частота пульса и дыханий после стандартной физической нагрузки увеличилась значительно больше, чем в контрольных исследованиях, и более медленно возвращалась к исходному уровню. Даже после однодневного голодания в крови понижалось содержание глюкозы, а в моче появлялись кетоновые тела. После 5-дневного голодания в 2 – 5 раз уменьшалось содержание в моче стероидных гормонов, а у одного испытуемого появилась аритмия сердца. Число колоний микробов, выросших при посеве с 1 см2 кожи и со слизистой зева, увеличилось в 3 – 7 – 17 раз, что свидетельствует об ослаблении бактерицидных свойств кожи и слизистых оболочек. Таким образом, оказалось, что тренировка к однодневному голоданию не только не повышает, а даже понижает устойчивость организма. Следовательно, не всякая тренировка может быть использована для повышения НУ.
Более того, как уже указывалось, даже тренировки, обеспечивающие успешную адаптацию, имеют свою «цену».
Это необходимо учитывать при планировании тренировок. Любая тренировка должна быть научно обоснованной и строго дозированной. Иначе она может принести вред.
Адаптогены
Научное изучение средств, повышающих НУ, начиналось после работ Г. Селье и Н. В. Лазарева. В годы второй мировой войны адаптированные гормоны уже использовались как средства, повышающие выносливость пилотов. Н. В. Лазарев назвал вещества, повышающие Ну, адаптогенами. Ученик Н. В. Лазарева И. И. Брехман, почувствовав однобокость такого названия (ведь адаптогены, это средства, способствующие адаптации, т. е. повышающие только один вид НУ - приспособляемость), вместе со всеми сотрудниками используют термин резистогены. Теоретически это обоснованно. Исследованиями Л. В. Турбиной (1975), например, показано, что так называемые «адаптивные гормоны» (АКТГ, глюкокортикоиды) могут влиять на адаптацию и резистентность прямо противоположно: понижать приспособляемость и повышать резистентность. Следовательно, эти гормоны правильнее было бы назвать не адаптивными, а резистивными. Но ведь резистогены – это средства, повышающие резистентность, т. е. активную устойчивость. А как назвать средства, повышающие пассивную устойчивость? К сожалению, до настоящего времени знания о способах и средствах повышения НУ не систематизированы и их классификация не разработана. Мы пока пользуемся термином адаптогены, поскольку он вошел в исследовательскую практику.
Наши исследования были посвящены изучению влияния на неспецифическую устойчивость некоторых тонизаторов (женьшень, элеутерококк, элеутерозиды), дибазола, нейропептидов, адаптивных гормонов, некоторых витаминов (В1 и С) и пирогенала. Опыты ставились на белых мышах, белых крысах и кроликах. В качестве моделей патологического процесса использовались кислородное голодание и перегревание. Изучалось влияние испытуемых веществ на адаптацию, резистентность, выносливость и выживаемость животных. Параллельно проводилось исследование на здоровых испытуемых, которым в течении 5 – 6 месяцев вводились тонизаторы или витамины. В этих исследованиях изучалось влияние препаратов на заболеваемость и некоторые показатели неспецифической устойчивости организма. Опыты показали, что женьшень и элеутерококк повышают предел термоустойчивости животных, элеутерококк, дибазол, гидрокортизон, некоторые аналоги лей-энкефалина, пирогенал, витамины В1 и С повышают устойчивость и выживаемость животных в условиях асфиксии. В исследованиях на здоровых испытуемых сколько-нибудь существенного влияния элеутерококка и элеутерозидов, а также витамина С и поливитаминов на показатели НУ выявить нам не удалось. Правда степень субклинических проявлений гиповитаминоза С у лиц, принимавших витамины, заметно уменьшалось. Более чем в 2 раза, например, уменьшалось весной среднее количество петехий при пробе Нестерова. Экстракт элеутерококк несколько снизил общую заболеваемость испытуемых.