Как диагностируют астму у детей

Курсовая работа

Тема: Профессиональная деятельность медицинской сестры в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Выполнила: Булия.Л.Г.

«__ »_______ 20 г.

подпись____________

Руководитель: Стеганцева О.Н.,

Преподаватель ВКК ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

________________________

«__ »_______ 20 г.

Москва 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3-4

Глава 1. Основная часть5

1.1. Этиология 5

1.2. Патогенез 5

1.3. Диагностика 5-6

1.4. Клиника 6-7

1.5. Причины бронхиальной астмы 7-8

1.6. Лечение 8-9

1.7. Профилактика 9-11

1.8. Реабилитация и прогноз 11

1.9. Осложнения

Вывод 12

Глава 2. Практическая часть

13-15

2.1. 15

2.1.1. Правила пользования ДАИ 15-17

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии (ПФМ) 17-18

Вывод 19-20

Заключение22

Литература23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Бронхиальная астма (БА) - одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. Более 235 млн человек во всем мире страдают от этого заболевания. Доступность медицинской помощи хорошего качества, включая своевременную постановку диагноза, понимание тактики ведения и доступности необходимых лекарств, помогает избегать неблагоприятных исходов и осложнений.

Бронхиальная астма обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки БА могут исчезнуть. Однако БА может развиться в любом возрастном периоде, включая взрослую жизнь.

Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Цель исследования:

изучение профессиональной деятельности медицинской сестры в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Объект исследования:пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования:сестринский процесс при бронхиальной астме у детей.

Задачи:

Для достижения цели необходимо изучить:

· этиологию;

· патогенез;

· диагностику;

· клиническую картину;

· причины;

· лечение;

· профилактику заболевания;

· реабилитацию и прогноз;

· осложнения.

Проанализировать:

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

Сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Методы исследования:

· биографический (изучение медицинской документации);

· эмпирический – наблюдение;

· организационный (сравнительный) метод;

· психодиагностический (беседа).

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная астма - это хроническое заболева­ние, характеризующееся периодически возникающими приступами экспираторной одышки (удушья), связан­ными с нарушением бронхиальной проходимости.

В детском возрасте выделяют три основные формы бронхиальной астмы: 1) атопическую, 2) инфекцион­но-аллергическую и 3) смешанную.

Этиология

В развитии атопической формы имеет значение сенсибилизация к неинфекционным аллер­генам, к которым относятся пищевые и лекарствен­ные аллергены, домашняя пыль, пыльца растений, шерсть и перхоть животных. Особую роль в возник­новении инфекционно-аллергической формы играют вирусы (гриппа, парагриппа, РС-вирусы), бактерии и гри­бы. Развитию заболевания способствуют неблагопри­ятные психогенные и метеорологические воздействия, чрезмерная физическая нагрузка.

Патогенез

В развитии всех форм бронхиальной аст­мы важное значение имеют аллергические механизмы. Склонность к аллергическим реакциям в значительной мере определяется наследственной предрасположеннос­тью. Приступ бронхиальной астмы обусловлен обструк­цией дыхательных путей вследствие повышенной чув­ствительности трахеи и бронхов к различным раздра­жителям. Нарушение проходимости бронхов связано с бронхоспазмом, воспалительным отеком слизистой оболочки, обструкцией мелких бронхов вязкой, плохо эвакуируемой мокротой.

Диагностика

В общем анализе крови характерна эозинофилия. В мокроте обнаруживают пласты и гра­нулы эозинофилов, вытесненные из разрушенных кле­ток (кристаллы Шарко-Лейдена). В крови повышен уровень иммуноглобулинов Е. Для выявления специ­фического аллергена в межприступный период прово­дят кожные пробы с аллергенами. При необходимости - провокационные пробы.

Как диагностируют астму у детей

Врач собирает подробную информацию обо всех деталях жизни ребенка и о том, как развивается приступ.

Старый метод определения аллергии – кожная проба, когда на предплечье наносят растворы разных «раздражителей», и в месте контакта с аллергеном кожа краснеет.

Такую пробу нельзя проводить в день приступа, можно спровоцировать ухудшение, поэтому лучше сдать анализ крови на аллергены – это безопаснее и информативнее.

Следующий шаг – необходимо установить, какова степень нарушения работы дыхательной системы. Для этого проводится спирометрия.
Главные показатели спирометрии – объем форсированного выдоха и форсированную жизненную емкость легких. К сожалению, бронхиальную астму часто диагностируют слишком поздно, через много месяцев после появления симптомов. До этого диагноз может звучать как «обструктивный бронхит».

Клиника

В течении заболевания выделяют следу­ющие периоды:

1) предвестников;

2) приступный;

3) послеприступный;

4) межприступный.

Период предвестников наступает за несколько ми­нут, иногда дней до приступа и характеризуется появ­лением беспокойства, раздражительности, нарушением сна. Нередко отмечаются чихание, зуд глаз и кожи, за­ ложенность и серозные выделения из носа, навязчи­ вый сухой кашель, головная боль.

Приступ удушья характеризуется ощущением не­хватки воздуха, сдавлением в груди, выраженной экс­пираторной одышкой. Дыхание свистящее, хрипы слышны на расстоянии. Маленькие дети испуганы, мечутся в постели, дети старшего возраста принимают вынужденное положение - сидят, наклонившись впе­ред, опираясь локтями на колени, ловят ртом воздух. Речь почти невозможна. Лицо бледное, с синюшным оттенком, покрыто холодным потом. Крылья носа раз­дуваются при вдохе . Грудная клетка в состоянии мак­симального вдоха, в дыхании участвует вспомогатель­ная мускулатура. Мокрота при кашле отделяется с тру­дом, вязкая, густая.

При перкуссии определяется коробочный звук. Аускультативно на фоне жесткого или ослабленного дыхания выслушивается большое ко­личество сухих свистящих хрипов, нередко - крепи­тация. Тоны сердца приглушены, тахикардия. В раннем возрасте у детей преобладают отек и ги­персекреция, поэтому приступ удушья развивается от­носительно медленно, протекает более продолжительно и тяжело. При легком течении заболевания приступы редкие, 1-2 раза в год, легко купируются. Среднетяжелые при­ступы возникают 1 раз в месяц, купируются примене­нием противоастматических средств, нередко вводимых парентерально. При тяжелом течении приступы уду­шья частые, длительные, трудно купируются и перехо­дят в астматический статус, при котором приступ не удается купировать в течение 6-8 часов и более. Развитие астматического статуса характеризуется нарастанием дыхательной недостаточности, при этом выслушивается большое количество сухих и/или влаж­ных хрипов. Постепенно дыхание становится ослаб­ленным, исчезают хрипы в легких - формируется «не­ мое » легкое. При прогрессировании заболевания раз­вивается гипоксемическая кома.

В послеприступном периоде состояние больного постепенно улучшается, но в течение нескольких дней сохраняется влажный кашель с отхождением светлой слизистой мокроты, могут прослушиваться хрипы.

Наши рекомендации