Заболевания носа и околоносовых пазух: фурункул, острый и хронический ринит; острый и хронический синусит. Риногенные осложнения»

ЗАНЯТИЕ № 1

Методы исследования, клиническая анатомия, физиология глотки, носа и околоносовых пазух».

Актуальность темы.Заболевания полости носа, околоносовых пазух и глотки занимают ведущее место в патологии дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, опорно-дви­гательного аппарата, почек и т. д. Изучение клинической анатомии и физиологии носа, околоносовых пазух и глотки позволит понять сложные функциональные взаимосвязи их с другими органами и системами организма.

Цель.После изучения темы студент должен:

Иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях носа, околоносовых пазух и глотки с соседними органами, диафаноскопии, рентгенологическим исследованием носа и околоносовых пазух;

Знать клиническую анатомию и физиологию носа, околоносовых пазух и глотки;

Уметь провести наружный осмотр и пальпацию носа, стенок околоносовых пазух и регионарных лимфатических узлов, переднюю и заднюю риноскопию, мезофарингоскопию, оценить дыхательную и обонятельную функции, описать рентгенограммы.

ЗАНЯТИЕ № 2

Методы исследования и клиническая анатомия, физиология

Гортани, трахеи, бронхов, пищевода и наружного и среднего уха».

Актуальность темы.Нарушения нормальных анатоми­ческих и функциональных взаимоотношений в гортани приво­дит к развитию различных патологических процессов, прояв­ляющихся прежде всего нарушением дыхания, развитием сте­нозов гортани, голосовой дисфункцией, поражением нижеле­жащих дыхательных путей. Инородные тела и травмы пище­вода могут привести к серьезным, опасным для жизни ослож­нениям. Ухо обеспечивает человеку слуховую и вестибулярную функции.

Цель.После изучения темы студент должен:

Иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях гортани, трахеи, бронхов, пищевода, наружного и среднего уха с соседними органами, их рентгенологическом исследовании, современных методах эндоскопического исследования.

Знать клиническую анатомию и физиологию гортани, трахеи, бронхов, пищевода, наружного и среднего уха.

Уметьпровести наружный осмотр, пальпацию шеи, уха, непрямую ларингоскопию и отоскопию.

ЗАНЯТИЕ № 3

Методы исследования слухового и вестибулярного анализаторов; клиническая анатомия и физиология внутреннего уха».

Актуальность темы.Воспалительные заболевания на­ружного, среднего и внутреннего уха могут вызывать различ­ные внутричерепные отогенные осложнения, тугоухость и глухоту. Для понимания путей распространения инфекции из уха в полость черепа, механизмов развития тугоухости и глухоты и других осложнений необходимо изучить клиническую анатомию и физиологию слухового анализатора, освоить ос­новные методики его исследования. Вестибулярный анализатор — ор­ган равновесия, который обеспечивает равновесие тела, координацию и анализ движений в пространстве. Знание клиниче­ской анатомии и физиологии вестибулярного анализатора позволит понять механизм возникновения комплекса симпто­мов (головокружение, рвота, нистагм и др.) при его поражении.

Цель.После изучения темы студент должен:

Иметь представление о взаимоотношениях слухового и вестибулярного анализаторов с другими системами организма, аудиометрии и вестибулометрии.

Знать клиническую анатомию и физиологию слухового и вестибулярного анализаторов.

Уметьисследовать слух речью и камертонами, составить слуховой паспорт и сделать вывод о состоянии слуховой функции, оценить данные тональной пороговой аудиометрии; выявлять вестибулярные нарушения.

ЗАНЯТИЕ № 4

Травмы, инородные тела, кровотечения из ЛОР-органов и неотложная помощь при них».

Актуальность темы.

В практике врачу любой специаль­ности в мирное и военное время приходится встречаться с травмами, инородными телами и кровотечениями из ЛОР-органов, требующими неотложной помощи, правилами ока­зания которой должны владеть врачи любой специальности. В ряде случаев благополучный исход заболевания будет за­висеть от своевременного и правильного оказания неотлож­ной помощи.

Цель.После изучения темы студент должен:

Иметьпредставление о частоте и характере травм и инородных тел, кровотечений из ЛОР органов.

Знать причины, клинические проявления, основные принципы лечения, профилактику, тактику оказания первой врачебной помощи при этих заболеваниях.

Уметьвыполнять эндоскопические методы исследования, производить первичную обработку ран, удалять инородные тела уха, носа, глотки, выполнять переднюю тампонаду носа.

ЗАНЯТИЕ № 5

Заболевания уха: наружный отит (фурункул, разлитое вос­паление наружного слухового прохода), серная пробка, острое гнойное воспаление среднего уха, особенности его течения в детском возрасте. Мастоидит. Хронический гнойный средний отит».

Актуальность темы.Острые и хронические воспалительные заболева­ния уха встречаются у лиц различного возраста, весьма рас­пространены и могут быть причиной тугоухости и ряда ос­ложнений. Врач любой специальности в своей повседневной работе встречается с патологией уха, в связи с этим необхо­димо знать симптомы наружных и средних отитов, тактику и принципы лечения больных с этой патологией; помнить, что наряду с другими причинными факторами в последнее время значительное место занимает грибковое поражение — отомикоз. Хронический гнойный средний отит - частое заболевание, которое является причиной тугоухости и внутричерепных осложнений. Студенты должны ознакомиться с симптомами хронических гнойных средних отитов и их осложнениями, чтобы вовремя предотвратить их развитие, а при возникновении осложнений знать, в ока­зании какой помощи нуждается больной.

Цель.После изучения темы студент должен:

Иметь представление о причинах, вызывающих заболевания наружного и среднего уха, условиях развития хронических форм среднего отита, путях проникновения инфекции, методах хирургического лечения.

Знатьосновные симптомы и клинические формы заболеваний наружного и среднего уха, их осложнения, особенности течения острого гнойного среднего отита при инфекционных заболеваниях и в детском возрасте, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству, профилактику, диспансеризацию.

Уметьвыполнить отоскопию, оценить данные рентгенографии в укладке по Шюллеру, провести дифференциальную диагностику заболеваний наружного и среднего уха, своевременно выявить осложнения (прежде всего мастоидит), выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностичесие и лечебные манипуляции.

ЗАНЯТИЕ № 6

ОТОГЕННЫЕ ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ (МЕНИНГИТ, АБСЦЕСС МОЗГА И МОЗЖЕЧКА) ИОТОГЕННЫЙ СЕПСИС; НЕГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА: КАТАР СРЕДНЕГО УХА, КОХЛЕАРНЫЙ НЕВРИТ, ОТОСКЛЕРОЗ, БОЛЕЗНЬ МЕНЬЕРА».

Актуальность. Отогенные внутричерепные осложнения от­носятся к тяжелым, жизненно опасным заболеваниям, летальность при которых в структуре оториноларингологической заболеваемо­сти занимает первое место. Они могут возникать в результате проникновения инфекции из уха в полость черепа и составляют в среднем 2—3% от общего числа больных с гнойными заболева­ниями среднего уха, значительно чаще — при хроническом гной­ном эпитимпаните. Выраженная тугоухость, затрудняющая об­щение людей, в 91% наблюдений обусловлена негнойными забо­леваниями уха. Потеря слуха, нередко сопровождающаяся мучи­тельным шумом в ушах, отражается на трудоспособности человека, его моральном состоянии. Ребенок, рано потерявший слух, обыч­но не может научиться говорить и вырастает глухонемым. Не ме­нее тягостны и вестибулярные расстройства, которые приводят к длительной потере трудоспособности и даже инвалидности. Все это и определяет социальную значимость проблемы негнойных забо­леваний уха. Исход рассматриваемых здесь заболеваний зависит от своевременного распознавания симптомов начинающегося осложнения и правиль­ной ориентации в лечебной тактике, в связи с чем знание этого материала является проверкой зрелости мышления студента и имеет важное значение в практической деятельности.

Цель. После изучения темы студент должен:

Иметь представлениео путях проникновения инфекции из сред­него и внутреннего уха в полость черепа и этапах ее распростра­нения, методах хирургического лечения; об этиологии и патогенезе негнойных за­болеваний уха, методах хирургического лечения;

Знать: основные клинические симптомы отогенных внутричереп­ных осложнений (менингита, абсцесса мозга и мозжечка) и отогенного сепсиса, принципы их лечения и профилактики;основные клинические симптомы катара среднего уха, кохлеарного неврита, отосклероза, болезни Меньера, принципы их лечения;

Уметь: своевременно распознать симптомы осложнения и выбрать рациональную лечебную тактику; выполнить отоскопию, исследовать слуховую и вестибулярную функции и оценить их состояние, выбрать адекватную лечебную тактику, оказать помощь во время приступа болезни Мень­ера.

ЗАНЯТИЕ № 7

Заболевания носа и околоносовых пазух: фурункул, острый и хронический ринит; острый и хронический синусит. Риногенные осложнения».

Актуальность темы.Заболевания носа и околоносовых пазух имеют большое значение в патологии других ор­ганов и систем. Врач любой специальности может встретить­ся с этими заболеваниями и их осложнениями. Для пра­вильного лечения таких больных необходимо знать клиниче­скую картину заболеваний носа и околоносовых пазух, симптомы начинающихся осложнений, чтобы вовремя при­нять необходимые меры.

Цель.После изучения темы студент должен:

Иметь представление об этиологии и патогенезе заболеваний носа и околоносовых пазух, путях проникновения инфекции, методах хирургического лечения.

Знать основные клинические симптомы заболеваний носа и околоносовых пазух, их осложнения, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству.

Уметьвыполнять переднюю и заднюю риноскопию, оценить рентгенограммы околоносовых пазух, поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику, своевременно выявить риногенные осложнения, выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.

ЗАНЯТИЕ № 8

Наши рекомендации