Xxxi. основные принципы терапии
Как уже говорилось, медицинская часть Аюрведы имеет два ствола - поддержание здоровья и лечение заболеваний. Мы уже давали определение понятию “болезнь”, теперь стоит дать и определение здоровья.
Сушрута пишет, что человек считается здоровым только тогда, когда все три доша находятся в равновесии, огонь желудка, Агни, горит ровно, без всплесков и затуханий, ткани четко функционируют и трансформируются, нечистоты, вовремя эвакуируются из организма, ум находится под контролем, тело, чувства и разум гармонируют между собой и с окружающим миром, человек работает над собой и сторонится греха.
Фундаментальные принципы лечения всех дисбалансов Тридоша укладывается в одну шлоку из Чарака Самхиты (Ч.С.1.1.44.) - “причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и действия - всегда сходство, а причина их убывания и уменьшения - различие. Оба являются причинами изменения субстанций”. Таким образом, Вата, Питта и Капха увеличиваются от воздействия субстанций, имеющих сходные им качества и уменьшаются под действием субстанций, имеющих противоположные качества. Об этом очень подробно говорит Чакрапани в своих комментариях к этой шлоке. Аналогичному принципу подчиняются и ткани (Ч.С.4.6.9.), и именно этим объясняется феномен увеличения и улучшения крови в организме после приема в пищу мяса с кровью, причем ни один продукт не оказывает на кровь более сильного влияния. Точно такое же действие оказывает на соответствующие ткани прием в пищу мяса, жира, костей, мозга и семени, а прием зародыша (яиц, икры) способствует формированию зародыша (Ч.С.4.6.10.). Однако, Дхарма-шастры – моральные, этические и религиозные писания не рекомендуют для людей, стремящихся к духовному прогрессу прием в пищу плоти и крови живых существ, поэтому для увеличения той или иной доша или ткани Чарака рекомендует принимать в пищу не мясо, а продукты, обладающие качествами, соответствующими качествам той доша или ткани, которую необходимо увеличить, и наоборот.
Основным принципом аюрведического лечения заболеваний, дисбалансов доша, является подбор и прием пищи, трав и субстанций, которые обладали бы сходными (если доша уменьшилась) или противоположными (если доша увеличилась) с ними качествами. В результате вышедшие из равновесия доша постепенно придут в состояние баланса.
Одновременно с восстановлением баланса Тридоша необходимо вылечить ту ткань и тот орган, в котором произошел данный дисбаланс и очистить организм от Амы, накопившейся в результате этого дисбаланса или снижения силы Агни, огня пищеварения.
С другой стороны, дисбаланс Тридоша является не причиной, а следствием, ведь изначальная причина заболеваний – поведеньческая, или, как ее сейчас называют, психологическая, поэтому первым делом Аюрведа настоятельно рекомендует разобраться именно с психологической причиной заболевания. Это можно сделать несколькими путями, но главный из них – путь осознания своих грехов и заблуждений, покаяние и возвращение на путь чистоты и праведности. После того, как основная причина будет устранена, вернуть Тридоша в состояние равновесия не составит большого труда.
Нормальное развитие, трансформация и функции семи тканей являются результатом правильно построенного образа жизни, приема расаян или проведения тех или иных терапевтических, очищающих или омолаживающих процедур. Баланс доша и тканей не нарушается, если для этого нет внешних или внутренних предпосылок. Если же такие предпосылки появляются, доша выходят из равновесия, но после исчезновения физической причины дисбаланса сами они не могут вернуться в исходное состояние равновесия (Ч.С.4.1.93.). Сбалансировать их можно только с помощью покаяния и правильно подобранного лечения.
Первое, что необходимо сделать до начала лечения - это поставить точный диагноз и выяснить, какие причины (как внешние - физические, так и внутренние - психологические) вызвали данное заболевание (С.С.6.1.25.). Следующим шагом будет покаяние, а только затем – регулирование баланса Тридоша и очищение организма.
Чарака пишет (Ч.С.1.11.54): «Есть три вида терапии – духовная (мистическая), рациональная и психотерапия. Духовная терапия включает в себя лечение с помощью речецитации мантр, мистических свойств растений и драгоценных камней, проведения определенных обрядов, жертвоприношений, раздача милостыни, следование религиозным обетам, аскезы, посты, молитвы, предание себя воле Бога и другие действия. Рациональная терапия включает в себя назначение рациональной диеты, лекарственных препаратов и терапевтических процедур. Психотерапия направлена на отвлечение ума пациента от неблагоприятных (внутренних или внешних) объектов».