Тема 1. «вирусные инфекции»

ПАТОМОРФОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Сборник ситуационных задач по частной патологической анатомии

для самостоятельной работы иностранных студентов III курса

Иваново 2004

Методические разработки кафедры патологической анатомии с секционным курсом утверждены методической комиссией теоретических кафедр ГОУ ВПО «Ивановской государственной медицинской академии» МЗ РФ.

Морфология типовых патологических процессов. Сборник ситуационных задач по общей патологической анатомии для самостоятельной работы иностранных студентов. – Иваново.- 2003 г. – 28 с.

Задачи по частной инфекционной патологической анатомии для студентов факультета иностранных учащихся представляют собой типовые задания с эталонами ответов, составленные с целью активизации самостоятельной работы обучающихся на кафедре патологической анатомии. Условия задач отражают типовые ситуации в современной клинике. Решение их потребует от студентов умение применить полученные знания на практике. Представленные задания рекомендуются для самоподготовки и самокоррекции знаний студентов в процессе самостоятельной работы с учебником и на практических занятиях.

Авторы: О.Н. Нечаева, Е.А. Конкина, В.И. Демидов

Рецензент: Л.П. Перетятко.

Введение

Ситуационные задачи по частной неинфекционной патологической анатомии на факультете работы с иностранными студентами подготовлены на основе официальной программы предмета. Задачи представлены важнейшими нозологическими формами.

Условия каждой из задач сформулированы с достаточной полнотой информации и не содержат лишних сведений, которые могли бы мешать студенту сосредоточиться на поставленных вопросах.

Успешная самостоятельная работа над задачами по частной неинфекционной патологической анатомии при овладении базовыми данными и четкими представлениями о сущности типовых патологических процессов на определенных уровнях с учетом динамики изменений органов и тканей, должна определить уровень знаний, которые получит студент, стремящийся к глубокому овладению будущей специальностью. Фактически именно последовательная деятельность студента и составляет алгоритм его работы.

Вдумываясь в вопросы, поставленные задачей, студент имеет возможность заметить их логическую последовательность.

Важнейшей составной частью индивидуальной работы над решением задач является создание представления о классификационных клинико-морфологических вариантах болезни, осложнениях, возможных исходах и последствиях каждой нозологической формы.

Синхронное обучение в условиях клинических кафедр на последующих курсах должно определить качество знаний будущего врача.

ТЕМА 1. «ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ».

Задача 1.

При обследовании больного 19 лет с признаками ВИЧ-инфекции произведена биопсия увеличенного лимфатического узла.

Укажите характерные микроскопические изменения лимфатических узлов в эту стадию ВИЧ-инфекции: 1…, 2…

Укажите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией: 1…, 2…, 3…

Задача №2.

У ВИЧ-инфицированного мужчины 29 лет выявлены проявления лимфаденопатии. Назначена биопсия.

Укажите локализацию лимфатических узлов, с поражения которых начинается лимфаденопатия.

Уточните вид биопсии, назначенной больному.

Укажите особенности тропизма возбудителя.

4. Назовите патоморфологические изменения органов иммуногенеза в терминальном периоде заболевания: 1 …, 2 …

Задача №3.

У больного 27 лет, страдающего ВИЧ-инфекцией, прогрессировали признаки неврологического синдрома после длительного второго периода заболевания.

1. Укажите возможные изменения ЦНС у больных ВИЧ-инфекцией: 1…, 2…, 3…, 4…, 5 …

Задача №4.

У больной 49 лет установлен диагноз холестатической формы вирусного гепатита.

Назовите диагностическое обследование, позволяющее определить при жизни макроскопическое изменение печени.

Дайте макроскопическую характеристику печени при этой форме гепатита.

Обозначьте процесс, происходящий во внутрипеченочных желчных путях.

Укажите вид дистрофии, характерный для изменений гепатоцитов в центрах долек.

Укажите особенности механизма желтухи при данном варианте вирусного гепатита.

Задача №5.

По данным исследования биоптата печени у больной 52 лет установлен диагноз хронического вирусного гепатита.

Назовите клинико-патологоанатомические формы хронического вирусного гепатита: 1…, 2…

Укажите вид биопсии, произведённой у данной больной.

Опишите микроскопические изменения гепатоцитов, типичные для хронического активного гепатита в ткани печени: 1…, 2…

Задача №6.

Больная 46 лет погибла от молниеносной формы вирусного гепатита. При патогистологическом исследовании биоптата печени получено подтверждение диагноза в день поступления в стационар.

Уточните вид биопсии.

Перечислите главные внепеченочные изменения при данном заболевании: 1…, 2…, 3…, 4…

Задача №7.

У больного через 1,5 месяца после переливания крови развилась желтуха. При пальпации обнаружено увеличение печени. Произведена биопсия печени, диагностирован вирусный гепатит.

Опишите возможные макроскопические изменения печени.

Укажите морфологические маркеры вирусной этиологии гепатита: 1…, 2…

Уточните возможные исходы заболевания: 1…, 2…

Задача №8.

У юноши 18 лет со стойкой инвалидностью после перенесённого в раннем детстве полиомиелита имеется нарушение функции опорно-двигательного аппарата. Неоднократно подвергался пластическим, ортопедическим операциям.

Назовите типичную локализацию патологического процесса: 1 …, 2 …

Дайте микроскопическое описание процесса в ЦНС в стадии остаточных изменений: 1…, 2…

Назовите патологический процесс в скелетной мускулатуре, развившийся у больного.

Задача №9.

У ребёнка, посещающего детский сад, появились кашель, насморк, конъюнктивит, повысилась температура до 39 0С. На коже отмечается крупнопятнистая сыпь. При осмотре полости рта обнаружены белесоватые пятна. Смерть наступила на 5-ые сутки от пневмонии.

Диагностируйте заболевание.

Дайте характеристику воспалительного процесса в бронхиальном дереве:

а) по характеру воспалительной реакции,

б) по глубине поражения стенки бронха.

Укажите характер экзантемы и ее исход: 1 …, 2…

Задача №10.

У ребенка 4,5 лет, умершего от осложнённой кори, основные изменения были обнаружены со стороны органов дыхания.

Дайте диагностическое обозначение этих изменений: 1) поражение бронхов,

2) лёгочной паренхимы.

С каким заболеванием необходимо дифференцировать поражение мелких бронхов при кори?

Дайте определение понятия «ложный круп» и укажите причину его возникновения.

Задача №11.

Смерть ребенка 6 лет наступила от коревой бронхопневмонии.

Укажите ворота инфекции при кори: 1…, 2…

Определите характерные микроскопические признаки пневмонии указанной этиологии.

Перечислите возможные осложнения пневмонии: 1…, 2 …

Задача №12.

В период эпидемии гриппа в клинику поступил больной с жалобами на повышение температуры, одышку, кашель, слабость в течение 5 дней. При обследовании диагностирована двусторонняя пневмония. Несмотря на проводимую терапию больной скончался при явлениях лёгочно-сердечной недостаточности. На аутопсии обнаружена картина «большого пестрого гриппозного лёгкого».

Опишите возможные микроскопические изменения лёгочной ткани: 1…, 2…, 3…, 4…

Объясните причину деструктивных изменений лёгочной ткани.

Задача №13.

Смерть больного 16 лет, наступила во время эпидемии гриппа при клинических проявлениях гриппозного лептоменингита.

Какой вид воспаления характерен для данного патологического процесса в мягкой мозговой оболочке?

Назовите клинико-морфологическую форму гриппа, характеризующуюся поражением центральной системы?

Какие изменения ткани головного мозга могли способствовать наступлению летального исхода? 1…, 2…, 3…

Задача №14.

Смерть больного 12 лет наступила в период эпидемии гриппа при проявлениях токсической формы гриппа. На аутопсии диагностирован резко выраженный отёк-набухание головного мозга.

Опишите характерные макроскопические изменения головного мозга: 1…, 2…, 3…

Каков механизм наступления смерти?

Укажите причины поражения центральной нервной системы при гриппе.

Задача №15.

В период эпидемической вспышки гриппа больной 41 года погиб от токсической формы заболевания с признаками поражения ЦНС.

Назовите процессы в центральной нервной системе по их локализации:1.., 2..

Укажите особенности воздействия вируса на сосудистое русло.

Назовите особенности экссудативной реакции при гриппе.

Уточните проявления другой тяжёлой формы гриппа.

Наши рекомендации