Мастерство общения в сестринском деле
Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существуют ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:
- внутриличностные (в границах одного человека)
- межличностные (между двумя и более людьми)
- общественные (между большими группами)
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствиии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.
2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие "рычаги управления" людьми.
В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.
Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:
1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.
Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандатов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?
Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юнны Мориц:
"Таблетки, микстура и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, -Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова - не лечат больного!"
2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)
Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.
К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
* а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.
Почему для медсестры недопустима малейшая неопрятность?
Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно руки перед инъекцией?
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").
Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ах-медхановича Шамова:
"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: - Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".
Почему искусство медсестры часто сравнивают с мастерством актера ?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
- интимное - менее 40 см,
- личное - 40 см - 2 м,
- социальное - 2 - 4 м,
- открытое - более 4 м
Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.
Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
• паузы
• интонация
• возгласы и восклицания
• тон, звучность, тембр голоса
• дикция
• скорость речи
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
• тишина
• конфиденциальность
• адекватное освещение, отопление и вентиляция
• удобная поза
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга/Эти закономерности определяет:
• степень знакомства
• предшествующая информация об этом человеке
• личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников
• эмоциональный фон
Важную роль играет "эффект ареола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно длительное время.
Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того,
чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным ?
В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:
1) давления (авторитарный)
2) уступки
3) компромисса
4) сотрудничества
5) избегания
Приведите пример, иллюстрирующий каждый из стилей общения.
Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой Вы считаете _____наиболее приемлемым для сестринской работы ? Почему ?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
A) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
B) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство
» удовлетворения от общения друг с другом.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: %
1) терапевтическое, эффективное
2) нетерапевтическое, неэффективное
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Пример терапевтического общения:
"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?
Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело". ч
Приведите свой пример терапевтического общения\
ЗАПОМНИТЕ!
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -