Мастерство общения в сестринском деле

Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существуют ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностные (в границах одного человека)

- межличностные (между двумя и более людьми)

- общественные (между большими группами)

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необ­ходима информация о самочувствиии пациента, его реакции на медперсо­нал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сооб­щает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, зарази­тельны и быстро распространяются на окружающих.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональ­ный фон и другие "рычаги управления" людьми.

В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациен­тов.

Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространенное сред­ство выражения мыслей между людьми.

Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной ре­чи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное вос­принималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандатов, всевозможного словесного мусора, профессионального жарго­на, развязности.

Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихо­творения Юнны Мориц:

"Таблетки, микстура и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, -Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова - не лечат больного!"

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Бессловесный тип общения представляет более достоверное выраже­ние чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознатель­ном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно по­нимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

* а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности ме­дицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к боль­ному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благо­ухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высо­кие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, неволь­ная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

Почему для медсестры недопустима малейшая неопрятность?

Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно руки перед инъекцией?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ах-медхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой одно­сельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: - Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".

Почему искусство медсестры часто сравнивают с мастерством актера ?

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное - менее 40 см,

- личное - 40 см - 2 м,

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вы­зывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и па­циентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою лич­ную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важ­ный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и оза­боченность.

Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне не­приятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему не­обходимую помощь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

• паузы

• интонация

• возгласы и восклицания

• тон, звучность, тембр голоса

• дикция

• скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

• тишина

• конфиденциальность

• адекватное освещение, отопление и вентиляция

• удобная поза

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения - ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга/Эти закономерности определяет:

• степень знакомства

• предшествующая информация об этом человеке

• личный жизненный опыт общения, например, с категорией меди­цинских работников

• эмоциональный фон

Важную роль играет "эффект ареола" - первый образ восприятия, до­минирующий впоследствии достаточно длительное время.

Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того,

чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным ?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитарный)

2) уступки

3) компромисса

4) сотрудничества

5) избегания

Приведите пример, иллюстрирующий каждый из стилей общения.

Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой Вы считаете _____наиболее приемлемым для сестринской работы ? Почему ?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

A) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

B) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство

» удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: %

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, ока­зываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные ле­карства, которые врачуют тело". ч

Приведите свой пример терапевтического общения\

ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -

Наши рекомендации