IV. Практические навыки по теме

Тотиков В.З.,Калицова М.В., Медоев В.В., Тотиков З.В.

ГРЫЖИ ЖИВОТА

Учебное пособие для студентов 4 -6 курсов лечебного, педиатрического

и медико – профилактического факультетов по хирургии

Владикавказ

2015 г.

УДК- 617-55

У-96

Тотиков В.З.,Калицова М.В., Медоев В.В., Тотиков З.В.

Грыжи живота: учебное пособие - Северо – Осетинская Государственная Медицинская Академия.- Владикавказ, 2015- 49 с.

Данное учебное пособие посвящено грыжам живота. Авторами представлены современные данные по этиологии, патогенезу, клинике, диагностике, предоперационной и интраоперационной тактике ведения и лечения пациентов с грыжами живота. Отражены представления о спорных и нерешенных вопросах, касающихся современного состояния данной проблемы.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских ВУЗов и факультетов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» ( 0060101), «Педиатрия»

( 060103), «Медико-профилактическое дело» ( 060104).

УДК- 617-55

У-96

Р е ц е н з е н т ы:

Ц.С. Хутиев – доктор медицинских наук, професор кафедры общей хирургии ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

У. С. Беслекоев – доцент, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой общей хирургии ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учебно-методическим советом ГБОУ ВПО Минздрава России (протокол №1 от 7 октября 2015г)

© Северо – Осетинская Государственная Медицинская Академия, 2015

© Тотиков В.З, Медоев В.В. Тотиков З.В., Калицова М.В., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………… 5

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ……………………………………………………………….. 5

III. ЗАДАЧИ………………………………………………………………………… 5

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО РАБОТЕ………………………………. 5

V. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЯ……………………………………………………. 6

VI. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ……………………………………………… 7

VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………… 7

VIII. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ………………………………………………… 7

IX. КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………………... 8

X. ВИДЫ ГРЫЖ…………………………………………………………………… 9

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………… 41

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ…………………………………………………. 45

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ………………………… 47

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ…………………… 47

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………. 49

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ…………………………………………………………... 8

II. КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………………… 8

III. ГРЫЖИ ЭПИГАСТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ……………………………… 9

IV. ПУПОЧНЫЕ ГРЫЖИ…………………………………………………. 11

V. ПАХОВЫЕ ГРЫЖИ………………………………………………………. 15

VI. ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЕ ГРЫЖИ…………………………………. 23

VII. БЕДРЕННЫЕ ГРЫЖИ…………………………………………………. 25

VIII. ЭНДОСКОПИЧЕСКАЯ РЕПАРАЦИЯ ГРЫЖЕВЫХ ВОРОТ……... 31

IX. РЕДКИЕ ФОРМЫ ГРЫЖ………………………………………………. 36

X. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЙ………………………………………………… 46

Ответы на тестовые задания………………………………………………….. 47

Ответы на ситуационные задачи……………………………………………... 47

Рекомендуемая литература…………………………………………………… 49

I. Актуальность темы.

Ежегодно в республике выполняется большое количество операций по пово­ду грыж различных локализаций. Велика частота (у каждого 8-10 больного) рецидивных грыж. Нередко несвоевременно диагностируются осложнения грыж, что приводит к частым послеоперационным осложнениям и высокой летальности.

II. Цель занятия:

1. Проверить исходные знания студентов по всем разделам темы.

2. Научить студентов методам клинического обследования больных грыжа­ми различных локализаций.

3. Научить диагностировать ущемленную грыжу.

4. Научить студентов правильной трактовке полученных клинических дан­ных и умению использовать их для постановки диагноза проведения диффе­ренциального диагноза.

5. Ознакомить студентов с основными методами и хирургического лече­ния больных грыжами

6. Ознакомить с основными способами пластики брюшной стенки при грыжах различной локализации с хирургическим лечением ущемленной грыжи.

III. Задачи.

В результате изучения темы студенты должны знать:

ü анатомию и физиологию брюшной стенки, "слабых" мест.

ü определение гры­жи, этиологию, патогенез, классификацию, клинику, диагностику, дифферен­циальную диагностику грыж различных локализаций,

ü должны знать клини­ку, диагностику, дифференциальную диагностику ущемленной грыжи, хирурги­ческую тактику при данном осложнении.

Студенты должны уметь:

ü самостоятельно поставить полный диагноз,

ü знать главные принципы мето­дик хирургического течения грыж,

ü усвоить требования к предоперационной подготовке, послеоперационному уходу за больными.

IV. Практические навыки по теме.

1. Умение проводить клиническое обследование больных с грыжами.

2. Умение проводить исследование "слабых" анатомических областей брюшной стенки, исследовать наружное паховое кольцо, паховый канал.

3. Участие в перевязках больных после операций по поводу грыж.

V. Методика занятия.

Студенты курируют больных с грыжами различных локализаций. Изучение жалоб, анамнеза, объективных данных, обоснования диагноза и дифферен­циальный диагноз проводится у постели больного. Обсуждение тактики, тех­ники операций, вопросов послеоперационного ведения проводится вне пала­ты. Демонстрируются таблицы и слайды по анатомии грыж, технике основных операций. Особое внимание уделяется решению ситуационных задач.

В первой части занятия разбирают общие представление о грыжах живо­та.

В следующей части занятия проводится разбор больных с неосложненны­ми грыжами. Предварительно кратко разбираются анатомия паховой и бед­ренной областей, анатомические различия прямой и косой паховой гры­жи, отличительные признаки скользящей грыжи,

В следующей части занятия проводится разбор больных с неосложненными грыжами. Предварительно кратко разбираются анатомия паховой и бедрен­ной областей, анатомические различия прямой и косой паховой грыжи, отли­чительные признаки скользящей грыжи.

При осуждении лечения следует подчеркнуть, что диагноз грыжи являет­ся показанием у операции. Противопоказанием служат тяжелые сопутствую­щие заболевания и болезни, вызывающие повышение внутрибрюшного давления (причина рецидива). В плане консервативного лечения обсуждается зна­чение диеты, недостатки ношения бандажа. При разборе оперативного лече­ния выясняют общие принципы вмешательства, и особенности пластики гры­жевых ворот при различных видах грыж, разбираются особенности оператив­ной техники при скользящих и врожденных грыжах.

Контрольные вопросы.

1.Определение понятия. Классификация грыж (по происхождению, по тече­нию, по осложнениям и др.).

2. Этиология, патогенез и профилактика грыж.

3. Составные части грыжи (анатомические элементы). Отличие грыж от эвентрации и выпадения.

4.Скользящая грыжа. Особенности анатомии и операции.

5. Общие симптомы грыж. Диагностика. Показания и противопоказания к опе­рации. Принципы операций. Особенности клиники, диагностики и лечения грыж у людей пожилого и старческого возраста.

6. Подготовка больных к операции и ведение послеоперационного периода.

7.Разновидности паховой грыжи. Особенности анатомии.

8. Клиника и диагностика паховой грыжи.

9. Дифференциальная диагностика паховых грыж.

10. Методы операций при паховой грыже (пластику по Ру, А. В. Мартынову, Жирару-Спасокукоцкому, Н. И. Кукуджанову, Постемскому, Бассини)

11.Бедренная грыжа, ее разновидности. Анатомия бедренного канала. Осо­бенности клиники, диагностика.

12. Методы операций при бедренной грыже (Бассини, Руджи-Парлавечио).

13. Пупочные грыжи: анатомия, классификация, клиника, диагностика.

14. Показания и методы операций при пупочных грыжах. Особенности лече­ния у детей.

15. Грыжи белой линии живота. Анатомические данные. Классификация, клин­ика, диагностика, методы операций.

16.Редкие формы грыж брюшной стенки. Клиника, диагностика, лечение.

VI. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач:

1. Контроль уровня знаний:

§ устный опрос;

§ клинический разбор больных;

§ тестовый контроль;

§ клинический разбор историй болезни;

2. Материалы для подготовки с преподавателем:

§ истории болезни

§ R- граммы;

§ таблицы;

§ методические разработки;

3. Материалы для самоподготовки и УИРС:

§ учебники;

§ лекции;

§ литература, рекомендуемая кафедрой;

VII. Методическое обеспечение:

§ методические разработки;

§ таблицы;

§ истории болезни;

Тема для УИРС.

1. История хирургии грыж.

2. Грыжи редких локализаций (поясничные, промежностные, седалищные, ме­чевидного отростка, поясничные).

3. Лапароскопическая герниотомия.

VIII. Содержание занятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Наружной брюшной грыжей называется выхождение внутренностей из брюшной полости без повреждения кожных покровов через естественное или искусственное отверстие в брюшной стенке вместе с париетальной брюши­ной, покрывающей эти внутренности.

Внутренней брюшной грыжей называют такие грыжи живота которые образуются внутри брюшной полости в брюшинных карманах и складках или проникают в грудную полость через естественные или приобретенные отверстия и щели диафрагмы.

В состав грыжи входят:

ü грыжевые воро­та,

ü грыжевой мешок,

ü грыжевое содержимое.

В грыжевом мешке различают:

ü ус­тье,

ü шейку,

ü тело

ü дно.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Грыжи делятся по месту образования на пахо­вые, бедренные, пупочные, белой линии, поясничные, запирательные и др. Кро­ме этого различают наружные и внутренние грыжи, с этиологической точки зрения приобретенные и врожденные, а также осложненные и неосложненные.

Среди грыж по частоте на первом месте стоят паховые грыжи, на втором - бедренные, затем - пупочные, белой линии и все остальные.

Эвентрация – остро развивающийся дефект в брюшине и мышечно-апоневротическом слое передней брюшной стенки, в результате образования которого создаются условия для разгерметизации брюшной полости и выхода внутренностей за её пределы.

Эвентрация

§ врожденная

§ травматическая

§ послеоперационная

Выпадение – выпячивание органа или его части, не покрытой брюшиной.

Наши рекомендации