Приложение 1. Тестовый контроль. 1. Наиболее характерные признаки Pulsus differens
1. Наиболее характерные признаки Pulsus differens… .
а) резкое ослабление или отсутствие пульсации на одной лучевой артерии
б) резкое уменьшение величины пульса на обеих лучевых артериях
в) число пульсовых волн на лучевой артерии больше числа сердечных сокращений
г) число пульсовых волн на лучевой артерии меньше числа сердечных сокращений
2. Наиболее характерные признаки Pulsus dificiens… .
а) резкое ослабление или отсутствие пульсации на одной лучевой артерии
б) резкое уменьшение величины пульса на обеих лучевых артериях
в) число пульсовых волн на лучевой артерии больше числа сердечных сокращений
г) число пульсовых волн на лучевой артерии меньше числа сердечных сокращений
3. Наиболее характерные признаки Рulsus filiformis… .
а) резкое ослабление или отсутствие пульсации на одной лучевой артерии
б) резкое уменьшение величины пульса на обеих лучевых артериях
в) число пульсовых волн на лучевой артерии больше числа сердечных сокращений
г) число пульсовых волн на лучевой артерии меньше числа сердечных сокращений
4. Частота пульса при выраженной сердечной декомпенсации носит характер… .
а) Pulsus rarus
б) Pulsus frequens
5. Частота пульса при АВ-блокаде III степени носит характер… .
а) Pulsus rarus
б) Pulsus frequens
6. Частота пульса при снижении функции щитовидной железы носит характер… .
а) Pulsus rarus
б) Pulsus frequens
7. Частота пульса при повышении функции щитовидной железы носит характер… .
а) Pulsus rarus
б) Pulsus frequens
8. Частота пульса при стенозе устья аорты носит характер… .
а) Pulsus rarus
б) Pulsus frequens
9. Частота пульса при недостаточности клапана аорты носит характер… .
а) Pulsus rarus
б) Pulsus frequens
10. Характеристика артериального пульса: «высокий» носит латинское название… .
а) Pulsus fililformis
б) Pulsus tardus
в) Pulsus altus
г) Pulsus parvus
д) Pulsus celer
11. Характеристика артериального пульса: «малый» носит латинское название… .
а) Pulsus fililformis
б) Pulsus tardus
в) Pulsus altus
г) Pulsus parvus
д) Pulsus celer
12. Характеристика артериального пульса «нитевидный» носит латинское название…
а) Pulsus fililformis
б) Pulsus tardus
в) Pulsus altus
г) Pulsus parvus
д) Pulsus celer
Ответы к тестам:
1. а 2. г 3. б 4. б | 5. а 6. а 7. б 8. а | 9. б 10. в 11. г 12. а |
Приложение 2. Ситуационные задачи
Задача 1.
Правая граница относительной тупости сердца определяется на 4 см кнаружи от правого края грудины, левая - по левой среднеключичной линии в пятом межреберье, верхняя не изменена. Кроме того, отмечается положительный венный пульс.
За счет каких отделов, в большей мере, расширено сердце? Какая граница относительной тупости сердца расширена больше? Что может увидеть врач в надчревной области?
Задача 2.
Осматривая больного, врач заметил некоторое увеличение грудной клетки в области сердца, верхушечный толчок при осмотре и пальпации не определялся. Перкуторно - резко расширена область абсолютной тупости.
В каких случаях отсутствие верхушечного толчка при пальпации сочетается с резким расширением границ абсолютно тупого звука над сердцем? Какую форму приобретает сердце в описанном случае? Как изменятся тоны сердца, пульс, артериальное давление? Какие дополнительные исследования нужно провести?
Задача 3.
Обследуя сердечно-сосудистую систему больного, врач пальпировал верхушечный толчок на 2 см кнаружи от левой среднеключичной линии в пятом межреберье. Верхняя граница относительной тупости сердца на уровне третьего ребра, правую границу определить не удалось, т.к. она слилась с тупостью, определяемой в области правого легкого. Врач объяснил смещение верхушечного толчка увеличением левого желудочка?
Прав ли был врач? Как можно объяснить смещение верхушечного толчка? Какие дополнительные исследования необходимо провести?
Задача 4.
На основании мечевидного отростка выслушивается диастолический шум. Зона проведения его ограничена.
О каком приобретенном пороке сердца должен подумать врач? Какой будет определяться пульс у данного больного? Как изменится граница относительной тупости сердца? Изменятся ли I и II тоны сердца?
Задача 5.
Непосредственно под мечевидным отростком врач определил разлитую пульсацию, которая характеризовалась как пульсация надчревной области. На шее в этот же период, синхронно сокращениям сердца определялась венозная пульсация.
Чем можно объяснить, в данном случае, пульсацию в надчревной области? Как называется описанная венозная пульсация? О чём должен подумать врач? Что он может обнаружить при пальпации и аускультации сердца?
Задача 6.
При пальпации определяется пульс 72 уд/мин; ритмичный, твердый, удовлетворительного наполнения.
Какие отклонения от нормы имеются в данном случае. Какие изменения артериального давления можно ожидать у данного больного?
Ответы к ситуационным задачам:
Задача 1.
Сердце расширено за счёт правого желудочка и правого предсердия. Больше расширена правая граница относительной тупости сердца. В надчревной области будет определяться эпигастральная пульсация, обусловленная гипертрофией правого желудочка.
Задача 2.
Описанная симптоматика может наблюдаться при наличии в перикарде жидкости - при экссудативном перикардите. В описанном случае сердце приобретает форму «трапеции» (за счёт увеличения тени сердца в поперечнике и кверху, талия сердца отсутствует). Тоны сердца значительно ослаблены, артериальное давление понижено, пульс учащён, малый, иногда парадоксальный.
В плане дообследования необходимо провести Эхо-КГ, ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки.
Задача 3.
Врач не прав. Смещение верхушечного толчка, если учесть условия задачи, могло быть связано с депрессией жидкости, имеющейся в правой плевральной полости.
В плане дополнительного обследования, прежде всего, необходимо провести рентгенологическое исследование лёгких (рентгенографию органов грудной клетки в прямой и правой боковой проекции).
Задача 4.
Следует думать о редко встречающемся пороке - стенозе правого атриовентрикулярного отверстия. Может выслушиваться усиленный первый тон над основанием мечевидного отростка в сочетании с тоном открытия трёхстворчатого клапана (трикуспидальный щелчок), т.е. «ритм перепела». Усиление I тона в IV точке аускультации.
Задача 5.
Уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина вызвано частыми кровопотерями из геморроидальных вен. Появление систолического шума связано с изменением при постгеморрагической анемии вязкости крови и ускорением, в связи с этим, кровотока.
Задача 6.
У данного больного изменено напряжение пульса и, при измерении артериального давления, можно ожидать повышения артериального систолического давления.
1. Тема и её актуальность:
Электрокардиографический метод исследования. План расшифровки ЭКГ. ЭКГ у здорового человека. ЭКГ-признаки гипертрофии миокарда желудочков и предсердий.
Электрокардиография является одним из наиболее важных инструментальных методов диагностики, применяемых в кардиологии. Она оказывает помощь в своевременном выявлении нарушений сердечного ритма и проводимости, в диагностике расстройств коронарного кровообращения; ЭКГ отражает увеличение отдельных полостей сердца. ЭКГ применяется и для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Сочетание ЭКГ с функциональными пробами помогает выявить скрытую коронарную недостаточность, проводить дифференциальный диагноз между функциональными нарушениями и органическими, что находит широкое применение не только в клинической практике, но и в спортивной медицине, при профессиональном отборе и др.
2. Учебные цели:
- усвоить основы электрокардиографии.
- овладеть методикой регистрации и анализа ЭКГ, интерпретации полученных данных у здоровых и пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
- познакомиться с другими функциональными методами исследования сердечно-сосудистой системы.
В результате освоения темы занятиястуденты должны уметь:
1. провести анализ ЭКГ
2. определить источник возбуждения (водитель ритма).
3. оценить регулярность сердечных сокращений.
4. оценить частоту сердечных сокращений.
5. оценить положение электрической оси сердца.
6. рассчитать величину зубцов и интервалов.
7. выявить признаки гипертрофии отделов сердца.
Для формирования уменийстуденты должны знать:
1. проводящую систему сердца
2. генез зубцов и интервалов
3. принципы (технику регистрации) ЭКГ, основные отведения записи ЭКГ.
4. величину и продолжительность зубцов и интервалов в норме, диагностическое значение
5. принципы определения электрической оси сердца.
6. основные признаки гипертрофии предсердий и желудочков.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое ЭКГ?
2. Устройство электрокардиографа.
3. Какие Вы знаете формы записи ЭКГ?
4. Какие Вы знаете отведения?
5. Места наложения электродов при записи стандартных, однополюсных грудных и усиленных однополюсных от конечностей отведений.
6. Локализация потенциалов, преимущественно отраженных в известных Вам отведениях.
7. Какие Вы знаете зубцы ЭКГ?
8. Что такое изоэлектрическая линия?
9. Длительность зубца Р. Что он характеризует?
10. Что такое интервал и отрезок?
11. Длительность интервала Р- Q в норме, что он отражает?
12. Длительность интервала Q - S в норме, что он отражает?
13. Интервал Q – Т, что он отражает, длительность его?
14. Как подсчитать по ЭКГ число сердечных сокращений?
15. Особенности нормальной ЭКГ (зубцы Р, Q, R, S).
16. Как определить положение электрической оси сердца?
17. Каковы соотношения зубцов R и S в стандартных отведениях при отклонении оси сердца влево (левограмма)?
18. Каковы соотношения зубцов R и S в стандартных отведениях при правограмме?
19. ЭКГ- графические признаки гипертрофии левого желудочка?
20. ЭКГ- графические признаки гипертрофии правого желудочка?
4. Вид занятия:практическое занятие.
5.Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут.
6.Оснащение:электрокардиограф, таблицы - схемы нормальной электрокардиограммы, граф ЛСТ "Электрокардиография", таблицы с ЭКГ при гипертрофии левого и правого предсердия и желудочков, разбор ЭКГ - м практически здоровых лиц и больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы; Алгоритм чтения и диагностического истолкования электрокардиограммы, приложения 1;2(соответственно – набор тестов, задач).
Содержание занятия.
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
- Задания для самоконтроля:
Тесты (см. приложение 1):
Задание (тест) 1.
Задание (тест) 2.
Задание (тест) 3.
Типовые задачи (см. приложение 2).