Региональное законодательство о труде
Понятие и виды времени отдыха.
Время отдыха - это время в течение, которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.
Виды: 1. Перерывы в течение рабочего дня; 2. Ежедневный (междусменный отдых); 3. Выходные дни (ежедневный непрерывный отдых). 4. Не рабочие праздничные дни, отпуск.
Время предоставления перерыва: устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В организациях, в которых приостановка работы в выходные дни невозможна, вых.дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, продолжительностью не менее 28 календарных дней. Работодатели, исходя из своих фин.возможностей могут увеличить работнику его минимальный отпуск.
Региональное законодательство о труде
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив). Ст. 72 К РФ – труд.зак-во отнесено к совместному ведению. ст.6 разграничивает полномочия РФ и субъектов. К ведению фед.органов.гос. власти (ФОГВ) относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ ФЗ и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
-основные направления государственной политики; - основы правового регулирования трудовых отношений; - обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая доп.гарантии отд. категориям раб-ков); - порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; - особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы гос. власти субъектов РФ принимают законы по вопросам, не отнесенным к полномочиям ФОГВ. При этом более высокий уровень труд.прав и гарантий работникам по сравнению с федерально установленным, приводящий к увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта. По вопросам, не урегулированным федерально, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
18.Ежегодные оплачиваемые отпуска: виды, право на отпуск, исчисление стажа для отпуска.Ежегодный оплачиваемый отпуск — это непрерывный отдых в течение определенного количества дней подряд, который предоставляется всем работникам для восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Право на отпуск имеют все категории работников: временные, сезонные, совместители, надомники. Оно не может быть ограничено, отменено или утрачено в период работы. Правом на отпуск не обладают лица, заключившие гражданско-правовые договоры (например, договор подряда, поручения). Для возникновения права на отпуск необходим трудовой стаж. Порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, регулируется ст. 121 ТК РФ. В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются: - время фактической работы; - время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха; - время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе; - период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине; - время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года. В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются: - время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса. В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Виды: - ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней; - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы. (Утверждаются Правительством РФ либо локальными актами организаций.); - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется продолжительностью не менее трёх календарных дней; - Отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, может быть предоставлен работнику по его письменному заявлению, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
19. Локальные нормативные акты (ЛНА), их виды. Порядок разработки и принятия.Локальные нормативные акты в трудовом праве – это документы, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями. ЛНА могут различаться по некоторым признакам. К основным общим требованиям можно отнести следующие: - локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом); - нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ); - локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись; - локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя - к административной. ЛНА можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например положение о персональных данных, правила внутреннего трудового распорядка, К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции. о сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т.д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.). И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на: - принимаемые работодателем единолично; - принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ. Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому работодатели определяют его самостоятельно. Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии. - Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, планерок. Сами работники организации могут выступить с инициативой создания локального акта при выявлении в ходе работы неурегулированных вопросов. - Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике работодатель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта. - Создание рабочей группы по разработке локального акта. - Подготовка проекта локального акта. На практике такой проект разрабатывает участник рабочей группы, назначенный ответственным исполнителем. - Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами (подразделениями). - После согласования проект передается на утверждение работодателю. Если для принятия локального акта необходимо учитывать мнение представительного органа работников (профсоюза), то до утверждения работодателем проект документа и обоснование по нему должны быть направлены в этот орган. Такой порядок предусмотрен ст. 372 ТК РФ.
20.Тарифные системы оплаты труда.Тарифная система – это совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств, в которых заняты работники. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.