Поддержка механизмов преодоления стресса
Отдых (покой, сон) абсолютно необходим для борьбы с воздействием сильных стрессоров. Пациент должен находиться в тепле, но не перегреваться, так как это вызывает расширение сосудов и мешает адекватному кровоснабжению жизненно важных органов.
Даже незначительная стрессовая реакция может вызвать боль в пояснице, мышечные судороги и головную боль, которые могут стать дополнительными стрессорами. Пациенту показаны успокаивающие (расслабляющие) воздействия: растирание поясницы, изменение положения, массаж напряжённых мышц. Следует максимально облегчить боль, согласовав меры с врачом, уменьшить шум и другие потенциальные раздражители. При тяжёлой стрессовой реакции имеет смысл воздержаться от приёма пищи до тех пор, пока не пройдёт тошнота и не нормализуется деятельность желудочно-кишечного тракта.
Информирование пациентов уменьшает их тревожность (при лёгкой или умеренной тревожности). Оно должно сопровождаться подробными объяснениями. Пациентам следует объяснять каждое новое ощущение, при возможности связать его с уже знакомыми переживаниями. Чем выше уровень тревожности, тем проще должны быть объяснения. Любые диагностические и лечебные процедуры должны выполняться только при наличии информированного согласия пациента [26], которое обязан обеспечить врач. Однако у пациента зачастую остаётся много вопросов даже после беседы с врачом. Недостаточная осведомлённость пациента может отражать нарушение медсестрой его прав [25, 26].
Объяснения должны даваться пациенту с использованием понятных ему терминов, в подходящее время, при необходимости повторно, особенно для пожилых людей и детей. Бесполезно давать объяснения пациентам с очень сильной тревожностью, высокой температурой, сильной болью или находящимся под воздействием седативных средств.
Время, выделенное на объяснения родственникам, будет потрачено не напрасно. Подобная мера не только значительно снизит их тревожность, но и убережёт их от последствий неполной или неверной информации. Часто семья помогает медицинской сестре интерпретировать указания пациенту в доступной для него манере.
Часть работы медицинской сестры состоит в том, чтобы помочь пациенту разобраться в новых ощущениях, поощрить его выражать свои тревоги, подтолкнуть в поисках выхода из своих страхов и отрицательных эмоций при любой возможности. Медицинская сестра может дать возможность пациенту поговорить, но не должна настаивать на получении конкретной информации, чтобы не показаться излишне любопытной. Если медицинская сестра не готова к разговору и взволнована, его стоит отложить.
Не стоит выказывать беспочвенный оптимизм, если пациент высказывает тревожащие его мысли. Уместнее попросить пациента аргументировать свои страхи. Такая реакция медицинской сестры помогает пациенту обдумать ситуацию и оставляет возможность переосмыслить причины своего беспокойства.
Медицинская сестра помогает пациентам проанализировать те проблемы, которые они способны осознать. Ей нужно распознавать реакции тревожности и сообщать о чересчур сильных проявлениях врачу. Когда тревожность пациента возрастает до высокого уровня, медицинской сестре стоит посидеть около пациента, её присутствие скорее всего успокоит больного. Медицинская сестра помогает пациенту осознать тревожность, спросив его: «Вас что-то беспокоит?» Когда пациент сможет говорить о своей тревоге, медицинская сестра должна помочь ему описать, что с ним происходит сейчас, что уже случилось и чего он страшится.
Не существует конкретного идеального способа разрешения конкретной стрессовой ситуации, ведь то, что подходит одному человеку, может быть неприемлемо для другого. Эффективнее всего помочь пациенту преодолеть стресс привычными для него способами. Важно получить от пациента информацию для выработки стратегии, например, задав вопрос: «Что Вы обычно делаете, когда приходится туго?». Вейсман предлагает 7 простых вопросов, с помощью которых можно получить основную информацию о приёмах решения проблемы, используемых данным больным:
• «Какие проблемы возникли у Вас в связи с болезнью?»
• «Как Вы предполагаете справиться с ними?»
• «Что Вы обычно делаете в таких случаях?»
• «К чему это обычно приводит?»
• «К кому Вы обращаетесь, когда Вам нужна помощь?»
• «Что случалось раньше, когда Вы просили о помощи?»
• «Какого рода проблемы сейчас огорчают или угнетают Вас?»
Ответы на эти вопросы помогают медицинской сестре уточнить восприятие текущих проблем пациентом, выяснить привычные способы решения проблем, источники проблем, способность пациента преодолевать стрессы. Управление стрессом - это усиление механизмов его преодоления и помощь человеку в поиске альтернативных механизмов, если привычные механизмы в данной конкретной ситуации неэффективны.
Если стрессор обнаружен, медицинская сестра помогает пациенту исследовать чувства и реакции, вызванные стрессором. Иногда пациенты не понимают своих чувств и могут выбрать неправильные действия. Следует помнить, что не каждый человек способен легко сформулировать свои проблемы и готов обсуждать чувства. Если пациенту навязывают беседу о его проблемах, общение с медсестрой становится поверхностным (формальным).