Х пара. Блуждающий нерв
Для определения функционального состояния блуждающего нерва исследуют голос больного. Определяют его звучность (нормальная, ослабленная, отсутствует — афония), выявляют охриплость, носовой оттенок и т.д., выясняют, как больной глотает пищу, не попадает ли жидкая пища в нос (при парезе мягкого нёба), нет ли поперхивания.
Предложив пациенту широко открыть рот, обращают внимание на положение мягкого неба, особенно при произношении звука «а». В норме небная занавеска симметрично подтягивается кверху, при патологических нарушениях – отстает на стороне пареза (рис. 33).
Рис. 33. Исследование экскурсии мягкого неба (IX, X пары черепных нервов).
Небный и глоточный рефлексы проверяют с обеих сторон, прикасаясь к слизистой оболочке мягкого неба деревянным шпателем, ложкой или бумажной полоской, скатанной в длинную тонкую трубку. При этом отмечают сокращение мягкого неба, подтягивание его, а при прикосновении к задней стенке глотки – глотательные, иногда кашлевые и рвотные движения.
XI пара. Добавочный нерв.
Этот нерв иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы. Поэтому определяют симметричность их расположения, наличие атрофии по способности больного поворачивать голову в стороны, пожимать плечами. При исследовании силы грудино-ключично-сосцевидной мышцы врач просит больного поворачивать голову в сторону и немного вверх и удерживать ее в этой позе, а сам пытается противодействовать такому положению. При исследовании силы трапециевидной мышцы врач предлагает больному поднять плечевой пояс, а сам пытается его опустить. По степени противодействия больного и оценивают силу этих мышц.
XII пара. Подъязычный нерв.
Волокна данного нерва иннервируют мышцы языка. Исследование функции нерва начинают с осмотра языка (рис. 34). Затем больного просят высунуть язык, обращая при этом внимание на его расположение (по средней линии или отклонение в стороны), внешний вид (фасцикулярные и фибриллярные подергивания). Обязательно проверяют движения языка в разных направлениях.
Рис. 34. Исследование подъязычного нерва.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
1. Определение уровня сознания.Начинается с оценки возможности пациента пребывать в состоянии активного бодрствования (оценить проявляет ли пациент мотивированную физическую и психическую активность, насколько активно может вступать в вербальный контакт, выполнять обращенные к нему команды, оценить скорость реакций на вербальные раздражители). В случае невозможности вербального контакта необходимо оценить реакцию на выраженные звуковые и болевые раздражители, наличие стереотипных движений, защитных движений, степень контроля за тазовыми функциями, мышечный тонус, сохранность безусловных сухожильных рефлексов, дыхательную функцию и сердечно-сосудистую деятельность.
Оценку глубины нарушения сознанияв экстренных ситуациях у взрослого человека, не прибегая к специальным методам исследования, можно проводить по шкале Глазго, где каждому ответу соответствует определенный балл, а у новорожденных — по шкале Апгар.
Шкала комы Глазго
А. Открывание глаз
- Произвольное — 4 балла
- Как реакция на вербальный стимул — 3 балла
- Как реакция на болевое раздражение — 2 балла
- Отсутствует — 1 балл
Б. Речевая реакция
· Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос — 5 баллов
· Больной дезориентирован, спутанная речь — 4 балла
· Словесная окрошка, ответ по смыслу не соответствует вопросу — 3 балла
· Нечленораздельные звуки в ответ на заданный вопрос — 2 балла
· Отсутствие речи — 1 балл
В. Двигательная реакция
· Выполнение движений по команде — 6 баллов
· Целенаправленное движение в ответ на болевое раздражение (отталкивание) — 5 баллов
· Отдёргивание конечности в ответ на болевое раздражение — 4 балла
· Патологическое сгибание в ответ на болевое раздражение — 3 балла
· Патологическое разгибание в ответ на болевое раздражение — 2 балла
· Отсутствие движений — 1 балл