Тема № 3: Гистология носовой полости и носоглотки

2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей структурной организации воздухоносных путей /носовой полости, носоглотки/.

3. Задания:

Вопросы:

1. Носоглотка.

2. Особенности строения преддверия носовой полости.

3. Особенности строения собственно носовой полости: дыхательной и обонятельной области.

4. Форма выполнения: задание 3.1.подготовка презентации; задание 3.2. составление тестовых заданий.

5. Критерии выполнения:

Задание 3.1.: презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; размер шрифта не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры, дисциплины, тему СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

  1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.
  2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.
  3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.
  4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.
  5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.
  6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.
  7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.
  8. Наличие в конце презентации списка литературы.
  9. Задание должно быть сдано в установленный срок.

Задание 3.2.: тестовые задания выполняются на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, размер шрифта 14, одинарный интервал. На титульном листе указать название вуза, кафедры, дисциплину, тему и форму выполнения СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

  1. Количество тестовых заданий - 16.
  2. Основа теста должна быть содержательной, формулировка теста – четкая и корректная.
  3. Количество вариантов ответов – не менее 5, они должны быть однотипными и адекватными.
  4. Тестовые задания должны быть разного уровня сложности, в т.ч. с использованием наглядных иллюстраций.
  5. В конце работы необходимо приложить эталон с правильными ответами, указать список использованной литературы.
  6. При выполнении задания необходимо охватить все тематические вопросы СРС (см. пункт 3 метод.рекомендаций «Задания»).
  7. Оформление задания в соответствии с требованиями.
  8. Задание должно быть сдано в установленный срок.

6. Сроки сдачи: первое практическое занятие по данному модулю.

7. Критерии оценки:описаны в силлабусе (пункт 11).

8. Литература:

Основная литература:

1. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Б.В.Алешин и др. Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной.-6-е изд.,перераб.и доп.-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2014.-800с.

2. Интегрированный учебник. Модуль «Дыхательная система». С.К.Жаугашева, С.Б.Жаутикова, М.М.Тусупбекова и др. – М.: Литтерра, 2014. – Стр. 116-126.

3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. Под ред. С.Л.Кузнецова, Ю.А.Челышева – М: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 288 с.

4. Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий. Р.И.Юй, Р.Б.Абильдинов. ТОО «Эффект», Алматы, 2010.

5. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 160с.

6. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР МЕДиа, 2007. – 480 с.

7. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, Р.И.Юй. – «Кітап баспасы», Алматы, 2006. Электронный вариант.

Дополнительная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. 6-е изд. перераб. и доп. – Москва «Медицина», 2006. – 768с.

2. Гистология. Схемы, таблицы и ситуационные задачи по частной гистологии человека. Учебное пособие. Виноградов С.Ю. Диндяев С.В.,Криштоп В.В.и др. – 2012. – 184 с.

3. Медицинский терминологический словарь по гистологии. Токешева А.М., Мусайнова А.К., Узбекова С.Е. – Семей, 2014. – 101с.

4. Тестовые задания по Гистологии-2. Р.И.Юй, Л.И.Наумова. Алматы, 2010.

5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Какой эпителий выстилает слизистую оболочку преддверия носовой полости?

2. Каков клеточный состав эпителия дыхательной области собственно носовой полости.

3. Опишите строение дыхательной области собственно носовой полости.

Контрольные задачи для оценки исходного уровня знаний:

1. Клетки эпителия воздухоносных путей – реснитчатые выполняют функцию:

1 выделяют слизистый секрет

2 являются камбиальными

3 выделяют пептидные гормоны и биогенные амины

4 выводят слизь и осевшие пылевые частицы

5 являются хеморецепторами

2. Клетки эпителия воздухоносных путей – бокаловидные выполняют функцию:

1 выделяют слизистый секрет

2 являются камбиальными

3 выделяют пептидные гормоны и биогенные амины

4 выводят слизь и осевшие пылевые частицы

5 являются хеморецепторами

3. Клетки эпителия воздухоносных путей – базальные выполняют функцию:

1 выделяют слизистый секрет

2 являются камбиальными

3 выделяют пептидные гормоны и биогенные амины

4 выводят слизь и осевшие пылевые частицы

5 являются хеморецепторами

4. В преддверии носовой полости содержатся:

1 многослойный эпителий и потовые железы

2 многослойный эпителий, щетинковые волосы и сальные железы

3 многорядный эпителий и сальные железы

4 многорядный эпителий, щетинковые волосы и сальные железы

5 многорядный реснитчатый эпителий и щетинковые волосы

5. Слизистая оболочка преддверия носовой полости выстлана эпителием:

1 многорядным реснитчатым

2 однослойным призматическим

3 многослойным плоским неороговевающим

4 однослойным кубическим

5 многослойным плоским ороговевающим

6. Представлен клеточный состав эпителия слизистой оболочки собственно носовой полости. Какие клетки не характерны для данного эпителия?

1 реснитчатые

2 бокаловидные

3 базальные

4 секреторные клетки Клара

5 микроворсинчатые

7. Собственно носовая полость выстлана эпителием:

1 многослойным плоским неороговевающим

2 многослойным плоским ороговевающим, дистально переходящим в неороговевающий, а затем в многорядный

3 многослойным переходным

4 однослойным призматическим каемчатым

5 многорядным призматическим реснитчатым

8. Определите локализацию тубарных миндалин:

1 эпителий слизистой оболочки собственно носовой полости

2 собственная пластинка слизистой оболочки собственно носовой полости

3 собственная пластинка слизистой оболочки гортани

4 эпителий слизистой оболочки гортани

5 собственная пластинка слизистой оболочки трахеи

9. Определите эпителий слизистой оболочки носоглотки:

1 многослойный плоский неороговевающий

2 многослойный плоский ороговевающий

3 многослойный переходный

4 однослойный призматический каемчатый

5 многорядный призматический реснитчатый

10. Ткань, образующая собственную пластинку слизистой оболочки собственно носовой полости:

1 рыхлая неоформленная волокнистая соединительная

2 плотная неоформленная волокнистая соединительная

3 плотная оформленная волокнистая соединительная

4 ретикулярная

5 белая жировая

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Изменяется ли строение эпителия слизистой оболочки на протяжении преддверия носовой полости?

2. Отличается ли клеточный состав эпителия обонятельной области собственно носовой полости?

3. Укажите локализацию глоточной миндалины.

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1. При вдыхании воздуха, загрязненного пылью, в воздухоносные пути попадают инородные частицы. Какие клетки принимают участие в очищении воздуха?

2. В результате травмы носа у мужчины повреждена слизистая оболочка, которая выстилает верхнюю часть носовой раковины. К каким последствиям это привело?

3. К врачу отоларингологу обратился больной с жалобами на сухость в носовой полости, которая вызывает неприятные ощущения. При исследовании слизистой оболочки носовой полости установлено нарушение функции слизистых желез, которые в ней расположены. В каком слое слизистой оболочки носовой полости расположены эти железы?

Наши рекомендации