Тема № 5: Морфофункциональные особенности проводящей системы сердца
2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению морфофункциональных особенностей проводящей системы сердца.
3. Задания:
Вопросы: 1. Состав проводящей системы сердца.
2. Клеточный состав узла проводящей системы.
3. Клеточный состав пучка проводящей системы и его ножек.
4. Форма выполнения: задание 5.1.подготовка презентации; задание 5.2. составление тестовых заданий.
5. Критерии выполнения:
Задание 5.1.:презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; размер шрифта не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры, дисциплины, тему СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.
При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:
- Количество слайдов не менее 10, не более 20.
- Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.
- Четко указать цель презентации и задачи презентации.
- Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.
- Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.
- Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.
- Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.
- Наличие в конце презентации списка литературы.
- Задание должно быть сдано в установленный срок.
Задание 5.2.: тестовые задания выполняются на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, размер шрифта 14, одинарный интервал. На титульном листе указать название вуза, кафедры, дисциплину, тему и форму выполнения СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.
При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:
- Количество тестовых заданий - 16.
- Основа теста должна быть содержательной, формулировка теста – четкая и корректная.
- Количество вариантов ответов – не менее 5, они должны быть однотипными и адекватными.
- Тестовые задания должны быть разного уровня сложности, в т.ч. с использованием наглядных иллюстраций.
- В конце работы необходимо приложить эталон с правильными ответами, указать список использованной литературы.
- При выполнении задания необходимо охватить все тематические вопросы СРС (см. пункт 3 метод.рекомендаций «Задания»).
- Оформление задания в соответствии с требованиями.
- Задание должно быть сдано в установленный срок.
6. Сроки сдачи:первоепрактическое занятие по данному модулю.
7. Критерии оценки:описаны в силлабусе (пункт 11).
8. Литература:
Основная литература:
1. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Б.В.Алешин и др. Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной.-6-е изд.,перераб.и доп.-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2014.-800с.
2. Интегрированный учебник. Модуль «Сердечно-сосудистая система». С.К.Жаугашева, С.Б.Жаутикова, М.М.Тусупбекова и др. – М.: Литтерра, 2014. – Стр.157-162.
3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. Под ред. С.Л.Кузнецова, Ю.А.Челышева – М: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 288 с.
4. Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий. Р.И.Юй, Р.Б.Абильдинов. ТОО «Эффект», Алматы, 2010.
5. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 160с.
6. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР МЕДиа, 2007. – 480 с.
7. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, Р.И.Юй. – «Кітап баспасы», Алматы, 2006. Электронный вариант.
Дополнительная литература:
1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. 6-е изд. перераб. и доп. – Москва «Медицина», 2006. – 768с.
2. Гистология. Схемы, таблицы и ситуационные задачи по частной гистологии человека. Учебное пособие. Виноградов С.Ю. Диндяев С.В.,Криштоп В.В.и др. – 2012. – 184 с.
3. Медицинский терминологический словарь по гистологии. Токешева А.М., Мусайнова А.К., Узбекова С.Е. – Семей, 2014. – 101с.
4. Тестовые задания по Гистологии-2. Р.И.Юй, Л.И.Наумова. Алматы, 2010.
5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.
9. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Назовите компоненты проводящей системы сердца.
2. Какими типами мышечных клеток представлена проводящая система сердца?
3. Дайте цитологическую и функциональную характеристику клеточного состава проводящей системы сердца.
Контрольные задачи для оценки исходного уровня знаний:
1. При выявлении СДГ и гликогена в срезах миокарда обнаружена неоднородность гистохимических реакций: там, где много гликогена, активность фермента низкая и, наоборот, в участках, содержащих небольшое или умеренное количество гликогена, – высокая. Объясните причину различий гистохимических реакций в миокарде.
2. Предложены две электронные микрофотографии кардиомиоцитов. На одной изображён кардиомиоцит с большим количеством миофибрилл, идущих параллельно друг другу и создающих общую поперечную исчерченность цитоплазмы, с многочисленными митохондриями, лежащими рядами между миофибриллами с малым количеством гиалоплазмы. На другой виден кардиомиоцит, немногочисленные поперечно-полосатые миофибриллы которого идут беспорядочно. Цитоплазма бедна органеллами и богата гиалоплазмой. Определите тип кардиомиоцитов?
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Какие клетки передают возбуждение от пейсмекерных клеток к клеткам пучка и рабочему миокарду?
2. Назовите самые крупные клетки проводящей системы сердца. Какую функцию они выполняют?
3. В чем заключаются гистохимические различия сократительных и проводящих кардиомиоцитов?
4. Охарактеризуйте сократительный аппарат всех типов проводящих кардиомиоцитов.
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1. При гипоксии сократительные кардиомиоциты в первую очередь испытывают недостаток кислорода. В той же ситуации клетки проводящей системы страдают меньше. Зная ультраструктурные и гистохимические особенности типичной и атипичной мышечной ткани сердца, дайте объяснение этому факту.
2. На препарате сердца, окрашенном гематоксилин-эозином, видны мышечные волокна двух типов: цитоплазма одних имеет интенсивно розовую окраску, видны поперечная исчерченность и вставочные диски; цитоплазма других волокон бледнее, диаметр волокна больше, поперечной исчерченности не видно. Миоциты каких типов составляют эти волокна?