Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения

Возникающие в процессе взаимодействия медицинских работников и пациентов морально-этические проблемы обычно не имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Однако решение должно быть найдено, так же как и сопряжённая с ним ответственность должна быть взята лично на себя. Помощь в принятии решения оказывают различные кодексы Международный кодекс медицинской этики, Этический кодекс Международного совета медицинских сестёр, Этический кодекс медицинской сестры России.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физическом и психическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами сестры, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость — самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

Честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника, стать основой его повседневных помыслов и стремлений.

Доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и словом, и делом.

Что такое внешняя культура сестры?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, вежливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.

Бывает, что речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, у пациента вызывают негативную реакцию.

Рассмотрим основные принципы и правила биоэтики.

Со времен Гиппократа принцип «Не навреди!» был и остается первым в поведении медицинского работника. Как это ни парадоксально звучит, но почти каждое взаимодействие персонала с пациентом несёт в себе вероятность причинения того или иного вреда последнему. Например сам по себе визит в с ационар требует затраты сил, времени и денег. Назначенный режим ограничивает возможности пациента, его свободу. Скрывая истинную информацию о состоянии здоровья, медицинский работник также наносит больному вред и унижает его достоинство. К тому же, владея недостаточными или неверными данными, человек может невольно причинить ущерб себе и окружающим. С другой стороны, медицинский работник может нанести травму, сообщая правдивую информацию пациенту без учёта его психических свойств и состояния.

Медицинская сестра, выполняя назначенные процедуры, помимо морального вреда, вызванного отсутствием навыков общения, причиняет пациенту нередко и физический вред.

Если понимать принцип «не навреди» буквально, нужно вообще отказаться от какого бы то ни было вмешательства. Однако предполагается, что в результате взаимодействия с медицинскими работниками пациент получит некое благо.

Безусловно, мы должны стремиться к тому, чтобы вред, исходящий от медицинского работника, входил только в разряд объективно неизбежных (по медицинским показаниям) и был минимальным. Лекарство не должно быть горше болезни! В связи с этим неотъемлемой частью повседневной деятельности медицинского работника должны быть осознание и реализация его морального выбора. Для медицинской сестры этот выбор может касаться различных ситуаций. Например:

• проводить манипуляцию в палате в присутствии других пациентов или их родственников или делать это по-другому, особенно если это касается интимных процедур (ведь медицинские сестры и доктора настолько привыкают к общению с больными в обстановке, когда последние раздеты, что их восприятие ранимости или замешательства других заметно притупляется);

• обращаться к пациентам по имени-отчеству или иначе; нужно ли просто заходить в палату и интересоваться, как дела;

• улыбаться или не улыбаться пациенту.

Принцип «делай благо» — это выполнение действий, приносящих пользу больному. Это благодеяние, милосердие, благотворительность.

Принцип уважения автономии пациента опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было преходящих обстоятельств и имеет право на невмешательство в её планы и поступки. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если тот, кто его осуществляет, делает это:

• преднамеренно, т.е. в соответствии с некоторым замыслом;

• с пониманием того, что именно он делает;

• без таких внешних влияний, которые определяли бы ход и результат действия.

Этот принцип предполагает не только признание, но и уважение автономии пациента, т.е. именно выбор больного определяет дальнейшие действия медицинского работника.

Принцип справедливости означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно он находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен.

Несправедливость особенно заметна при распределении дорогих лекарств и использовании сложных медицинских технологий. В условиях дефицита она нередко становится обыденным явлением и наносит моральный и психический ущерб тем, кто был обделён по тем или иным причинам лекарством, не смог оплатить обследование на новом диагностическом приборе или сложную операцию.

Также выделяют этические правила, которые регулируют взаимоотношения медицинских работников и пациентов: правдивости, конфиденциальности и информированного согласия.

Правило правдивости определяется статьей 6 Этического кодекса медицинской сестры России: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной». В то же время она имеет «моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом». Правдивость является необходимым условием нормального общения. Однако всегда ли нужна правдивость? Готов ли к ней пациент? И обязан ли он быть правдивым — со студентами-практикантами, со всеми медицинскими работниками или только с лечащим врачом?

Правило конфиденциальности [статья 8 Этического кодекса медицинской сестры России: информация, полученная медицинским работником от пациента лично или в результате его обследования, не может быть передана третьему лицу без разрешения на это пациента.

Необходимо помнить, что под третьим лицом подразумеваются даже ближайшие родственники (в нашей стране это касается информации обо всех пациентах старше 15 лет).

Следует заметить, что в ряде ситуаций соблюдение этого правила проблематично. Часто это возникает в ситуации, когда информация о данном пациенте касается жизненно важных интересов третьего лица. Должен ли медицинский работник предупредить этих людей, например, о грозящей опасности, или же ему надлежит соблюдать правило конфиденциальности?

Стал классическим случай, имевший место в США в 1969 г., так называемый казус Татьяны Тарасовой. Психотерапевт, узнав о навязчивой идее своего пациента убить девушку — Татьяну Тарасову, которая не отвечала последнему взаимностью, не сообщил об этой угрозе ни ей, ни её родственникам, а только постарался переубедить своего клиента. Тот на словах согласился с мнением доктора, но через какое-то время убил Татьяну. В специальном заключении суд обязал врачей предупреждать третьих лиц об опасности, о которой им стало известно в процессе работы с пациентом. Это решение вызвало серьёзные возражения со стороны видных представителей медицинской профессии, поскольку без полного доверия пациента врачу медицинская практика невозможна.

Правило информированного согласия является непременным условием проведения любого медицинского вмешательства. Такое согласие должно быть получено только при условии полной осведомлённости пациента о сути процедуры, показаниях и противопоказаниях к вмешательству. Статься 31 «Основ законодательства РФ о здоровье граждан» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья...». Правда, ниже говорится, что «информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли». Значит, если пациент не хочет знать правды диагнозе и (или) прогнозе, медицинский работник имеет право одерживаться «святой лжи». А если пациент хочет знать правду? Тогда, согласно закону, «информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не против сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация». Гражданин имеет право непосредственно ознакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получить консультацию по ней у других специалистов.

Затем пациент свободно выбирает курс дальнейших действий, наиболее приемлемый с его точки зрения, но не всегда наилучший с точки зрения медицины. Он вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь тоже (с 1993 г.) приходиться считаться.

Право пациента на отказ от лечения в некоторых случаях порождает острейшие морально-этические коллизии. Например, пациентка была прооперирована по поводу внематочной беременности. В послеоперационном периоде в крови — очень низкое содержание гемоглобина. Рекомендовано переливание крови, от которого больная категорически отказалась, ссылаясь на принадлежность к секте Свидетелей Иеговы. Лечащий врач принял решение произвести переливание крови под внутривенным наркозом. Однако больная проснулась до окончания процедуры, и в итоге у неё развилась тяжёлая депрессия. Если бы речь шла о ребёнке, родители которого в силу религиозных убеждений отказывались от медицинской помощи, необходимой для спасения его жизни, то согласно «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан» (статья 33) медицинские работники обратились бы в суд для защиты права на жизнь ребёнка. В данном случае врач должен был письменно оформить отказ больной от переливания крови и настойчиво искать любые другие альтернативные методы лечения. «Отказ вменяемого пациента от медицинской помощи, как правило, есть результат отсутствия терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом, а потому всегда остается на совести врача» (статья 11 Этического кодекса).

Статья 6 Этического кодекса медицинской сестры России гласит, что медицинская сестра обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра обязана выяснить наличие согласия на процедуру. Передавать же пациенту сведения она имеет моральное право только по согласованию с лечащим врачом.

Наши рекомендации