Цели обучения. Условия достижения целей
Обучение пациента и (или) его близких, только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и любой другой процесс сестринской деятельности, состоит из 5 этапов.
• анализ проблемной ситуации, направленный на оценку исходного уровня знаний и умений;
• формулировка существующей (например, дефицит знаний и умений) или потенциальной (риск ухудшения состояния здоровья, связанный с недостаточным уровнем знаний и умений) проблем;
• постановка целей и планирование деятельности;
• осуществление плана, т.е. обучение, направленное на передачу знаний и формирование умений и навыков;
• оценка результата, т.е. способности следовать новому поведению.
На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра-преподаватель собирает информацию об обучаемом (обучаемых), выявляет уровень имеющихся знаний и умений или их неадекватность, наличие желания приобрести необходимые навыки. Например, она может выяснить, что пациент неправильно измеряет АД, либо нарушает правила введения инсулина; имеется дефицит знаний и умений по уходу за новорожденным у молодых родителей или за тяжелобольным с целью профилактики пролежней у родственников и др.
На втором этапе формулируют сестринский диагноз. Например:
• дефицит знаний и умений по измерению АД;
• отсутствие знаний о правилах поведения при сахарном диабете;
• дефицит навыков по уходу за ногами при сахарном диабете;
• риск ухудшения состояния здоровья, связанный с несоблюдением правил приёма лекарственных средств;
• отсутствие информации о новых приказах по профилактике внутрибольничной инфекции у медицинских сестёр и др.
На третьем этапе формулируют цели обучения, которые предполагают усвоение полученных знаний и приобретенных навыков. При планировании сестринского процесса цели должны быть конкретными, реальными, согласованными с обучаемыми. Например:
• навыки ухода за новорожденным, которые должны продемонстрировать родители к моменту выписки из больницы;
• знания об утилизации отходов, которые должна продемонстрировать медицинская сестра процедурного кабинета через неделю, к 31 октября;
• понимание важности соблюдения правил приёма лекарственных средств, которое пациент должен выразить к завтрашнему дню; демонстрация умений правильного самостоятельного приёма препаратов через неделю, к 17 мая.
После определения цели медицинская сестра приступает к планированию обучения. Здесь необходимо учитывать пол, возраст, профессию, образование, наличие мотивации, а также имеющиеся нарушения зрения, слуха, наличие навыков самоконтроля. Напоминаем, что план должен быть согласован с обучаемыми. Приводим пример планирования обучения в случае риска ухудшения состояния здоровья, связанный с несоблюдением правил приёма лекарственных средств на фоне забывчивости.
• 10 мая, 11.00 — беседа с пациентом о важности соблюдения правил приёма лекарственных средств. Необходимо обратить особое внимание на риск ухудшения состояния при халатном отношении, возможность возникновения в связи с этим проблем в семье и на работе, которые гораздо сложнее будет устранить во время беседы нужно удостовериться, что пациент может читать названия лекарственных средств на упаковках.
10 мая, 11.00 — беседа с пациентом о правилах приёма его собственных лекарственных средств (доза, кратность, время приёма, способ, возможные побочные действия) и их действии на организм. Необходимо обеспечить больного краткими инструкциями к препаратам, завести с ним дневник-памятку для контроля приёма лекарств или сделать отметки-напоминания в программе телепередач на неделю.
• 12—16 мая — беседы о важности регулярного приёма лекарственных средств и его личной ответственности за эти действия, контроль записей в дневнике при посещении пациента.
• 17 мая — контроль физического (измерение пульса, давления, частоты дыхательных движений) и психического состояния пациента, записей в дневнике и отметок-напоминаний о приёме лекарственных средств в телепрограмме на следующую неделю.
На четвертом этапе медицинская сестра совместно с обучаемыми выполняет намеченный план и на пятом оценивает результат. Если он не достигнут, необходимо собрать уточняющую информацию, пересмотреть диагноз, план, цели и критерии их достижения. В любом случае следует одобрить попытки пациента, направленные на изменение стереотипов его поведения и мотивировать к новым действиям.
Лекция № 6. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела.
1. Теория А. Маслоу.
2. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.
3. Основные представления о моделях сестринского дела. Принципы выбора модели сестринского ухода.
4. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
Теория А. Маслоу.
Нормальная жизнедеятельность человека обеспечивается совокупностью биологических, социальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.
Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека.
Потребность — это осознанный психологический или физический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни. ( Г. М. Перфильева).
Потребностно-информационная теория, авторы - отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде. Переход потребностей в поступки и действия сопровождается эмоциями.
Эмоции - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными (потребность удовлетворена полностью) и отрицательными (потребность удовлетворена не полностью или не удовлетворена). Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:
1 группа — витальные (потребность жить и обеспечивать свою жизнь).
2 группа — социальные (потребность занять определенное место в обществе)
3 группа — познавательные (потребность познавать внешний и свой внутренний мир).
Американский психофизиолог А.Маслоу, русского происхождения, в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе, от физиологических до потребностей в самовыражении.
Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа или системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
В настоящее время в развитых странах значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей, эта теория не столь актуальна. Для условий России сегодня эта теория остается актуальной.
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.