Нарушения углеводного обмена
Одним из основных метаболических нарушений при обширных ранах, особенно осложненных инфекцией, является дезорганизация углеводного обмена, механизм которой до настоящего времени остается мало понятным. При травме и сепсисе наблюдается разобщение метаболизма глюкозы и аминокислот. Снижается толерантность к глюкозе, возникает резистентность тканей к эндогенному или экзогенному инсулину. У тяжелых септических больных даже при базальной нормогликемии после нагрузки глюкозой сахарные и инсулиновые кривые имели преддиабетический или диабетический тип, что может указывать на относительную инсулярную недостаточность. Исходный уровень инсулина у этих больных снижен (6,0±2,7 мкед/мл). У части больных выявлялась резистентность к эндогенному инсулину: при базаль-ном содержании инсулина выше 120 мкед/мл отмечалась резко выраженная гипергликемия.
При ранах и сепсисе может наблюдаться парадоксальность повышенного базального окисления глюкозы и скорости ее кругооборота при нормальном или повышенном уровне глюкозы натощак, хотя базальное содержание циркулирующего инсулина при этом повышено в 3 раза по сравнению с нормой.
Относительно нормальное содержание глюкозы в крови может поддерживаться при 2-х или 3-х кратном повышении секреции инсулина и что тканевое потребление глюкозы также требует более высокой стимуляции инсулином для поддержания нормогликемии. Панкреатические Р-клетки не . способны продуцировать адекватные количества инсулина.
Наиболее тяжелые изменения со стороны внутренних органов наступают при развитиисептического шока. Патогенез септического шока крайне сложен и многообразен. Септический шок в зависимости от вида возбудителя (грамиоложшсльный или 1рамо>рицатс:яьный) имеет существенные отличия по механизму нарушений гомеостаза.
Нарушение гемодинамики определяется тем, что грамположительная флора выделяет в кровь экзотоксины, которые вызывают прямой цитоток-сический эффект и протеолиз клеток с образованием и выделением в кровь кининоподобных субстанций. Эти субстанции в свою очередь стимулируют нервную систему и вызывают выброс катехоламинов. Эндотоксины поступают в кровь при гибели грамотрицательных бактерий и, соединяясь с различными элементами крови (тромбоциты, лейкоциты), образуют комплекс с высокой симпатомиметической активностью. Увеличение выброса катехоламинов приводит к вазоконстрикции и ухудшению периферической перфу-зии. Как следствие, наступает ишемическая аноксия и нарушение клеточного метаболизма.
Существует две теории развития септического шока:
1. Под влиянием токсинов происходит внутрисосудистое генерализо-ванное тромбообразование.
2. Стимуляция токсинами а-рсцспторов, что приводит к периферической вазоконстрикции и ухудшению периферического кровообращения.
В развитии септического шока принимают участие оба механизма - и вазоконстрикция, и внутрисосудистое тромбообразование, которые приводят к резкому ухудшению периферического кровообращению Кроме того, в развитии септического шока важную роль играют такие факторы, как продолжительная гипоксия, снижение ОЦК, острая адреналовая недостаточность, поражение токсинами паренхиматозных органов.
Развитие септического шока не всегда сопровождается угнетением всех компонентов центральной и периферической гемодинамики. У некоторых больных отмечают гипердинамическую реакцию сердечно-сосудистой системы в первой фазе шока. Такая реакция объясняется тем, что циркуляция токсинов приводит к появлению вазоакгивных полипепгидов и освобождению гистамина из тучных клеток. Последующая стимуляция симпатико-адреналовой системы приводит к повышению АД, но дорогой ценой: из-за повышения периферического сопротивления ухудшается периферическая перфузия. Напряжение кислорода в тканях снижается до критического уровня.
Некотороые авторы считают, что гипердинамическая реакция сердечно-сосудистой системы в начальной фазе наблюдается при грамположитель-ном шоке, а гиподинамическая - при грамотрицательном шоке. При грамположительном шоке в отличие от грамотрицательного отмечают повышение минутного и ударного объемов сердца с существенным снижением общего периферического сопротивления (ОПС), которое не является признаком нормального периферического кровообращения. По-видимому, снижение ОПС связано с раскрытием артериовенозных шунтов, что создает условия для окольною кровообращения, минуя спазмированные капилляры.
Ухудшение периферического кровообращения сопровождается тканевой гипоксией. Развитие тканевой гипоксии приводит к тому, что гликоген, жиры и протеин метаболизируются анаэробным путем. В условиях анаэробного метаболизма и нарушенного капиллярного кровотока происходит накопление в организме значительного количества метаболитов - ионов водорода, лактата, кетоновых кислот, что приводит к нарушению КЩС и развитию метаболического ацидоза.
Таким образом, патофизиологические особенности развития септического шока обусловлены нарушениями, которые вызывают экзо- или эндотоксины в периферическом кровообращении, тканевом дыхании и метаболизме, в то время как клинически преобладают нарушения центральной гемодинамики и внешнего дыхания.