Проблемы, связанные с определением характера межличностных отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей
· Медсестра – больной; медсестра – врач; врач - больной
· Медсестра – медсестра
Повышенные требования всегда предъявлялись к людям, занимающимся медициной, к их нравственным качествам. Взаимоотношения врача (медсестры) и больного, врача (медсестры) и родственников больного, врачебная тайна, отношение к ошибке, эвтаназия, межколлегиальные взаимоотношения являются предметом изучения биомедицинской этики.
В свое время Парацельс сформулировал основное назначение медицинского работника – понять и помочь страждущему человеку. В современных условиях квалифицированный медицинский работник должен обладать не только основательной специальной, но и универсальной этико-деонтологической подготовкой.
Специфика взаимоотношений медицинского работника и больного предполагает зависимость одного человека – больного от другого – медицинского работника. Обращение к врачу означает признание, и в первую очередь самому себе, что организм не в порядке, это усиливает зависимость, вызывает чувство тревоги перед неизвестностью. Но борьба против общего врага – болезни объединяет врача (медицинскую сестру) и больного. В ходе взаимодействия врача и больного в борьбе с болезнью сложились две модели в системе «врач-больной»:
- Патерналистическая
- Автономная
Патерналистическая модель (от лат. pater - отец) взаимоотношений врача и больного предполагает:
- заботу о пациенте как о ребенке;
- принятие решения независимо от мнения пациента;
- ограничение достоверной информации;
- невозможность пациентом принимать решения самостоятельно
- полную зависимость от мнения врача
Таким образом, патернализм несет в себе насильственное ограничение свободы личности, обусловленное «заботой» о ее благополучии.
Автономная модель взаимоотношений врача и больного предполагает:
1. уважение к автономии личности пациента;
2. обязательное информирование пациента;
3. стремление к обеспечению блага пациента;
4. информированное согласие пациента;
5. активное совместное участие в принятии медицинского решения.
Информированное согласие пациента представляет собой процесс принятия соответствующего решения, основанного на принципах взаимного уважения врача и больного и их активном совместном участии в этом процессе. При этом следует учитывать:
1. компетентность пациента, которая зависит от множества факторов – начиная от его общей культуры вплоть до психоэмоционального состояния;
2. информированность пациент, предполагающая его право знать всю правду о состоянии своего здоровья и методах лечения;
3. добровольность принятия решения, которая иногда бывает мнимой (больной дает согласие, опасаясь в противном случае ухудшения медицинской помощи и отношения медперсонала);
В условиях технизации медицины, лабораторных исследований, аппаратной и компьютерной диагностики «размывается» непосредственное общение врача и больного. Во-первых, расширяется круг лиц, с которыми вынужден контактировать больной. Во-вторых, эти отношения все более обезличиваются, деперсонализируются. Это порождает формализацию взаимоотношений медперсонала и пациента.
Типы больных
С точки зрения медицинских работников существуют «приятные» и «неприятные» пациенты.
Приятные – это те, кто причиняет мало хлопот и при этом не стесняются в проявлении благодарности в самых разных видах
По мнению врача московской поликлиники Наталии Ермолаевой ("Аргументы и факты", 1998, 26 апреля. - С.8), есть десять "самых нелюбимых" типов пациентов, которые ежедневно пересекают порог больницы или поликлиники:
1. "Всезнайка",который идет в кабинет врача с непоколебимым "самодиагнозом";
2. "Потребитель", рассуждающий так: "Плачу деньги, - значит должен получить здоровье! А сам при этом палец о палец не ударю!";
3. "Пуп земли", утверждающий: "Был у всех, но никто-никто не может мне помочь!". По этому убийственному вступлению врачи распознают ипохондрика, и начинается многолетняя мучительная связь двоих - врача и пациента.
4. "Невнимательный пациент" не соблюдает указанного ему времени приема, не принимает предписанных лекарств или принимает их редко, не ходит на физиотерапию, не соблюдает диету. К сожалению, такие пациенты не исключение. Установлено, что в Германии, например, каждый год выбрасывают предписанные, но неиспользованные медикаменты на сумму 4 млрд. марок.
5. "Глотатель таблеток" не любит долго ждать, потому ждет только одного: быстрого и легкого избавления от болезни. Для этой цели "поглощает" буквально все: каждую новую диету, каждое новое чудотворное средство, все, что ему скажут. Он и слышать не хочет о продолжительном лечении, диете и гимнастике. Глотать, пить и глотать! А если эффекта нет, уйдет молча, не попрощавшись, в поисках следующего врача.
6. "Невежа" не знает ни того, какие лекарства он принимает, ни для чего они и для кого. "Это была какая-то синяя склянка с зеленой ленточкой..." - "А кто вам ее прописал?" - "Не знаю!".
7. "Неподготовленный"принципиально не носит с собой необходимых документов - снимков, медицинских карт и прочее. Обычно и одежда его неподходящая: чересчур много всего и все какое-то странное. Пока такой освободится от всех своих несчастных одежек, врач сойдет с ума.
8. "Простофиля" вопросы врача понимает буквально. И вместо истории болезни подробно расскажет историю своей жизни (любовь, развод, похороны). Иногда прибавит сочный анекдот и не стесняется спросить у врача подробности его личной жизни.
9. " Семейные" приходят на прием со всей семьей, мешая врачу.
10. "Нечистоплотный пациент", забывший о личной гигиене и приходящий на прием в грязном белье.
При всей точности ее наблюдений хотелось бы отметить, что с позиций медицинской этики "неприятных больных " вообще не должно существовать для настоящего врача.
В книге А.Ф.Кони о Ф. П. Гаазе рассказывается, какой нравственный урок преподал этот великий московский врач-гуманист своим коллегам.
В клинику для "чернорабочего класса людей" поступила умирающая девочка с водяным раком лица. Злокачественная опухоль разлагалась, и в палате стояло такое зловоние, что даже мать девочки не хотела подходить к ее постели. Не делали этого врачи и сестры. И только Ф. П. Гааз не отходил от нее, утешал, целовал до самого смертного часа.
Не очень много симпатий вызывают у врачей наркологов, дерматовенерологов их пациенты: бомжи, алкоголики, наркоманы, проститутки, больные сифилисом.
Но для настоящего врача они в первую очередь пациенты, которых надо излечить, иногда преодолевая при этом даже сопротивление самих пациентов.
Сейчас слышны голоса медиков, призывающие сделать специальные больницы с тюремным режимом для больных СПИДом. Очевидно, что они не знакомы с медико-этическими документами по этой проблеме.
Еще в 1987г. Всемирная медицинская ассоциация заявила: "Больные СПИДом и лица, имеющие положительную реакцию на антитела к ВИЧ, имеют право на полноценную медицинскую помощь и не должны подвергаться дискриминации в повседневной жизни. У врачей есть давняя и почтенная традиция заботиться о заразном больном. Необходимо сохранить эту традицию и в условиях эпидемии СПИДа".
· О существовании категории пациентов, страдающих "душевной глухотой", предупреждает профессор Н. В. Эльштейн. Он рассказывает о пациенте, который при попытке украсть мешок картошки, был избит владельцем огорода и попал в больницу. Вскоре он написал жалобу на врачей, которые, по его мнению, лечили его от побоев неправильно.
· В сельскую больницу поступает больной. Открытые переломы голени. Большая кровопотеря. Шок. Транспортировать пациента невозможно из-за его крайне тяжелого состояния. Сельский врач берется за операцию. Нужна первая группа крови. Как раз в этот день последнюю ампулу ввели роженице. У врача первая группа. Он ложится на стол и отдает свою кровь пациенту. Врач теряет сознание, но жизнь больного спасает. Пациента выписывают здоровым, и он пишет жалобу в прокуратуру с требованием привлечь врача к ответственности за то, что в больнице не оказалось крови.