Ii. древнеиндийская медицина и современная действительность
Что же такое Аюрведа, и почему в последнее время все больше людей проявляют к ней повышенный интерес, и не только в самой Индии или на Западе, но и у нас в стране?
Все аюрведические тексты относятся к древнейшим Священным Писаниям и включают в себя не только данные о здоровье и болезнях человека, но и о строении окружающего мира, принципах морали и нравственности, обо всей жизни в целом. Аюрведическое знание согласуется со всеми четырьмя Ведами и со всеми религиозно-философскими системами древней Индии. К сожалению, за многие тысячелетия своего существования, некоторые аюрведические писания были безвозвратно потеряны в толще эпох и не дошли до нашего времени, но те тексты, которыми мы располагаем (Чарака Самхита, Сушрута Самхита, Аштанга Хридаям Самхита, Аштанга Самграха и многие другие), а также комментарии к ним, да и труды врачей последних столетий поддерживают реку Аюрведы в границах ее берегов, не давая ей обмельчать и исчезнуть.
Аюрведа (Наука о жизни) описывает не только строение, принципы работы и болезни человеческого организма, в ней также существуют и ветеринарные разделы - Хасти Аюрведа - Аюрведа для слонов, Ашва Аюрведа - Аюрведа для коней и т.д. Но если же говорится просто "Аюрведа", то подразумевается "наука о жизни" людей.
В наше время многие люди начинают понимать, что их здоровье находится только в их руках, и традиционная медицина с ее таблетками и химически синтезированными на громадных фармацевтических предприятиях лекарственными препаратами не только не открывает и не лечит причину заболевания, но и ведет к образованию бесконечного множества лекарственных аллергий, болезней печени и почек, к всевозможным побочным эффектам и заболеваниям. Человек - неотрывная частица живой природы, поэтому методы лечения дисбаланса в его теле, уме, энергетике и психике должны быть точно такими же натуральными и природными, как и он сам.
Аюрведа отличается как от традиционной медицины, так и от нетрадиционных целительских школ[2], представленных в России. В отличие от современной медицины, ее методы лечения абсолютно безвредны, природны и натуральны, они неразрывно связаны с человеком, его природой и индивидуальностью. В отличие же от нетрадиционных школ, Аюрведа обладает знанием, и это знание не спекулятивно, не надуманно, а проверено тысячами поколений врачей. Одни из основных предметов в аюрведических колледжах – аюрведическая анатомия и физиология - Шариракрийа вигйана, а также Падартха вигйана - физические принципы строения вселенной, природы и человека. Грубо и глупо подходить к человеку только как к думающему, говорящему и двигающемуся физическому телу, забывая, что он - Микрокосм, абсолютно на всех уровнях взаимодействующий с Макрокосмом, этим феноменальным миром, и их невозможно разъединить.
Очень жаль, что современная западная медицина утратила свои корни, уходящие в глубину религии, культов и обрядов. Многие гениальные врачи, светила от медицины, были глубоко верующими людьми. Точно не известно, когда произошло разделение этих двух Наук - Науки о Боге и Науки о Человеке, но для западной медицины этот шаг оказался роковым. Она забыла об истинной природе человека, забыла, что человек возник не в силу эволюции древней обезьяны, а был сотворен Богом, что он открытая система и должен находиться в равновесии с природой, что "ширйате ити шарирам" - каждое мгновение тело меняется, а самое главное - она забыла объяснить человеку принципы здорового образа жизни и почему так необходимо быть здоровым. Эта деградация западной медицины, по-видимому, связана с общим упадком духовности и религиозности в Европе и в Америке за последние двести - двести пятьдесят лет. Однако не стоит ругать и хулить западную медицину, формировавшуюся в лихолетье и в один из сложнейших исторических этапов развития Человечества – она помогла спасти сотни жизней во время войн и катаклизмов, коими богат этот период Истории.
К сожалению, многие аюрведические тексты утрачены безвозвратно, но Аюрведа живет в явленных писаниях и прекрасно справляется с болезнями, вне зависимости от климата, языка людей или их убеждений. Закон гравитации фундаментален и действует на все тела без исключения. Также и Аюрведа. Конечно, в России несколько другие травы, по-другому происходят климатические и погодные изменения, но основные принципы всех без исключения процессов одинаковы во всех точках земного шара, поэтому вопрос о том, насколько Аюрведа приемлема для российской действительности, отпадает сам собой.
Все аюрведическое знание можно грубо разделить на три части. Первая - для тех, кто хочет быть здоров безо всяких врачей, изменив принципы своей жизни в соответствии со своей Пракрити, индивидуальной конституцией; вторая - для тех, кто не хочет менять свои привычки, убирать слабости и недостатки, а если заболеет, то лечится у врача. Третья часть предназначена для врачей - тех, кто не только лечит, но и помогает людям избавиться от болезней.
Очень радостно заметить, что многие люди "переболели" и традиционной и нетрадиционной медициной и все чаще стали обращаться не к «колдунам» и экстрасенсам[3], а к китайской, тибетской и аюрведической медицине, к травникам, пиявочникам и всем тем, кто лечит древними, проверенными веками, методами. Так или иначе, эти методы являются частью аюрведического знания, несколько трансформированной под влиянием времени, местности и исторических обстоятельств, но не утратившей до конца своей правоты и функциональности.
Чарака Самхита, да и многие другие тексты[4] начинается со шлоки, объясняющей, зачем много тысяч лет назад людям было дано аюрведическое знание:
дхарма артха кама мокша
намарогйам муламуттамам
(Ч.С.1.1.15.)
Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для религиозности и исполнения своего долга (дхарма), принесения жертв и отдания долгов предкам, полубогам и родителям (артха), а также для поддержания тела - нормального сна, еды, физической нагрузки, работы, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т.д. (кама). Дхарма, артха и кама способствуют контролю ума и ведут человека к состоянию мокша – освобождения. Дхарма-шастры (Ману Самхита, например) настоятельно рекомендуют человеку поддерживать свое здоровье на должном уровне, мотивируя это тем, что в здоровом теле легче исполнять свои обязанности, самосовершенствоваться и идти к Богу.