Методические указания для аудиторной работы студентов

Практическое занятие

«Общение в сестринском деле»

Уфа 2012

Тема «Общение в сестринском деле» составлена на основании типовой программы профессионального модуля ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (М., 2010) специальности 060501 «Сестринское дело», рабочей программы профессионального модуля, утвержденной в 2012г. КНМС БГМУ

Рецензент:

Ишмухаметова А.А. зам.директора по практическому обучению медицинского колледжа БГМУ

Составитель:

Ибраев В.Р., преподаватель клинических дисциплин

Утверждено на заседании цикловой методической комиссии клинических дисциплин протокол № ___ от __________ 20____года.

Актуальность темы: данная методическая работа затрагивает основные вопросы общения медицинского персонала с пациентами, имеющих большое значение в практической деятельности медицинских сестер.

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта специалист в области сестринского дела обязан (в том числе)

· Овладеть факторами, способствующими эффективному общению с пациентом

· Иметь практический опыт общения как эффективного средства помощи людям в адаптации к изменениям жизни в связи с заболеванием

Цели занятия: для формирования профессиональной компетенции студент должен

иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- планирования и осуществления сестринского ухода;

- ведения медицинской документации

- соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности

уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

знать:

- способы реализации сестринского ухода;

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

Дидактические цели:

Обучить студентов:

1.Работать с литературой, составлять опорные конспекты

2.Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот

3.Использовать принципы общения в практической деятельности медсестры

4.Использовать принципы сестринской педагогики в практической деятельности медсестры.

Развивающие цели:

Развить у студентов:

1.Логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями

2.Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры

Воспитательные цели:

Привить студентам:

1.Чувство ответственности за свою профессиональную деятельность

2.Умение сотрудничать с коллегами и другими людьми

3.Целеустремленность в получении новых знаний

По окончании занятия студент должен овладеть:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс

Тип занятия:практическое с элементами проблемного обучения, самостоятельной работой студентов

Продолжительность занятия:6 академических часов

Место проведения: кабинет доклинической практики

Содержание занятия:

· Организационный этап – 5 мин.

· Контроль исходного уровня знаний и умений, тестовый контроль – 20 мин.

· Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме – 70 мин.

· Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания под руководством преподавателя. – 145 мин.

· Контроль усвоения темы – 25 мин.

· Подведение итогов занятия. Задание на дом – 5 мин.

Оснащение:

1. Учебно – методический комплекс «Общение в сестринском деле».

2. Проблемно – ситуационные задачи, тест – контроль, графический диктант, терминологический диктант, графологические структуры, карта сестринского процесса.

Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим рекомендациям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, графы логических структур в соответствии с рабочей учебной программой; ситуационные задачи, образцы оформления документов).

Учебно-исследовательская работа студентов по теме. Работа с литературой и нормативной базой (назначается индивидуально каждому студенту с учётом его способностей и интересов).

Содержание занятия:

Проблемы сестринской этики в истории медицины и на современном этапе. Права пациента и сестринского персонала. Медицинская тайна и информирование пациента.

Морально-этические нормы, правила и принципы сестринского поведения в клятве Флоренс Найтингейл, этическом Кодексе Международного Совета медицинских сестёр, этическом Кодексе медицинских сестёр России.

Ошибки в профессиональной деятельности медицинских работников и их этическая оценка.

Мастерство общения в сестринском деле.

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения. Элементы эффективного общения. Терапевтические и нетерапевтические средства общения. Факторы, способствующие и препятствующие общению. Стили общения. Типы общения: вербальный и невербальный. Ясность и краткость речи, ее темп, громкость. Словарный состав. Расчет времени. Мастерство письма как форма словесного общения с пациентами, страдающими снижением слуха. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Критерии эффективности общения. Самоконтроль медицинской сестры при невербальном общении (выражение лица, мимика, жесты).

Вопросы к самоподготовке: «Общение в сестринском деле».

1.Общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к изменениям в жизни в связи с заболеванием

2. Уровни общения с пациентом

3. Терапевтические и не терапевтические средства общения

4. Факторы, способствующие и препятствующие общению

5. Словесное и бессловесное общение

6. Расчет времени общения с пациентом

7. Поддержание связи с пациентами, не способными к вербальному общению

8. Самоконтроль медсестры при бессловесном общении (выражение лица, мимика, жесты)

9. Сферы и способы общения

10. Педагогические приемы при общении с пациентом.

11. Проблемы сестринской этики в истории медицины и на современном этапе

12. Права пациента и сестринского персонала.

13. Медицинская тайна и информирование пациента

14. Ошибки в профессиональной деятельности медицинских работников и их этическая оценка.

15. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.

16. Функции общения с пациентом

17. Элементы эффективного общения.

18. Самоконтроль медицинской сестры при невербальном общении (выражение лица, мимика, жесты).

Основная литература:

Давлицарова К.Е, Миронова С.Н. «Манипуляционная техника»: Учебное

пособие. - М: Форум, 2011.

Дополнительная литература:

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.

2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа»

4. Турапина И.А «Рабочая тетрадь по основам сестринского дела», 2011

5. Обуховец Т.П, Чернова О.В «Основы сестринского дела» - Ростов

н/Д:Феникс, 2010.

6. Кулешова Л.И, Пустоветова Е.В «Основы сестринского дела»: курс лекции

– Ростов на Дону: Феникс, 2011.

Интернет ресурсы:

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.

Блок информации

Понятие и функции общения

Общение— это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловес­ной (невербальной) информации. Это постоянный, дина­мический процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В последние годы в науке всё чаще вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».

Существует два способа коммуникации: вербальный и невербальный. Способ коммуникации зависит от содер­жания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек лучше понимает словестную информацию. Глухой же человек может чи­тать, в том числе и по губам.

Коммуникация — обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов.

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях.

Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно, что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.

Невербальная информация отражает поступки или по­ведение того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука, изучающая невербальное общение, называ­ется кинесикой. Невербальные способы общения, например прикосновение рукой к плечу, позволяют сообщить пациен­ту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро рас­познает фальшивое отношение, поэтому эти приемы исполь­зует внимательная и деликатная медицинская сестра.

Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.

Целью процесса взаимопонимания для медсестер гума­нистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «раз­гадки», можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, в том числе и о себе.

Общение в сестринском деле — это процесс, порожда­емый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к измене­ниям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специаль­ных знаний и умений, так как медицинской сестре необхо­димо учитывать состояние здоровья пациента, его физи­ческое и психическое состояние.

Зоны комфорта при общении

Для оказания максимальной помощи и поддержки па­циенту медсестре необходимы коммуникативные и профес­сиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу, учитывать зоны комфорта при общении.

Различают следующие зоны комфорта: сверхинтимная, это зона равна от 0 до 15 см;

интимная, 16—45 см;

личная зона, примерно равна 45—120 см;

социальная, 120—300 см;

общественная более трех метров.

Установив доверительные взаимоотношения с пациен­том, медицинская сестра будет успешно работать с ним в любой зоне: выполняя инъекции, ухаживая за тяжело­больным, беседуя с пациентом и коллегами, обучая паци­ентов и их родственников в «школах пациентов» или обучая студентов во время производственной практики.

Функции общения

Различают следующие функции общения:

1. Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению.

2. Информационная, познавательная — обмен инфор­мацией, сообщениями.

3. Побудительная — стимуляция активности партнера.

4. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

5. Функция понимания — адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

6. Эмотивная, эмоциональная — обмен эмоциями между партнерами (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями).

7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношений.

8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.

9. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

Уровни общения

Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

1. Внутриличностное общение — слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

2. Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она пред­ставляет собой взаимную передачу и принятие информа­ции: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер инфор­мирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в про­цессе обследования пациента), усвоению учебного матери­ала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может за­кончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.

3. Общественное — общение одного человека с аудито­рией. Общение на этом уровне требует соблюдения опреде­ленных правил, традиций, принятых норм.

Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни, — «вопрос-ответ», рукопо­жатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть речевая и неречевая деятельность как говорящего, так и слушающего.

Средства общения

К вербальным средствам общения относят речь, кото­рая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забы­вать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, ве­лик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Медицинской сестре необходимо разбираться в манере пациента говорить, которая может отражать индивиду­альные особенности пациента, его темперамент. Речь гром­кая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических за­болеваний. Например, при одышке пациент говорит об­рывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцина­ции, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекват­ная реакция пациента).

Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнят­ную, с бедным словарным запасом.

В норме манера говорить должна быть плавной, спо­койной, размеренной.

Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения и относится к явле­ниям духовной культуры. Речь является сильнейшим сред­ством общения, воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.

Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.

Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии — разъясне­ние, убеждение и т.д.

Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пы­тается исправить ошибочное суждение пациента, порожден­ное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.

Исследования показывают, что в ежедневном акте ком­муникации человека слова составляют 7%, звуки и инто­нации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%.

К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Неречевое общение.Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуника­ции. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.

Таким образом, передаются настроение, характер и от­ношение: «Важно не только то, что ты говоришь, но и как ты говоришь».

Зрительный контакт, выражение лица, поза и положе­ние в значительной степени показывают наши мысли ичувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.

Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно по­мнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербаль­ные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Мимика — движения мышц лица, которые отражают внутреннее эмоциональное состояние человека и несут бо­лее 70% информации о том, что переживает Человек. С помощью мимики передаются шесть основных эмоцио­нальных состояний: радость, гнев, страдание, отвраще­ние, страх, удивление и их модификации: страх — ужас, печаль — страдание и т.п.

Жестыпозволяют лучше разбираться в людях. Это со­циально отработанные движения тела человека, его рук, головы, туловища, передающие психологическое состоя­ние человека.

Жестика — моторика всего тела, которая проявляет­ся в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных дви­жений рук, а также других невербальных средств обще­ния, таких как прикосновения — рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.

Выражение лицаотражает психическое состояние че­ловека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатич­ное, растерянное и др. Нормальное выражение лица — без особенностей, уравновешенное.

Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голо­са, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.

Выражение лица медицинской сестры влияет на эффек­тивность общения с пациентом и коллегами. Важно, что­бы в знак приветствия или одобрения медицинская сестра не была хмурой, а приветливо улыбнулась, проявила за­интересованность .

Поза— ее смысловое содержание должно быть «разга­дано» медицинской сестрой. Поза пациента может быть вынужденная, напряженная, расслабленная и отражать эмоциональное состояние.

Различают закрытые и открытые позы, которые указы­вают на расположенность к общению. Закрытая поза — «поза Наполеона», свидетельствует о том, что человек не хочет с тобой общаться (в положении стоя — руки скре­щены на груди, а в положении сидя — обе руки упирают­ся в подбородок). Открытые позы — когда раскрыты руки ладонями вверх, в положении сидя — ноги вытянуты.

Поза медицинской сестры при общении говорит о мане­ре держаться, культуре медицинской сестры, отражает ее готовность помочь пациенту.

Основные стили общения

Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации обще­ния получать недостающую информацию, связать компо­ненты общения в определенный стиль общения и предста­вить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностиро­вать (распознавать) стили общения:

■ конвенциальный (деловой);

■ примитивный;

■ манипулятивный;

■ актуализированный.

Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает доволь­но большую дистанцию между людьми. Выражения эмо­ций при этом ограничены. Участники общаются как носи­тели определенных служебных функций.

Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отноше­ний. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситу­ации и подчиненности. Правилами взаимодействия стано­вятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».

Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного по­ведения в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль обще­ния тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.

Актуализированный стиль демонстрирует мотивирован­ные, прочувствованные доводы поведения. Человек при­нимает решения спокойно, без обид, высказывания дела­ются в доброжелательной форме. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конст­руктивного поведения человека.

Наши рекомендации