Методические указания для аудиторной работы студентов
Практическое занятие
«Общение в сестринском деле»
Уфа 2012
Тема «Общение в сестринском деле» составлена на основании типовой программы профессионального модуля ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (М., 2010) специальности 060501 «Сестринское дело», рабочей программы профессионального модуля, утвержденной в 2012г. КНМС БГМУ
Рецензент:
Ишмухаметова А.А. зам.директора по практическому обучению медицинского колледжа БГМУ
Составитель:
Ибраев В.Р., преподаватель клинических дисциплин
Утверждено на заседании цикловой методической комиссии клинических дисциплин протокол № ___ от __________ 20____года.
Актуальность темы: данная методическая работа затрагивает основные вопросы общения медицинского персонала с пациентами, имеющих большое значение в практической деятельности медицинских сестер.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта специалист в области сестринского дела обязан (в том числе)
· Овладеть факторами, способствующими эффективному общению с пациентом
· Иметь практический опыт общения как эффективного средства помощи людям в адаптации к изменениям жизни в связи с заболеванием
Цели занятия: для формирования профессиональной компетенции студент должен
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации
- соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности
уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
Дидактические цели:
Обучить студентов:
1.Работать с литературой, составлять опорные конспекты
2.Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот
3.Использовать принципы общения в практической деятельности медсестры
4.Использовать принципы сестринской педагогики в практической деятельности медсестры.
Развивающие цели:
Развить у студентов:
1.Логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями
2.Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры
Воспитательные цели:
Привить студентам:
1.Чувство ответственности за свою профессиональную деятельность
2.Умение сотрудничать с коллегами и другими людьми
3.Целеустремленность в получении новых знаний
По окончании занятия студент должен овладеть:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс
Тип занятия:практическое с элементами проблемного обучения, самостоятельной работой студентов
Продолжительность занятия:6 академических часов
Место проведения: кабинет доклинической практики
Содержание занятия:
· Организационный этап – 5 мин.
· Контроль исходного уровня знаний и умений, тестовый контроль – 20 мин.
· Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме – 70 мин.
· Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания под руководством преподавателя. – 145 мин.
· Контроль усвоения темы – 25 мин.
· Подведение итогов занятия. Задание на дом – 5 мин.
Оснащение:
1. Учебно – методический комплекс «Общение в сестринском деле».
2. Проблемно – ситуационные задачи, тест – контроль, графический диктант, терминологический диктант, графологические структуры, карта сестринского процесса.
Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим рекомендациям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, графы логических структур в соответствии с рабочей учебной программой; ситуационные задачи, образцы оформления документов).
Учебно-исследовательская работа студентов по теме. Работа с литературой и нормативной базой (назначается индивидуально каждому студенту с учётом его способностей и интересов).
Содержание занятия:
Проблемы сестринской этики в истории медицины и на современном этапе. Права пациента и сестринского персонала. Медицинская тайна и информирование пациента.
Морально-этические нормы, правила и принципы сестринского поведения в клятве Флоренс Найтингейл, этическом Кодексе Международного Совета медицинских сестёр, этическом Кодексе медицинских сестёр России.
Ошибки в профессиональной деятельности медицинских работников и их этическая оценка.
Мастерство общения в сестринском деле.
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения. Элементы эффективного общения. Терапевтические и нетерапевтические средства общения. Факторы, способствующие и препятствующие общению. Стили общения. Типы общения: вербальный и невербальный. Ясность и краткость речи, ее темп, громкость. Словарный состав. Расчет времени. Мастерство письма как форма словесного общения с пациентами, страдающими снижением слуха. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Критерии эффективности общения. Самоконтроль медицинской сестры при невербальном общении (выражение лица, мимика, жесты).
Вопросы к самоподготовке: «Общение в сестринском деле».
1.Общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к изменениям в жизни в связи с заболеванием
2. Уровни общения с пациентом
3. Терапевтические и не терапевтические средства общения
4. Факторы, способствующие и препятствующие общению
5. Словесное и бессловесное общение
6. Расчет времени общения с пациентом
7. Поддержание связи с пациентами, не способными к вербальному общению
8. Самоконтроль медсестры при бессловесном общении (выражение лица, мимика, жесты)
9. Сферы и способы общения
10. Педагогические приемы при общении с пациентом.
11. Проблемы сестринской этики в истории медицины и на современном этапе
12. Права пациента и сестринского персонала.
13. Медицинская тайна и информирование пациента
14. Ошибки в профессиональной деятельности медицинских работников и их этическая оценка.
15. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.
16. Функции общения с пациентом
17. Элементы эффективного общения.
18. Самоконтроль медицинской сестры при невербальном общении (выражение лица, мимика, жесты).
Основная литература:
Давлицарова К.Е, Миронова С.Н. «Манипуляционная техника»: Учебное
пособие. - М: Форум, 2011.
Дополнительная литература:
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.
2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа»
4. Турапина И.А «Рабочая тетрадь по основам сестринского дела», 2011
5. Обуховец Т.П, Чернова О.В «Основы сестринского дела» - Ростов
н/Д:Феникс, 2010.
6. Кулешова Л.И, Пустоветова Е.В «Основы сестринского дела»: курс лекции
– Ростов на Дону: Феникс, 2011.
Интернет ресурсы:
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.
Блок информации
Понятие и функции общения
Общение— это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации. Это постоянный, динамический процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В последние годы в науке всё чаще вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».
Существует два способа коммуникации: вербальный и невербальный. Способ коммуникации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек лучше понимает словестную информацию. Глухой же человек может читать, в том числе и по губам.
Коммуникация — обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов.
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях.
Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно, что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.
Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука, изучающая невербальное общение, называется кинесикой. Невербальные способы общения, например прикосновение рукой к плечу, позволяют сообщить пациенту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро распознает фальшивое отношение, поэтому эти приемы использует внимательная и деликатная медицинская сестра.
Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.
Целью процесса взаимопонимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки», можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, в том числе и о себе.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, так как медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Зоны комфорта при общении
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу, учитывать зоны комфорта при общении.
Различают следующие зоны комфорта: сверхинтимная, это зона равна от 0 до 15 см;
интимная, 16—45 см;
личная зона, примерно равна 45—120 см;
социальная, 120—300 см;
общественная более трех метров.
Установив доверительные взаимоотношения с пациентом, медицинская сестра будет успешно работать с ним в любой зоне: выполняя инъекции, ухаживая за тяжелобольным, беседуя с пациентом и коллегами, обучая пациентов и их родственников в «школах пациентов» или обучая студентов во время производственной практики.
Функции общения
Различают следующие функции общения:
1. Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению.
2. Информационная, познавательная — обмен информацией, сообщениями.
3. Побудительная — стимуляция активности партнера.
4. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.
5. Функция понимания — адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.
6. Эмотивная, эмоциональная — обмен эмоциями между партнерами (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями).
7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношений.
8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.
9. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).
Уровни общения
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
1. Внутриличностное общение — слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.
2. Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.
3. Общественное — общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.
Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни, — «вопрос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть речевая и неречевая деятельность как говорящего, так и слушающего.
Средства общения
К вербальным средствам общения относят речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Медицинской сестре необходимо разбираться в манере пациента говорить, которая может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с бедным словарным запасом.
В норме манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения и относится к явлениям духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии — разъяснение, убеждение и т.д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение.Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.
Таким образом, передаются настроение, характер и отношение: «Важно не только то, что ты говоришь, но и как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли ичувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика — движения мышц лица, которые отражают внутреннее эмоциональное состояние человека и несут более 70% информации о том, что переживает Человек. С помощью мимики передаются шесть основных эмоциональных состояний: радость, гнев, страдание, отвращение, страх, удивление и их модификации: страх — ужас, печаль — страдание и т.п.
Жестыпозволяют лучше разбираться в людях. Это социально отработанные движения тела человека, его рук, головы, туловища, передающие психологическое состояние человека.
Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения — рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Выражение лицаотражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. Нормальное выражение лица — без особенностей, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Выражение лица медицинской сестры влияет на эффективность общения с пациентом и коллегами. Важно, чтобы в знак приветствия или одобрения медицинская сестра не была хмурой, а приветливо улыбнулась, проявила заинтересованность .
Поза— ее смысловое содержание должно быть «разгадано» медицинской сестрой. Поза пациента может быть вынужденная, напряженная, расслабленная и отражать эмоциональное состояние.
Различают закрытые и открытые позы, которые указывают на расположенность к общению. Закрытая поза — «поза Наполеона», свидетельствует о том, что человек не хочет с тобой общаться (в положении стоя — руки скрещены на груди, а в положении сидя — обе руки упираются в подбородок). Открытые позы — когда раскрыты руки ладонями вверх, в положении сидя — ноги вытянуты.
Поза медицинской сестры при общении говорит о манере держаться, культуре медицинской сестры, отражает ее готовность помочь пациенту.
Основные стили общения
Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации общения получать недостающую информацию, связать компоненты общения в определенный стиль общения и представить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностировать (распознавать) стили общения:
■ конвенциальный (деловой);
■ примитивный;
■ манипулятивный;
■ актуализированный.
Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций.
Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».
Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного поведения в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.
Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения. Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конструктивного поведения человека.