Амбулаторно-поликлиническая помощь
Спектр задач детской поликлиники предполагают непрерывность и преемственность медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья детей до достижения 18-летнего возраста, преимущественное внедрение профилактических технологий, оказание всех видов медицинской помощи как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях.
Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающие оказание помощи по территориальному принципу с учётом прикреплённых детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях или учреждениях социальной защиты детей-инвалидов (учреждения дошкольного, общего и специального среднего, начального и среднего профессионального образования, интернаты, детские дома, приюты, интернаты для детей-инвалидов и др.).
Поликлиника отвечает за качество оказываемой медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе детям всех возрастов, собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья детей. На основании получаемых сведений определяются приоритетные направления профилактической, оздоровительной, лечебной и коррекционной работы, формируются задачи по охране здоровья детей на соответствующей территории и по соответствующим уровням.
При решении проблем сохранения и укрепления здоровья поликлиника
организует и координирует межведомственное взаимодействие с учреждениями образования (школами, профессиональными училищами, профессиональными колледжами и др.), социальной защиты, обеспечения правопорядка, военными комиссариатами и др.
Детская поликлиника решает следующие задачи:
§ проведение антенатальной охраны плода;
§ проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по
§ профилактика алиментарных расстройств, рахита, анемии и др.;
§ организация работы по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;
§ контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
§ динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка;
§ подготовка детей к поступлению в образовательные учреждения и конт-
§ роль за течением адаптации;
§ осуществление врачебного контроля за детьми, занимающимися физи-ческой культурой и спортом;
§ выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
§ оказание психологической, медико-социальной и правовой помощи детям и семьям, защите прав детей, профилактике социального сиротства, беспризорности;
§ внедрение новых профилактических и лечебно-диагностических технологий;
§ проведение первичного патронажа новорождённых и детей раннего возраста в эпикризные сроки;
§ оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых и обострении хронических заболеваний, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;
§ проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;
§ диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;
§ восстановительное лечение;
§ проведение профилактических осмотров детей в декретированные сроки и разработка комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
§ динамическое медицинское наблюдение за детьми с хронической патологией, находящимися на диспансерном учёте, их своевременное оздоровление, в том числе отдельных категорий детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
§ организационно-методическая работа;
§ планирование и анализ работы поликлиники;
§ обеспечение консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, а также детям-инвалидам;
§ анализ эффективности диспансерного наблюдения;
§ организация и проведение профилактических мероприятий среди детского населения, обеспечение консультирования детей и оказание первичной медицинской помощи врачами-специалистами;
§ клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности, направление детей на медико-социальную экспертизу;
§ установление медицинских показаний и направление в учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
§ установление медицинских показаний и направления детей на санаторно-курортное лечение, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
§ проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероп-
§ риятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;
§ осуществление санитарно-гигиенического воспитания и образования, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;
§ проведение диагностической и лечебной работы;
§ выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);
§ обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;
§ врачебное консультирование и медицинская профориентация;
Задачи, решаемые детской поликлиникой в современных условиях, определяют её структуру и кадровый состав (перечень специалистов, количество их должностей).
В структуре Поликлиники рекомендуется предусматривать:
- административно-хозяйственное отделение;
- информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);
- лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;
- дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
- консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов,
- кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;
- отделение неотложной медицинской помощи;
- отделение восстановительной медицины;
- отделение медико-социальной помощи;
- отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
- кабинет охраны зрения;
- кабинет аллергодиагностики;
- ингаляционный кабинет;
- физиотерапевтическое отделение (кабинет);
- кабинет лечебной физкультуры;
- кабинет массажа;
- централизованное стерилизационное отделение;
- группа помещений, включающая колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр - бокс с отдельным входом.
Должности врачей для приёма детей и подростков в поликлинике, оказания медицинской помощи в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования, на дому и другой амбулаторно-поликлинической работы устанавливаются из следующего расчёта:
Должности врачей для приёма и обслуживания детей и подростоков
Наименование должностей | Число должностей на 10 000 детей от 0 до 17 лет 11 мес. 29 дней, обслуживаемых в поликлинике |
Педиатр участковый | 12,5 |
Детский хирург | 1,0 |
Травматолог-ортопед | 1,5 |
Детский уролог-андролог | 1,0 |
Акушер-гинеколог | 1,25 |
Оториноларинголог | 1,25 |
Офтальмолог | 1,5 |
Невролог | 1,5 |
Кардиолог | 0,5 |
Ревматолог | 0,1 |
Детский эндокринолог | 0,5 |
Детский онколог (гематолог) | 0,1 |
Аллерголог-иммунолог | 0,5 |
Нефролог | 0,2 |
Гастроэнтеролог | 0,3 |
Инфекционист | 0,5 |
Врач функц. диагностики | 2,0 |
Врач-педиатр кабинета здорового ребенка | 2,0 |
Врач-педиатр отделения неотложной медицинской помощи | 2,0 |