Физиолого-гигиенические основы организации питания

Аппетит. Работа органов пищеварения в значитель­ной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так на­зываемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без ап­петита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы.

Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовав­шиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм: как толь­ко приближается привычное время еды, повышается возбудимость

органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок— в-результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается. Вот почему так важно придерживаться правильно­го режима питания. Для детей старше 3 лет рекомендуется четы­рехразовое питание, а именно: утренний завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи могут быть установлены в зависимости от условий, но их надо точно соблюдать, причем ужин должен быть не позднее чем за 1—2 часа до отхода ко сну. Самым обиль­ным и сытным должен быть обед. Во время обеда должна съедать­ся примерно половина всего суточного количества пищи. Около четверти пайка должно быть съедено утром после сна. Послед­няя четверть распределяется между остальными двумя приема­ми пищи.

Наибольшую пользу приносит организму смешанное питание, содержащее продукты как растительного, так и животного проис­хождения. К тому же очень важно, чтобы пища была вкусна и раз­нообразна; только при этом условии она будет содержать все необходимые питательные вещества и съедаться с аппетитом.

Многие пищевые вещества сами по себе не имеют большой пи­тательной ценности или употребляются в крайне незначительном количестве (например, приправы, соусы и т. п.). Однако они при­дают приготовленному блюду вкус и тем самым способствуют отделению пищеварительных соков. Такое же значение имеют кислые или соленые закуски (капуста, селедка и проч.), мясной бульон и некоторые другие вещества. Детям дошкольного возраста для улучшения аппетита время от времени, перед едой или во время ее, можно давать соленый огурец, кусочек селедки, винегрет, овощ­ной салат, квашеную капусту.

Обстановка еды. Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, по­садка за стол, ожидание пищи и т. д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб,— все это легко может затормо­зить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Помехой нормальному пищеварению может стать вол­нение, любая посторонняя деятельность мозга. Вот почему в поме­щении, где дети едят, надо создать уютную обстановку: скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища,— небольших размеров, приятного вида, лучше одинаковой формы и цвета, хотя бы для каждого стола. Жела­тельно культурно подавать пищу, заменив ведра и металлические блюда фаянсовыми супницами, блюдами, соусницами. Между по­дачей первого и второго блюда не должно быть больших переры­вов. Во время приема пищи надо поддерживать у детей хорошее настроение. Воспитатель не должен проявлять нетерпение, нервни­чать, повышать голос, делать непрерывные замечания.

Наши рекомендации