Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях 1 страница
Задача 1
В здравпункт обратился пациент 45 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт).
Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы. ЧДД 28 в мин. Пульс 96 уд./мин.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
Эталоны ответов
1. Бронхиальная астма, атопическая. приступный период.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· расстегнуть стесняющую одежду и создать доступ свежего воздуха, чтобы облегчить состояние пациента;
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии;
· организовать прием препарата при наличии ингалятора у пациента для уменьшения бронхоспазма (1-2 вдоха беротека, сальбутамола);
· ввести адреналин 0,1% раствор 0,2-0,4 мл п/к для устранения бронхоспазма (через 1-2 часа при необходимости инъекцию можно повторить);
· ввести один из бронходилятаторов с бронхолитической целью (при отсутствии эффекта от вышеуказанных препаратов):
· эуфиллин 2,4% раствор 10 мл в 10-20 мл изотонического раствора натрия хлорида в/в (медленно);
· ввести один из антигистаминных препаратов с десенсибилизирующей целью:
· супрастин 2% раствор 1 мл в/м;
· ввести преднизолон 30 мг в/м (он способствует стабилизации лизосомальных мембран, облегчает отдачу кислорода тканям, расширяет периферические артерии и повышает тонус периферических вен);
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· вызвать “Скорую помощь” и госпитализировать пациента в терапевтическое отделение ЛПУ при невозможности купировать приступ.
3. Студент демонстрирует технику применения карманного ингалятора.
ЗАДАЧА 2
Фельдшер “Скорой помощи” был вызван на дом к мужчине 25 лет, который жаловался на резкую боль в правой половине грудной клетки, одышку в состоянии покоя, сердцебиение, сухой кашель, это состояние развилось резко после подъема тяжести. До этого в течение двух месяцев больной отмечал плохой аппетит, резкое похудание, выраженную слабость, быструю утомляемость, потливость (особенно по ночам), кашель с выделением небольшого количества слизистой мокроты, по вечерам повышение температуры до 37,20-37,40. Пациент состоял на учете в противотуберкулезном диспансере.
Объективно: кожные покровы бледные. Пациент пониженного питания. Перкуторный звук коробочный. Дыхание резко ослаблено. ЧДД 32 в мин. Пульс 100 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите о технике сбора мокроты на ВК.
Эталоны ответов
1. Туберкулез легких. Пневмоторакс справа.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· придать пациенту удобное положение сидя, чтобы облегчить дыхание;
· расстегнуть стесняющую одежду, создать доступ свежего воздуха, чтобы улучшить состояние больного;
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии;
· ввести анальгин 50% раствор 2 мл, димедрол 1% раствор 1,0 мл в/м или в/в для купирования боли (препараты можно смешивать в одном шприце). Димедрол потенцирует действие анальгина;
· дать один из противокашлевых препаратов для уменьшения кашля:
· кодеин 0,015 (1 таблетка);
· ввести один из вазопрессоров для повышения АД:
· кофеин 10% раствор 1 мл п/к;
· кордиамин 1 мл п/к;
· мезатон 1% раствор 1 мл п/к;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать пациента в хирургическое отделение ЛПУ.
3. Студент рассказывает о технике сбора мокроты на ВК.
ЗАДАЧА 3
Фельдшер “Скорой помощи” вызван на дом к больной 40 лет, которая жалуется на боль в правой половине грудной клетки, кашель с выделением “ржавой” мокроты, одышку в состоянии покоя, озноб, повышение температуры до 390. Заболела остро два дня назад. После приема жаропонижающих таблеток состояние ухудшилось, появилась резкая слабость, головокружение, потливость. В течение часа температура снизилась до нормы.
Объективно: температура 36,80. Кожные покровы бледные, влажные, на губах герпетические высыпания. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. При перкуссии справа ниже угла лопатки определяется укорочение перкуторного звука, здесь же выслушивается крепитация. ЧДД 32 в мин. Пульс малого наполнения, 100 уд./мин. АД 85/60 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Эталоны ответов
1. Нижнедолевая правосторонняя пневмония. Коллапс.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· вытереть насухо пациента и поменять нательное и постельное белье;
· уложить горизонтально, голову несколько опустить ниже туловища, чтобы улучшить приток крови к голове и уменьшить гипоксию. Пациента укрыть одеялом;
· ввести один из вазопрессоров для повышения АД:
· кофеин 10% раствор 1мл п/к;
· кордиамин 1 мл п/к;
· мезатон 1% раствор 1 мл п/к;
· ввести преднизолон 30 мг в/м (для поддержания АД на нормальном уровне);
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать пациента в терапевтическое отделение ЛПУ для лечения крупозной пневмонии.
3. Студент демонстрирует технику исследования пульса.
ЗАДАЧА 4
После нервного перенапряжения у мужчины 42 лет возникли интенсивные продолжительные боли сжимающего характера за грудиной с иррадацией под левую лопатку и в нижнюю челюсть. На дом был вызван фельдшер “Скорой помощи”.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные, акроцианоз. Периферические вены спавшиеся. Резко снижена температура кожи кистей и стоп. Сознание нарушено – пациент резко заторможен. Тоны сердца глухие. Пульс малого наполнения, частота 92 уд./мин. АД 80/60 мм рт.ст. Олигурия.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. ИБС: Острый инфаркт миокарда. Кардиогенный шок.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· уложить пациента горизонтально, приподнять (под углом 15-200) нижние конечности для увеличения притока крови к головному мозгу. Показан строгий постельный режим;
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии;
· ввести 10000 ЕД гепарина в/в струйно, а затем капельно со скоростью 1000 ЕД/ч. Гепарин помимо антикоагулянтного оказывает обезболивающее, противовоспалительное и ангиогенное действия;
· ввести для купирования болевого синдрома следующие препараты:
· промедол 2% раствор 1 мл ввести в/в медленно;
· кеталар (кетамин) 50 мг ввести в/в капельно в сочетании с 10 мг диазепама в 100 мл изотонического раствора натрия хлорида (начинать вводить со скоростью 50-60 кап./мин. и снижать по мере наступления эффекта);
· закись азота целесообразно применять только в качестве дополнения к нейролептанальгезии. Обезболивание закисью азота должно начинаться с ингаляции чистого кислорода в течение 5 мин., после чего подается закись азота с кислородом в соотношении 3:1, а затем 1:1, в заключение необходима ингаляция чистым кислородом в течение 5 мин.;
· ввести реополиглюкин в/в капельно, суточная доза 20 мл/кг. Препарат способствует переходу интерстициальной жидкости в сосудистое русло, снижает вязкость крови, агрегацию эритроцитов и тромбоцитов, значительно улучшает микроциркуляцию;
· ввести для повышения АД один из предложенных препаратов:
· дофамин 200 мг (5 мл). Препарат развести в 400 мл 5% раствора глюкозы и ввести в/в капельно, начиная со скорости 2-4 мкг/(кг×мин.);
· норадреналин 0,2% раствор в 500 мл 5% раствора глюкозы вводить в/в капельно со скоростью 4 мкг/мин. Норадреналин быстро теряет активность, поэтому для его стабилизации в раствор добавляют 0,5 г/л аскорбиновой кислоты. Норадреналин не увеличивает ЧСС. (Для лечения кардиогенного шока у больных с острым инфарктом миокарда адреналин менее пригоден, так как повышает потребность миокарда в кислороде);
· ввести 60-90 мг преднизолона в/в струйно или капельно;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать в ПИТ кардиологического отделения после стабилизации состояния.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
ЗАДАЧА 5
В конце напряженного трудового дня женщина, 35 лет, отметила резкое ухудшение состояния – появилась сильная головная боль, головокружение, тошнота, сердцебиение, учащенное обильное мочеиспускание. Женщина обратилась к фельдшеру здравпункта.
Объективно: пациентка возбуждена. Кожные покровы гиперемированы, влажные. Тоны сердца громкие, ритмичные, выслушивается акцент II тона на аорте. Пульс 100 уд./мин., ритмичный. АД 180/100 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/в инъекций.
Эталоны ответов
1. Гипертензивный криз I типа.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· обеспечить горизонтальное положение с приподнятым головным концом, чтобы уменьшить приток крови к голове;
· обеспечить полный физический и психический покой;
· обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание);
· ввести для снижения АД один из препаратов:
· капотен 25 мг внутрь или сублингвально;
· каптоприл 25 мг внутрь или сублингвально;
· коринфар (нифедипин) 10 мг под язык или в каплях внутрь каждые 30 мин. (препарат обладает гипотензивной, антиангинальной, антиаритмической активностью). Возможно сочетание этих препаратов;
· дать анаприлин 20-40 мг под язык или внутрь при сохраняющейся тахикардии;
· ввести диазепам 5-10 мг внутрь, в/м, либо дроперидол 2,5-5 мг в/в медленно для снижения эмоционального напряжения;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента.
3. Студент демонстрирует технику в/в инъекций.
ЗАДАЧА 6
Ночью бригада “Скорой помощи” вызвана на дом к пациенту 40 лет, который жаловался на нехватку воздуха (он вынужден был сесть в кровати и спустить ноги), одышку с затрудненным вдохом, сухой кашель, резкую слабость, страх смерти. В анамнезе 2 года назад перенес обширный инфаркт миокарда.
Объективно: кожные покровы цианотичные, влажные. В легких на фоне ослабленного везикулярного дыхания выслушиваются влажные хрипы преимущественно в нижних отделах. Тоны сердца глухие, ритмичные, пульс 98 уд./мин. АД 160/90 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.
Эталоны ответов
1. Постинфарктный кардиосклероз. Сердечная астма.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· записать ЭКГ для исключения повторного инфаркта миокарда;
· усадить пациента с опущенными ногами (для уменьшения притока крови к сердцу);
· обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание);
· наложить на конечности венозные жгуты на 10-15 мин. и дать 1 таблетку нитроглицерина под язык (это позволит уменьшить приток крови к сердцу);
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии (пропустить кислород через аппарат Боброва, где находится 700 спирт);
· дать внутрь 20-40 мг фуросемида или ввести в/м 1-2 мл лазикса (в первые 30 мин после инъекции препарата расширяются периферические сосуды, а через 1-2 часа увеличивается диурез, тем самым уменьшаются застойные явления в малом круге кровообращения);
· ввести морфин 1% раствор 1 мл в/в медленно в 2-3 этапа;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать пациента в ПИТ кардиологического отделения ЛПУ;
3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции.
ЗАДАЧА 7
После значительной физической нагрузки мужчина 35 лет стал отмечать давящие, сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левое плечо, лопатку, руку. Боль сопровождалась резкой слабостью, чувством нехватки воздуха, страхом смерти и продолжалась 15 мин. Во время приступа пациент обратился к фельдшеру ФАП.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца приглушены, ритмичные, пульс 80 уд./мин. АД 130/80 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. ИБС. Стенокардия напряжения.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· усадить удобно пациента с опущенными ногами, что уменьшает венозный возврат крови к сердцу;
· дать сублингвально 1 таблетку нитроглицерина или 2 дозы нитроминта. При необходимости можно принять еще 3-4 таблетки нитроглицерина с интервалом 3-5 мин. (следить за АД);
· дать больному разжевать 0,25 г ацетилсалициловой кислоты или в/в ввести 5000-10000 ЕД гепарина для предупреждения образования тромбов (при затянувшемся приступе стенокардии);
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать пациента в кардиологическое отделение ЛПУ, если приступ не купирован.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
ЗАДАЧА 8
Мужчина, 38 лет, обратился к фельдшеру здравпункта с жалобами на резкую слабость, сильные боли в эпигастральной области, тошноту, 2 раза была рвота. В анамнезе ишемическая болезнь сердца.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца приглушеные, ритмичные, пульс 90 уд./мин. АД 140/90 мм рт.ст.
Для исключения инфаркта миокарда фельдшер записала пациенту ЭКГ, где обнаружила изменения в виде резкого подъема сегмента ST, слившегося с зубцом Т ( монофазная кривая).
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечных инъекций.
Эталоны ответов
1. ИБС: Острый инфаркт миокарда, абдоминальный вариант:
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· обеспечить физический и эмоциональный покой (строгий постельный режим);
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии;
· провести полноценное обезболивание одним из указанных препаратов:
· морфин 1% раствор 1 мл вводить в/в медленно;
· фентанил 0,005% раствор вводить в/в в дозе 2 мл в два этапа. При массе тела меньше 50 кг ввести 1 мл препарата (необходимо следить за АД);
· промедол 2% раствор 1-2 мл в/в медленно;
· дроперидол 2,5-5 мг в/в медленно;
· закись азота целесообразно применять только в качестве дополнения к нейролептанальгезии. Обезболивание закисью азота должно начинаться с ингаляции чистого кислорода в течение 5 мин., после чего подается закись азота с кислородом в соотношении 3:1, а затем 1:1, в заключение необходима ингаляция чистым кислородом в течение 5 мин.;
· ввести гепарин 10000 ЕД в/в капельно или дать больному разжевать ацетилсалициловую кислоту 0,25 г для восстановления коронарного кровотока;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать больного в ПИТ кардиологического отделения ЛПУ после стабилизации состояния.
3. Студент демонстрирует технику внутримышечных инъекций.
ЗАДАЧА 9
Фельдшер “Скорой помощи” был вызван на дом к пациенту 58 лет, который жаловался на резко возникшую одышку, выраженную слабость, неприятные ощущения в области сердца и неритмичные сокращения сердца. В анамнезе ревматизм, стеноз левого атриовентрикулярного отверстия. Состояние развилось после психоэмоциональных переживаний.
Объективно: кожные покровы умеренно цианотичные. Тоны сердца приглушенные, аритмичные, выслушивается диастолический шум. ЧСС 140 в мин. Пульс 120 уд./мин., нерегулярный, АД 120/80 мм рт.ст.
На ЭКГ: отсутствие зубцов Р; наличие волн ff в отведениях V1, V2; интервалы R-R нерегулярные.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Эталоны ответов
1.Ревматическая болезнь. Стеноз левого венозного отверстия. Мерцательная аритмия тахисистолическая форма.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· придать удобное положение сидя;
· обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание);
· обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии;
· ввести один из препаратов для восстановления синусового ритма:
· новокаинамид 10% раствор вводить в/в струйно со скоростью 1 мл в мин. или по 2 мл через 5 мин. до купирования аритмии. Суммарная доза препарата не должна превышать 10 мл. При снижении АД новокаинамид вводят из одного шприца с 0,25-0,5 мл 1% раствора мезатона или 0,1-0,2 мл 0,2% раствора норадреналина;
· контроль АД, PS, ЭКГ для оценки состояния пациента;
· госпитализировать больного в терапевтическое отделение ЛПУ при отсутствии эффекта;
3. Студент демонстрирует технику исследования пульса.
ЗАДАЧА 10
Фельдшера “Скорой помощи” вызвали на дом к пациенту 45 лет, который болен уже 10 дней. Вначале беспокоили сильный озноб, повышение температуры до 390, сухой кашель, боли в груди слева, а через неделю при кашле начала выделяться гнойная мокрота в больших количествах с очень неприятным запахом. Вечером пациент отметил, что при кашле стала выделяться алая пенистая кровь в большом количестве, и была вызвана бригада “Скорой помощи”.
Объективно: кожные покровы бледные. В легких при аускультации выслушиваются влажные хрипы различного калибра на фоне бронхиального дыхания. Тоны сердца ритмичные, пульс малого наполнения 100 уд./мин. АД 100/60 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику подсчета ЧДД.
Эталоны ответов
1. Абсцесс левого легкого, осложненный легочным кровотечением.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· сократите разговор с пациентом до минимума с целью уменьшения кровотечения;
· придайте пациенту возвышенное, полусидячее положение, ко рту поднесите лоток;
· поверните голову пациента на бок во избежание аспирации кровяных сгустков и асфиксии;
· дайте воды со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения притока крови к легким;
· осуществите гемостаз, который следует начинать с введения ингибиторов протеаз и аминокапроновой кислоты:
· 10000-20000 ЕД контрикала (трасилола) развести в 100 мл изотонического раствора хлорида натрия и ввести в/в капельно, затем через ту же иглу -- 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты. Одновременно п/к ввести 1 мл 0,1% раствора атропина;
· ввести хлористый кальций 10% раствор 10 мл в/в (действие препарата 5-6 часов, инъекцию можно повторить) или глюконат кальция 10% раствор 10 мл в/в медленно (2-3 мин). Ампулу с раствором перед введением подогреть до температуры тела;
· ввести викасол 1% раствор 1-1,5 мл в/м (один раз в день);
· ввести в/в медленно эуфиллин 2,4% раствор 10 мл с 10 мл изотонического раствора хлорида натрия;
· контроль за АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать пациента в отделение грудной хирургии.
3. Студент демонстрирует технику подсчета ЧДД.
ЗАДАЧА 11
К фельдшеру здравпункта обратился мужчина 28 лет с жалобами на резкую слабость, головокружение, два раза была рвота, рвотные массы напоминают “кофейную гущу”. В анамнезе язвенная болезнь желудка.
Объективно: кожные покровы бледные. Язык обложен сероватым налетом. При пальпации живота определяется умеренная болезненность в области эпигастрия. Пульс 98 уд./мин. АД 100/70 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите о подготовке больного к исследованию кала на скрытую кровь (реакция Грегерсена).
Эталоны ответов
1. Язвенная болезнь желудка, ст. обострения, осложнившаяся желудочным кровотечением.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· обеспечьте физический и психологический покой пациенту;
· положите пузырь со льдом на область желудка с целью сужения сосудов и уменьшения кровотечения;
· введите в/в медленно хлористый кальций 10% раствор 10 мл или глюконат кальция 10% раствор 10 мл (ионы кальция необходимы для свертывания крови);
· введите в/м викасол 1% раствор 1-1,5 мл с целью гемостаза (препарат начинает действовать через 12-18 часов);
· введите в/в капельно 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты на изотоническом растворе хлорида натрия 100 мл;
· контроль АД, пульсом для оценки состояния пациента;
· госпитализировать пациента в хирургическое отделение ЛПУ.
3. Студент рассказывает о подготовке больного к исследованию кала на скрытую кровь (реакция Грегерсена).
ЗАДАЧА 12
Вызов на дом бригады «Скорой помощи». Мужчина, 47 лет, 4 года назад перенес вирусный гепатит. В настоящее время жалуется на слабость, повышенную утомляемость, тяжесть в области правого подреберья, кожный зуд и желтушность кожных покровов, похудел за год на 5 кг, в последние дни заметил увеличение живота и уменьшение количества суточной мочи. Сегодня была 3 раза рвота и рвотные массы напоминали “кофейную гущу”.
Объективно: кожные покровы иктеричные, малиновый “печеночный язык”, ладони гиперемированы. Живот увеличен в объеме, на передней поверхности живота видна сеть расширенных подкожных сосудов (“голова медузы”). Печень увеличена на 5 см, при пальпации безболезненная. Пульс 100 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Составьте план подготовки пациента к биохимическому анализу крови.
Эталоны ответов
1. Цирроз печени. Варикозное расширение вен пищевода, осложненное кровотечением.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· сократить до минимума разговор с больным;
· придать пациенту возвышенное, полусидячее положение, ко рту поднесите лоток;
· запретить прием пищи;
· ввести 15-20 ЕД питуитрина на 200 мл 5% раствора глюкозы в течение 20 мин., с повторным введением через 30 мин. в дозе 5-10 ЕД на 20 мл раствора глюкозы для снижения портального давления;
· ввести 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты с гемостатической целью;
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
· госпитализировать в хирургическое отделение ЛПУ.
3. Студент рассказывает план подготовки пациента к биохимическому анализу крови.
ЗАДАЧА 13
На ФАП к фельдшеру обратился мужчина 30 лет с жалобами на остро возникшие очень интенсивные боли в поясничной области справа, боль иррадиировала в паховую область, правое бедро. Мочеиспускание учащенное, болезненное, малыми порциями. Моча красного цвета. В течение 3-х лет страдает мочекаменной болезнью.
Объективно: пациент возбужден, мечется от болей. Резко положительный симптом поколачивания справа. Пульс 100 уд./мин. АД 150/80 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите технику сбора мочи по Нечипоренко.
Эталоны ответов
1. Мочекаменная болезнь. Почечная колика.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· положить на поясничную область справа грелку или сделать больному общую теплую ванну с целью снять спазм гладкой мускулатуры мочевыводящих путей;
· ввести для купирования болевого синдрома в/м или в/в баралгин 5 мл, анальгин 50% раствор 2 мл или атропин 0,1% раствор 0,5-1 мл п/к;
· ввести омнопон 2% раствор 1 мл или промедол 2% раствор 1 мл или морфин 1% раствор 1 мл подкожно или внутривенно (для купирования болевого синдрома). Наркотические анальгетики показаны только при отсутствии симптомов «острого живота» и при неэффективности вышеуказанных препаратов;
· ввести платифиллин 0,2% раствор 1 мл п/к или раствор но-шпы 2-4 мл или папаверин 2% раствор 2 мл в/м (с целью снять спазм гладкой мускулатуры мочевыводящих путей);
· контроль АД, PS для оценки состояния пациента.
· госпитализировать пациента в хирургическое отделение ЛПУ.
3. Студент рассказывает технику сбора мочи по Нечипоренко.
ЗАДАЧА 14
Молодая женщина обратилась к фельдшеру здравпункта с жалобами на выраженный, плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение температуры до 380. Это состояние развилось через 30 мин. после инъекции гентамицина.
Объективно: на лице значительно выраженный отек , глаза почти закрыты, язык не умещается во рту. Пульс 110 уд./мин. АД 150/90 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.
Эталоны ответов
1. Отек Квинке.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· отменить гентамицин;
· введите антигистаминные препараты. Их можно вводить в/в на 10-15 мл изотонического раствора хлорида натрия:
· супрастин 2% раствор 1-2 мл в/м;
· введите преднизолон 30-90 мг в/м или в/в или гидрокортизон 50-150 мг в/м или в/в (глюкокортикостероиды оказывают десенсибилизирующее, антиаллергическое и противовоспалительное действие);
· госпитализировать в ЛОР отделение ЛПУ (возможен отек гортани).
3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции.
ЗАДАЧА 15
Молодая женщина 28 лет обратилась к фельдшеру здравпункта. В анамнезе тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа).
Жалобы на обильные кровянистые выделения из влагалища, слабость, головокружение, жажду, шум в ушах.
Объективно: кожные покровы бледные, на коже конечностей, туловища имеются кровоизлияния в виде кровоподтеков и синяков. Пульс 110 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.