Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях 3 страница
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/в инъекций.
Эталоны ответов
1. Легочное кровотечение. Геморрагический шок I степени.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения дальнейшей тактики;
· успокоить больного-волнение и физическое напряжение могут усилить кровотечение;
· придать пациенту полусидячее положение в постели, чтобы облегчить отхаркивание и предупредить затекание крови в другое легкое. Дать специальную емкость для сбора отделяемого из ротоглотки;
· запретить разговаривать и курить;
· положить пузырь со льдом на грудную клетку;
ввести для остановки кровотечения:
· в/в 10000-20000 ЕД контрикала (трасилола) в 100 мл изотонического раствора хлорида натрия, затем через эту иглу 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты и п/к 1 мл 0,1% раствора сернокислого атропина. Антипротеазные препараты ингибируют активность протеолитических ферментов и предупреждают дальнейший распад пораженной легочной ткани. Атропин расширяет сосуды органов брюшной полости и уменьшает кровонаполнение легких;
· хлористый кальций 10%-10 мл в/в (по показаниям повторно через 5-6 часов). Ионы кальция необходимы для свертывания крови;
· викасол 1 % 1-1,5 мл в/м 1 раз в сутки (действие его проявляется через 12-18 часов, викасол участвует в образовании протромбина);
· осуществлять контроль за гемодинамикой (АД, PS, почасовой диурез);
· госпитализировать в специализированное отделение, так как невозможно предусмотреть силу и особенности повторных кровотечений.
3. Студент демонстрирует технику внутривенных инъекций.
ЗАДАЧА 31
Мужчина 65 лет обратился на прием к фельдшеру медпункта с жалобами на сердцебиение, одышку, головные боли. Эти жалобы беспокоят пациента в течение 2-х лет. К врачам не обращался, самостоятельно не лечился. Ухудшение состояния отмечает в течение месяца- усилилась одышка, он может спать только если голова находится на возвышении. Акроцианоз, бледность кожных покровов. ЧДД 24 в мин. Дыхание везикулярное, хрипов нет. При аускультации- аритмия, акцент II тона на аорте. Увеличение границы сердца влево. АД 190/110 мм рт.ст. Пульс 80 уд./мин.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику применения грелки.
Эталоны ответов
1. Гипертоническая болезнь II стадии, III степени. Гипертензивный криз II типа.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· успокоить больного, помочь ему принять удобное положение, обеспечить приток свежего воздуха;
· поставить горчичники на затылок, сделать горячие ножные ванны;
провести медикаментозное лечение для снижения АД и уменьшения объема циркулирующей крови:
· фурасемид 40-80 мг внутрь однократно и нифедипин по 10 мг под язык или в каплях внутрь каждые 30 мин. до достижения эффекта;
· либо фурасемид 20 мг внутрь однократно и каптоприл (капотен) 6,25 мг под язык или внутрь, а затем по 25 мг каждые 30-60 мин. до получения эффекта;
· осуществлять контроль за состоянием пациента (АД и PS);
· госпитализировать в стационар для обследования и подбора гипотензивных препаратов.
3. Студент демонстрирует технику применения грелки.
ЗАДАЧА 32
К фельдшеру медпункта доставлен пациент 62 лет. Состоит на диспансерном учете с диагнозом ишемическая болезнь сердца. Жалуется на интенсивные боли за грудиной сжимающего характера, с иррадиацией в левую лопатку. В начале приступа дважды принимал сублингвально нитроглицерин. Эффекта не отмечает. Продолжительность приступа 40 мин. Цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек без особенностей. Выслушивается ослабленный I тон над верхушкой сердца. Пульс 60 уд./мин. АД 160/90 мм рт.ст. На ЭКГ смещение сегмента St выше изолинии в грудных отведениях, высокий зубец Т.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите о технике записи ЭКГ.
Эталоны ответов
1. ИБС. Острый инфаркт миокарда.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· создать физический и психический покой для уменьшения нагрузки на сердце;
· дать нитроглицерин (сублингвально по 1-2 таблетки, можно повторно через 5 мин.);
ввести для обезболивания:
· нейролептанальгетики (1-2 мл 0,005% раствора анальгетика фентанила и 2 мл 0,25% раствора нейролептика дроперидола на изотоническом растворе натрия хлорида. Можно использовать 1-2 мл таламонала;
· или наркотические анальгетики (1-2 мл 1% раствора морфина, 2% раствора промедола или 2% раствора омнапона в/в + 0,5 мл 0,1% раствора атропина, 1-2 мл 1% раствора димедрола или 1-2 мл 2,5% раствора пипольфена для уменьшения побочных явлений наркотиков;
· ингаляцию закиси азота с кислородом (вначале один кислород, затем закись азота + кислород в концентрации 4:1 с постепенным уменьшением концентрации закиси азота 3:1, 2:1, 1:1;
· ввести в/в 10-15000 ЕД гепарина с целью ограничения начавшегося тромбоза, профилактики тромбоэмболических осложнений;
· осуществлять контроль за состоянием пациента (PS, АД, ЭКГ);
· госпитализировать в положении лежа в кардиологичсекий стационар.
3. Студент рассказывает о технике записи ЭКГ.
ЗАДАЧА 33
Вызов фельдшера скорой помощи на дом. Больная 42 лет жалуется на загрудинные боли, которые не купируются нитроглицерином в течение 45 мин. На ЭКГ- сегмент St выше изолинии, высокий зубец Т, нарушение ритма и проводимости. Во время обследования больная потеряла сознание. Дыхание, пульсация на сонных артериях отсутствуют. Зрачки расширились. Кожные покровы бледные.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику пальпации пульса.
Эталоны ответов
1. Инфаркт миокарда. Внезапная сердечная (коронарная) смерть.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· восстановить проходимость дыхательных путей, т.к. у пострадавшего язык западает назад, перекрывая дыхательные пути;
· провести 1 прекардиальный удар для восстановления кровообращения и дыхания;
· приступить к закрытому массажу сердца и ИВЛ в виду остановки сердца и дыхания;
· проверять каждые 2 мин. пульс на сонных артериях для контроля эффективности реанимации;
· прекратить реанимацию при восстановлении жизнедеятельности (наличие самостоятельной пульсовой волны, спонтанного дыхания), дать кислород, начать терапию по поводу инфаркта миокарда и госпитализировать в кардиологический стационар;
· осуществлять контроль за ЭКГ, PS, АД;
· прекратить реанимацию через 30 мин, если она не эффективна, и констатировать смерть.
3. Студент демонстрирует технику пальпации пульса.
ЗАДАЧА 34
Фельдшера здравпункта вызвали в столовую предприятия. У мужчины 20 лет во время торопливой еды и разговора появился судорожный кашель, затруднение дыхания. Его беспокоит боль в области гортани. Пациент растерян, говорит с трудом, испытывает страх. Лицо цианотично. Осиплость голоса. Периодически повторяются приступы судорожного кашля и шумное дыхание с затруднением вдоха. Масса тела соответствует росту пациента.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента и обоснуйте его.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения роста.
Эталоны ответов
1. Частичная закупорка дыхательных путей.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· попросить окружающих вызвать бригаду «Скорая помощь», если кашель продолжается несколько минут, так как имеется большая вероятность необходимости оказания мед. помощи;
· выполнить абдоминальные толчки для восстановления проходимости дыхательных путей;
· повторять абдоминальные толчки до тех пор, пока дыхательные пути не освободятся или пока пострадавший не потеряет сознание;
· начать оказывать при потере сознания помощь как при полной закупорке дыхательных путей.
3. Студент демонстрирует технику измерения роста.
ЗАДАЧА 35
Фельдшер школы вызван в класс к пациенту 18 лет, страдающему инсулинзависимым сахарным диабетом. Со слов одноклассников несколько минут назад он пожаловался на чувство голода, дрожь, потливость, затем потерял сознание. Кожа бледная, влажная. Гипертонус мышц. Зрачки расширенные. Дыхание нормальное. Пульс 100 уд./мин. АД 130/90 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите о технике сбора мочи на сахар.
Эталоны ответов
1. СД1, декомпенсация. Гипогликемическая кома.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения дальнейшей тактики;
· придать пациенту устойчивое боковое положение для профилактики западения языка, асфиксии и аспирации масс;
· произвести ревизию ротовой полости для извлечения остатков пищи, предотвращения асфиксии;
· ввести в/в 60-80 мл 40% раствора глюкозы (не более 100 мл) для повышения уровня сахара в крови. Если сознание не восстановилось - 2мл 10% раствора глюкагона в/м, если последний не эффективен - 1мл 0,1% раствора адреналина или 75-125 мг гидрокортизона в/м.
· ввести при отсутствии эффекта 400-600 мл 5% глюкозы без инсулина в/в и 40 мг лазикса в/м для борьбы с отеком мозга;
· установить причину гипогликемии, устранить ее и обучить пациента самоконтролю.
3. Студент рассказывает о технике сбора мочи на сахар.
ЗАДАЧА 36
Вызов фельдшера медпункта на дом. У 18 летней пациентки с инсулинзависимым сахарным диабетом в течение недели отмечались слабость, тошнота, рвота, апатия, оглушенность. По рекомендации врача получала 32 ед. протофана, 8 ед. актрапида. Более точный анамнез заболевания уточнить не удалось - пациентка из социально неблагополучной семьи. Отмечается рубеоз лица. Кожа и слизистые сухие. Тургор кожи снижен. “Мягкие” глазные яблоки. Тоны сердца приглушены. Пульс малого наполнения. АД 90/60 мм рт.ст. Глубокое, шумное дыхание. Во время осмотра потеряла сознание. Необходимое время для транспортировки в ЦРБ - 2 часа.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику подкожного введения инсулина.
Эталоны ответов
1. СД 1, декомпенсация. Диабетическая кома.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения дальнейшей тактики;
· ввести 40-60 мл 40% раствора глюкозы с целью исключения гипогликемии;
· придать устойчивое боковое положение для профилактики западения языка, аспирации, асфиксии;
· согреть пациента, избегая применения грелок из-за опасности ожога;
· организовать подачу кислорода для устранения гипоксии;
· определить гликемию, глюкозурию, ацетонурию для подтверждения диагноза, используя индивидуальный глюкометр, экспресс- глюкотест, ацетотест, диагностические полоски для экспресс-анализа мочи;
· ввести хлорид натрия 0,45% - 500 мл с целью регидратации в/в капельно;
· ввести 6-8 ед. быстродействующего инсулина в/в (или в/м, п/к) при высокой гликемии и полной уверенности в диагнозе;
· ввести в/в коргликон 0,06%- 0,5 мл для ликвидации сердечной недостаточности;
· контролировать состояние пациента (PS, АД, содержание сахара в крови и т.д.);
· госпитализировать в эндокринологическое отделение.
3. Студент демонстрирует технику подкожного введения инсулина.
ЗАДАЧА 37
Молодая женщина 22 лет осмотрена фельдшером скорой помощи. Ухудшение состояния пациентка связывает с экстракцией зуба. Ее беспокоят головная боль, повышение температуры, потливость, чувство жара, дрожь во всем теле, нарушение сна (бессонница). “Пылающие” лицо, шея, локти, колени. Кожа гиперемирована, горячая, влажная. Слизистые сухие. Экзофтальм. Увеличение щитовидной железы до II-III степени. Тремор рук. Температура 390. Тоны сердца усилены, систолический шум. АД 160/50 мм рт.столба. Пульс 150 уд./мин.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекций.
Эталоны ответов
1. Диффузно-токсический зоб. Тиреотоксический криз.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· ввести в/в йодид натрия 10 %-10 мл или назначить 30-40 капель йодида калия 3 раза в день внутрь с целью подавления секреции тиреоидных гормонов;
· дать внутрь антитиреоидные препараты метимазол 60-80 мг или пропилтиоурацил 600-800 мг (далее препарат вводят 300-400 мг каждые 6 часов) для снижения функции щитовидной железы;
· ввести в/в 100 мг кортизола с целью заместительной терапии острой надпочечниковой недостаточности;
· перелить в/в капельно 5% раствор глюкозы, изотонический раствор хлорида натрия, реополиглюкин, гемодез с дезинтоксикационной целью;
· инъецировать обзидан, анаприлин в/в медленно по 2-10 мл каждые 3-4 часа или назначить их внутрь по 20-120 мг каждые 4-6 часов для блокады b-адренорецепторов;
· ввести в/в сердечные гликозиды (коргликон 0,06%- 0,5 мл) для поддержания сердечной деятельности;
· проводить контроль за состоянием пациента (PS, АД, t);
· госпитализировать срочно в эндокринологический стационар.
3. Студент демонстрирует технику внутримышечной инъекции.
ЗАДАЧА 38
Пациентка, 35 лет, обратилась на прием к фельдшеру медпункта с жалобами на прогрессирующую потерю массы тела, снижение аппетита, тошноту, рвоту, боли в эпигастральной области, жидкий стул. Ухудшение состояния связывает с перенесенным 2 недели тому назад острым респираторным вирусным заболеванием. В анамнезе заболевание почек и длительная терапия кортикостероидами. Обращает внимание чрезмерная пигментация околососковой и генитальной области. Кожа и слизистые сухие. Мышечная сила снижена. АД 80/60 мм рт.ст. Пульс слабого наполнения 100 уд./мин. Тоны сердца приглушены.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. Хроническая надпочечниковая недостаточность. Адреналовый (надпочечниковый) криз.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· ввести немедленно в/в 100 мг кортизола в течение 5-10 мин с заместительной целью. Дополнительно вводят еще 300 мг кортизола в течение следующих 24 часов;
· инъецировать ДОКСА 1мл (5 мг) в/м для заместительной терапии минералокортикоидами;
· ввести 2-3,5 л жидкости (физиологический раствор натрия хлорида и глюкозы, 250-300 мл плазмы крови, альбумин) для восполнения дефицита жидкости и натрия;
· назначить антибиотики для борьбы с инфекцией;
· проводить контроль за состоянием пациента (PS, АД, t, диурез);
· госпитализировать срочно в эндокринологическое отделение.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
ЗАДАЧА 39
На ФАП доставлен пациент 16 лет с жалобами на изменение цвета мочи, отеки, уменьшение объема выделяемой мочи, боли в боковых отделах живота, недомогание, головную боль, сонливость. Перенес 2 недели назад фарингит. Кожа сухая, шелушащаяся. Отеки на лице, нижних конечностях. Язык сухой, обложен коричневым налетом. Дыхание глубокое. Тоны сердца приглушены. Пульс 100 уд./мин., АД 180/100 мм рт.ст. Моча красновато-коричневого цвета. Суточный диурез 200 мл.
Задания:
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите о технике сбора мочи по Зимницкому и интерпретации анализа.
Эталоны ответов
1. Острый гломерулонефрит. Острая почечная недостаточность.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи.
· оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
· ограничить введение жидкости до количества, эквивалентного неощутимым потерям ее (около 400 мл /м2 в сутки) плюс количество выделенной мочи в виду олигурии;
· обеспечить поступление адекватного количества калорий в виде углеводов с целью свести к минимуму эндогенный тканевой катаболизм;
· ограничить прием белка с пищей до 20-30 г в сутки с целью снижения азотемии;
· применить тактику “форсированного диуреза” (в/в вводить 200 мг лазикса, строго каждый час 2-3 раза);
· ограничить прием калия с пищей и в/в ввести глюкозу 40%-50 мл, инсулин 16 ед., глюконат кальция 10%-10,0, гидрокарбонат натрия 10%-30 мл для уменьшения гиперкалиемии;
· инъецировать гидралазин (апрессин) в дозе 0,1-0,5 мг/кг в/м и дать per os 0,25 г допегита с целью снижения АД;
· осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, PS, температура, диурез);
· госпитализировать срочно в специализированный стационар для проведения лечения.
3. Студент рассказывает о технике сбора мочи по Зимницкому и интерпретации анализа.
Хирургия
ЗАДАЧА 1
Фельдшер скорой помощи осматривает женщину, кормящую мать, 25 лет, которая жалуется на боли в правой молочной железе, озноб, головную боль, повышение температуры до 39° С.
3 недели назад в молочной железе появились боли, железа увеличилась в объеме, поднялась температура до 39°С, появилась головная боль, чувство разбитости, пропал аппетит, кормление грудью стало болезненным. Лечилась водочными компрессами, самостоятельно пыталась сцеживать молоко. При осмотре: в больной железе отчетливо пальпируется плотное образование, размером 6x8 см, кожа над ним синюшно-багрового цвета, образование резко болезненно, в центре его размягчение диаметром 2 см. Периферические лимфатические узлы не пальпируются.
Задания:
6. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
7. Расскажите о дополнительных объективных методах исследования и методиках их проведения.
8. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с обоснованием каждого этапа.
9. Расскажите о диагностическо-лечебной программе в стационаре.
10. Практическая манипуляция. Продемонстрируйте наложение повязки на молочную железу на статисте.
Эталоны ответов
1. Диагноз. Острый лактогенный мастит справа в стадии абсцедирования.
Диагноз поставлен на основании жалоб больной, анамнеза заболевания, а также осмотра, при котором обнаружено плотное образование, кожа над ним синюшно-багрового цвета, в центре размягчение. Общие признаки: повышение температуры, головная боль, разбитость, озноб указывают также на воспалительный характер заболевания.
2. Из дополнительных методов дообследования показана пальпация здоровой молочной железы.
3. Алгоритм оказания неотложной помощи
Больной показано оперативное лечение: вскрытие и дренирование абсцесса, поэтому она эвакуируется санитарным транспортом в отделение гнойной хирургии. На молочную железу накладывают повязку, фиксирующую железу и поднимающую ее.
Диагностическая программа в стационаре
· Общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови.
· Пальпация молочных желез и периферических лимфатических узлов.
· Рентгенография легких и УЗИ печени производятся с целью определения возможных метастатических гнойных очагов, учитывая давность заболевания.
· Осмотр анестезиолога.
4.Лечебная программа.
1. Больной показана экстренная операция: вскрытие и дренирование абсцесса.
2. Проходит она под общим обезболиванием (внутривенный наркоз сомбревином или гексеналом с ГОМКом), предварительно за 30-40 минут производился обязательно премедикация.
3. В операционной начинают инфузионную терапию препаратами гемодинамического(полиглюкин,реополиглюкин) и дезинтоксикационого действия (гемодез), регуляторами водно-солевого обмена (дисоль, трисоль, физиологический раствор), 5% раствором глюкозы.
4. В послеоперационный период инфузионную терапию надлежит продолжить при выраженной интоксикации.
5. Стол общий с увеличенным объемом жидкости, витаминов.
6. Антибиотикотерапия по схеме ЦАМ (кефзол, гентамицин, метронидазол).
7. Ежедневные перевязки по правилам лечения гнойных ран в зависимости от фазы течения гнойного процесса.
8. К здоровой молочной железе ребенка прикладывать для кормления весь период лечения, к больной - после прекращения гноетечения из раны или из соска, если оно было, а до этого- производят сцеживание молока 3 раза в день.
9. Показана также ретромаммарная новокаиновая блокада 0,25% р-ром 100-150 мл с добавлением трипсина 1 раз в 3 дня.
10. Во время лечения больная пользуется хлопчатобумажными лифчиками на коротких бретельках, фиксирующих и поднимающих молочные железы.
11. Больная выписывается с рекомендациями правильного ухода за молочными железами во время кормления: соблюдения гигиены, правил кормления, обязательного сцеживания молока после каждого кормления, смазывания трещин соска 1 % раствором метиленового синего. После кормления к соскам прикладывают салфетки, смоченные вазелиновым маслом.
5.Практическая манипуляция выполняется согласно общепринятому алгоритму.
ЗАДАЧА 2
В здравпункт, где дежурит фельдшер, обратилась работница красильного цеха фабрики. Спустя несколько дней после инъекции раствора сульфата магния больную стали беспокоить боли в правой ягодичной области. Больная прощупала уплотнение, резко болезненное и горячее на ощупь. Температура тела последние два дня 38° - 38,5°, знобит. Общее состояние больной относительно удовлетворительное, АД - 180/90 мм.рт.ст., пульс ритмичен, напряжен, температура тела - 38,3°, в верхненаружном квадранте правой ягодичной области припухлость и гиперемия, размер участка гиперемии 8x8 см., пальпацией определяется резко болезненное уплотнение, в центре его - отчетливая флюктуация.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите о причинах и профилактике данного заболевания.
3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с обоснованием каждого
этапа.
4. Расскажите о диагностической и лечебной программе.
5.Составьте набор хирургических инструментов для вскрытия абсцесса.
Эталоны ответов
1. Диагноз: Постинъекционный абсцесс правой ягодичной области.
За данный диагноз говорят, во-первых, наличие болезненного инфильтрата с гиперемией кожи над ним и с симптомом флюктуации в центре; во-вторых, нарушения общего состояния - ознобы и высокая температура и, конечно, данные анамнеза о связи заболевания с инъекцией.
2. Причины и профилактика заболевания.
Во время инъекции были нарушены требования асептики, занесена инфекция, в результате развился воспалительный процесс. Строжайшее соблюдение асептики при проведении инъекций — гарантия профилактики гнойных осложнений.
3. Алгоритм оказания неотложной помощи:
1. измерение АД и температуры тела;
2. введение раствора анальгина, антибиотика, сердечных и гипотензивных препаратов.
3. наложение асептической повязки на область воспаления;
4. обеспечение срочной транспортировки больной в хирургическое отделение.
Больная страдает гипертонической болезнью, в связи с чем артериальное давление следует измерить и решить вопрос о введении гипотензивного средства. Раствор анальгина уменьшит болевые ощущения и несколько снизит температуру. Сердечные средства показаны, т. к. у больной высокая температура.
На область абсцесса наложить сухую асептическую повязку, т. к. больная будет срочно транспортирована в хирургическое отделение, и там будет решаться вопрос о дальнейшем лечении. Транспортировка должна быть обеспечена или машиной скорой медицинской помощи, или транспортом предприятия, обязательно в сопровождении медицинского работника.
4. Диагностическая и лечебная программы.
В хирургическом отделении будут сделаны общие анализы крови и мочи, осуществлена консультация терапевта. В данном случае показано оперативное лечение.
Операцию целесообразно проводить под внутривенным наркозом (сомбревин, калипсол, виадрил).
Премедикация - введение раствора промедола и раствора атропина.
Гнойник вскрывается, гной удаляется, дальнейшее лечение проводится как гнойной раны: дренирование с применением гипертонического раствора и протеолитических ферментов. Можно использовать ультразвук, лучи лазера, диадинамические токи, обработку полости антисептическим раствором под давлением и другие методы.
Необходимо строжайшее соблюдение асептики при всех манипуляциях, так как ассоциация усиливает патогенность микробов режим постельный. После очищения раны и начала роста грануляций рекомендуются повязки с индифферентными мазями, перевязки редкие, щадящие.
Общее лечение по показаниям.
Антибиотики назначаются с учетом чувствительности к ним микрофлоры.
5. Практическая манипуляция выполняется согласно алгоритму.
ЗАДАЧА 3
В ФАП на руках принесли ребенка 7 лет, который жалуется на боли в левой голени, наступать на ногу не может. Сидит на кушетке, оберегая руками согнутую в коленном суставе ногу, опасается прикосновений фельдшера.
Болен 2 день. Состояние средней тяжести, температура 38,8°, пульс 90 ударов в минуту, ритмичный. Голень несколько отечна, увеличена в объеме, кожа над ней не изменена.
Пальпация и перкуссия в проекции большеберцовой кости резко болезненны.
Задания:
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
3. Расскажите, что нужно узнать из анамнеза для подтверждения диагноза и о возможных осложнениях.
4. Расскажите об объеме доврачебной помощи и транспортировке по назначению.
5. Расскажите о принципах современной диагностики и лечения данного заболевания, в условиях стационара.
6. Подготовьте наборы инструментов для остеоперфорации и остеотрепанации
Эталоны ответов
1.Диагноз: Острый гематогенный остеомиелит большеберцовой кости слева. Ставится на основании:
· жалоб на боли и нарушение функций левой голени;
· объективного исследования: состояние средней тяжести, температура 38,8, вынужденное положение конечности, резкая боль при пальпации и перкуссии большеберцовой кости, отек и увеличение объема левой голени. Т.е. имеются общие и местные признаки воспалительного процесса.
2.Информация из анамнеза
Из анамнеза необходимо выяснить, не наблюдались ли провоцирующие факторы: микротравмы (легкий ушиб) конечности, переохлаждение, недавно перенесенные инфекции.
Остеомиелит опасен развитием таких тяжелых осложнений, как сепсис, переход в хроническую форму, патологические переломы и вывихи, при эпифизарной форме развитие гнойного артрита. Поэтому оказание помощи и лечение больных должно быть как можно более ранним и квалифицированным.
3. Алгоритм оказания неотложной помощи:
· необходимо вызвать скорую помощь для неотложной транспортировки в отделение детской гнойной хирургии, так как всякая задержка резко ухудшает прогноз;
· уложить пациента в удобное для него положение - облегчить состояние;
· ввести 25% раствор анальгина с 1% раствором димедрола с целью купирования болевого синдрома и, снижения температуры;
· обеспечить транспортную иммобилизацию левой голени шиной Крамера для создания покоя пораженной области, уменьшения болевого синдрома;
· наблюдение за пациентом до прибытия скорой помощи.
· транспортировка на носилках в горизонтальном положении.
Все манипуляции выполняются в перчатках.
4. Принципы современной диагностики и лечения.
В стационаре следует провести общеклиническое обследование, включающее пробу с осевой нагрузкой (она будет положительной).