Организационная структура Государственной службы медицины катастроф (ГСМК)территориального уровня
Координацию работы ГСМК на соответствующем уровне управления осуществляют центральная и территориальные координационные комиссии.
Координационные комиссии – это постоянно действующий совещательный орган, образованный с целью согласования и порядка использования в чрезвычайных ситуациях медицинских сил и средств ГСМК, определенных МОЗ Украины по согласованию с МЧС, Минобороны, МВД, Минтрансом и территориальными органами управления здравоохранения, силы и средства которых включены в состав ГСМК.
Координационные комиссии согласовывают:
- состав и порядок использования в чрезвычайных ситуациях медицинских сил и средств, которые входят в состав ГСМК;
- программы развития ГСМК соответствующих уровней;
- планы медико-санитарного обеспечения населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- мероприятия по усовершенствованию организационной структуры и функционированию службы соответствующего уровня;
- планы мероприятий по обеспечению постоянной готовности ГСМК к выполнению поставленных задач;
- мероприятия по подготовке специалистов для ГМСК;
- координируют работу по созданию и использованию резервов медицинских и материально-технических ресурсов ГСМК соответствующего уровня.
Работой центральной координационной комиссии руководит ее председатель – Министр здравоохранения Украины, работой территориальной координационной комиссии руководит – руководитель территориального органа управления здравоохранения.
ГСМК организует свою деятельность по планам медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
План медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях разрабатывается на центральном уровне МОЗ Украины, а на территориальном уровне – территориальным органом управления здравоохранения.
ГСМК может функционировать в трех режимах: повседневного функционирования, повышенной готовности и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Финансирование затрат, связанных с функционированием ГСМК, осуществляется в границах ассигнований, которые предполагаются в Государственном бюджете, республиканском бюджете Автономной Республики Крым и местных бюджетах, а также, за счет благотворительных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных законодательством источников финансирования. Накопленный опыт работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС объектового, местного, регионального и общегосударственного уровней выдвигает для обсуждения ряд актуальных проблем организации службы МК на территориальном уровне.
На обсуждение выносятся два кардинальных аспекта существующей проблемы: организация системы МК на территориальном уровне и управление действиями формирований МК при возникновении ЧС с массовым количеством пострадавших.
Организационно-управленческие функции службы МК в большинстве областей Украины возложены на территориальные центры медицины катастроф (ТЦМК), исполнительным органом которых являются, как правило, областные клинические больницы (ОКБ). Организационно-диспетчерские функции в этом учреждении возложены на отделение плановой и экстренной консультативной помощи (санавиацию). При всем понимании значимости ОКБ как ведущего лечебного учреждения в области, возможность использования ею организационных и управленческих функций при возникновения ЧС крупного масштаба весьма сомнительна по следующим причинам.
Во-первых, управленцы (руководители) и сотрудники ОКБ не имеют достаточного практического опыта работы в органах чрезвычайных происшествий (ЧП), т.к. не привлекались к первоочередной ликвидации медико-санитарных последствий. Руководители и сотрудники ОКБ не являются круглосуточно ургентной и мобильной структурой, поэтому не могут быть немедленно задействованы в организацию работы в очагах ЧС с массовым количеством пострадавших. Более того, бригады постоянной готовности второй очереди МК территориального уровня (так называемые «бригады усиления», формирующиеся на базе ОКБ) по не имеют достаточного количества санитарного автотранспорта, оборудованного для оказания полного объема экстренной медицинской помощи.
Во-вторых, дежурный медицинский персонал санавиации (в ночное время, в выходные и праздничные дни медицинский персонал, как правило, представлен средним медицинским персоналом) тем более не имеют опыта принятия управленческого решения, обоснованного обстоятельствами ЧС.
В-третьих, существующая до настоящего времени система оповещения и сбора руководителей местных управлений здравоохранения не обеспечивает своевременности и оперативности создания органа управления ликвидации последствий ЧС.
В-четвертых, система оповещения, в которой используются бригады скорой медицинской помощи. Как формирования постоянной готовности первой очереди территориального уровня бригады скорой медицинской помощи будут немедленно задействованы для работы по ликвидации медико-санитарных последствий в очаге ЧС.
И, наконец, существующая система оповещения через междугороднюю связь о ЧС в отдаленных от областного центра регионах не обеспечивает своевременности организации работ по ликвидации последствий ЧП.
Несомненно, кардинальным решением вопроса создания единой вневедомственной «службы спасения» явилась бы организация на территориальном и региональном уровнях координационных центров МК под эгидой местных управлений по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения системы МЧС (Управления по ЧС и ГЗН).
В ряде регионов Украины продолжает дискутироваться вопрос о создании специализированной спасательной службы, формирования которой будут обеспечены средствами индивидуальной защиты спасателей и пострадавших для работы в загазованной, загрязненной (химически, бактериологически и т.п.) атмосферной среде. Данный вопрос также актуален для обсуждения.
Не менее важной проблемой является оснащение мобильных спасательных формирований портативными и надежными техническими аварийными средствами (подъемниками, резаками и т.п.).
Управлениям по ЧС следует определить силы и средства (не только медицинские), а также определить порядок (инструкцию) их соподчиненности и взаимодействия в очагах ЧП различного характера и масштаба.
Управлять обстановкой по предупреждению или ликвидации последствий ЧС из областного ТЦМК нереально. По-прежнему актуальной и нерешенной пока остается задача создания опорных пунктов ТЦМК в регионах областей, назовем их – региональные центры МК (РЦМК). Особо важное значение эта проблема приобретает в аварийно опасных регионах.
Наиболее подготовленной к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий (МСП) при ЧС является служба специализированной медицинской помощи (СМП) и горноспасательные подвижные медицинские формирования. Поэтому при обсуждении вопроса о создании РЦМК следует учитывать наличие в конкретных регионах крупной станции СМП, отряда военизированной горноспасательной службы (ВГСО) и больничной базы со специализированными отделениями интенсивной терапии, травматологии, хирургии и т.д.
Несомненно, актуальной и практически важной проблемой является обеспечение подвижных медицинских спасательных формирований санитарным автотранспортом, оборудованным, современной надежной медицинской аппаратурой для оказания полного объема экстренной медицинской помощи. Даная проблема вполне может быть решена, т.к. в Луганске и других городах Украины серийно выпускаются такая аппаратура и медицинское оборудование.
Не менее важное значение в системе ТЦМК имеет проблема создания современной, устойчивой двухсторонней оперативной радиосвязи. Система радиосвязи СМП городов и районов области должна работать в круглосуточном режиме на двух несущих частотах: одна из них обеспечивает связь БСМП с диспетчерской своей зоны обслуживания, вторая имеет постоянный выход на областной центр. Данная система позволит существенно улучшить своевременность информации о ЧС и, тем самым, своевременность мобилизации необходимых спасательных формирований.
Взаимодействие ГСМК.
Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы через средства массовой информации выступило со специальным заявлением, в котором говорится о готовности предоставления помощи Соединенным Штатам Америки по ликвидации последствий террористических актов.
Украина готова предоставить США мобильный полевой госпиталь с высококвалифицированным персоналом медицины катастроф с опытом оказания помощи пострадавшим от землетрясений в Турции и Индии, а также аварийно-спасательные подразделения, медикаменты, гуманитарную и другую необходимую помощь.
В Министерстве и региональных управлениях установлено круглосуточное дежурство оперативных групп. Во всех аварийно-спасательных отрядах и службах Министерства усилена готовность к действиям по назначению. Обеспечен постоянный сбор и обобщение информации о возможных чрезвычайных ситуациях, как на территории Украины, так и за ее пределами.
Организовано надлежащее взаимодействие с СБУ, МВД, МО и другими центральными органами исполнительной власти.