В эпителиальных клетках слизистой оболочки полости рта
Занятие 3 3 курс, леч. фак.
ТЕМА: Роль наследственности в патологии
Цель занятия:Сформировать умение решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней, вызванных нарушением хранения и передачи наследственной информации
Содержание занятия
Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов
I. Собеседование и дискуссия по вопросам:
1. Наследственная и врождённая патология: характеристика понятий. Фенокопии.
2. Мутагены как причина изменений в геноме.
3. Мутации – инициальное звено патогенеза наследственных форм патологии. Виды мутаций, причины их возникновения, роль в развитии наследственных болезней.
4. Генные мутации, хромосомные аберрации, изменения генома: виды, механизмы, последствия.
5. Классификация наследственных болезней. Методы изучения наследственности у человека.
6. Генные болезни, понятие. Классификация и типы наследования моногенных болезней. Примеры моногенных болезней.
7. Хромосомные болезни: понятие; виды в зависимости от изменений структуры хромосом, их числа и вида клеток организма, примеры.
8. Мультифакториальные болезни. Роль наследуемых и средовых факторов в происхождении мультифакториальных болезней, особенности возникновения и проявления.
9. Генетические болезни соматических клеток. Наследственные болезни с нетрадиционным типом наследования.
10. Методы диагностики наследственных болезней.
11. Принципы профилактики и лечения наследственных болезней.
12. Современное представление о конституции. Классификации конституциональных типов человека, их краткая характеристика, связь с патологией. Диатезы, понятие, виды, характеристика.
Учебный доцент кафедры патофизиологии С.А. Шустова
Занятие 3 3 курс, леч. фак.
ТЕМА: Роль наследственности в патологии
Исследование полового хроматина (телец Барра)
в эпителиальных клетках слизистой оболочки полости рта
Вид работы: лабораторная.
Необходимое оборудование:микроскоп, стекло предметное, стекло покровное 18 × 18 мм, шпатель, стакан химический, пипетка глазная, бумага фильтровальная, иммерсионное масло, красящий раствор (1 %-й раствор ацеторсеина или 0,2-0,5 % раствор метиленового синего, или гематоксилин-эозин или азур 1), этиловый спирт (смесь Никифорова).
Объект исследования:соскоб эпителия слизистой оболочки полости рта у испытуемой женского пола.
Ход работы. Испытуемая тщательно полощет рот, чтобы удалить десквамированные клетки. Далее при помощи шпателя берут соскоб со слизистой оболочки полости рта (с внутренней поверхности щек). Соскоб ровным слоем наносят на предметное стекло, высушивают и фиксируют в течение 5-10 мин этиловым спиртом (смесью Никифорова). Фиксированный препарат окрашивают красителем, накрывают покровным стеклом с легким надавливанием. Излишек краски удаляют фильтровальной бумагой.
Препарат микроскопируют с иммерсионным объективом. В нескольких полях зрения подсчитывают 100 клеток и отмечают, сколько из них содержат тельца полового хроматина. Половой хроматин расположен под ядерной оболочкой, имеет форму полулуния или треугольника, отличается от других хроматиновых глыбок размером (крупнее), плотностью и характером расположения, окрашивается в темно-фиолетовый цвет, а нуклеоплазма в бледно розовый. Зарисовывают половой хроматин в ядрах буккального эпителия.
Ответив на вопросы, делают выводы:
1. Что такое половой хроматин?
2. Сколько телец полового хроматина обнаружилось в эпителиальных клетках слизистой оболочки рта в исследованном мазке?
3. Совпадают ли полученные данные с полом исследованного лица?
4. Для чего используется определение телец полового хроматина в медицине?