Задачи и основы организации единной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Чита - 2012
УДК 610-8.
ББК – 51.1(2)2
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ.
Степанов А.В., Любин А.В., Малежик М.А., Перепелицин Н.И., Тарасова О.А. – Чита: ИИЦ ЧГУ, 2012. – 159 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено и составлено в соответствии с учебной программой по медицине катастроф по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, организация и функционирование различных подразделений медицины катастроф, дается подробная характеристика природных и техногенных поражающих факторов, предлагаются основные принципы неотложной медицинской помощи.
Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинских вузов.
Рецензенты:
Зав. кафедрой общей хирургии ЧГМА,
профессор, д.м.н. Е.В.Намоконов
Зав. кафедрой судебной медицины,
Профессор, д.м.н. Г.И.Авходиев
Рекомендована ЦМК Читинской государственной медицинской академии №___ от __________
Сокращения:
АХОВ – аварийно-химически опасные вещества
БСМП – бригады специализированной медицинской помощи
ВСМК – Всероссийская служба медицины катастроф
ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф
ЕГСЧС – Единая государственная служба чрезвычайных ситуаций
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение
ЛЭМ – лечебно- эвакуационных мероприятий
ЛЭО – лечебно-эвакуационное обеспечение
МГОЧС – Министерство гражданской обороны чрезвычайных ситуаций
МОСН –медицинском отряде специального назначения
МП – медицинская помощь
МСГО – медицинская служба гражданской обороны
ОЛБ – острая лучевая болезнь
ПДК – предельно допустимая концентрация
ПМГ – полевым многопрофильным госпиталем
ПМГ – полевым многопрофильным госпиталем
ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство
РВ – радиационные вещества
РСЧС – Российская служба чрезвычайных ситуаций
РЦМК – Российский центр медицины катастроф
СДЯВ – сильно-действующие ядовитые вещества
СМК – службы медицины катастроф
ТЦМК – Территориальный центр медицины катастроф
ХОО – химически опасными объектами
ХОО – химически опасными объектами
ЦГСЭН - Центр Государственного сан-эпиднадзора
ЧС – Чрезвычайная ситуация
ЭМП – экстренной медицинской помощи
ЭМП – экстренной медицинской помощи
ЭМЭ – этап медицинской эвакуации
ЭМЭ – этапах медицинской эвакуации
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
1.1. Особенности ЧС в современное время. 9
1.2. Основные поражающие факторы в ЧС 13
1.3. Виды чрезвычайных ситуаций 16
1.4. Основные задачи Единой Государственной системы ЧС 19
1.5. Состав сил и средств РСЧС 21
1.6. Задачи всероссийской службы медицины катастроф 25
1.7. Органы управления Всероссийской службой медицины
катастроф 32
1.8. Контрольные вопросы 38
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Общие принципы лечебно эвакуационного обеспечения населении при ЧС 40
2.2. Виды медицинской помощи 47
2.3. Медицинская эвакуация в условиях ЧС 60
2.4. Медицинская сортировка 63
2.5. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрез- вычайных ситуациях 72
2.6. Контрольные вопросы 87
3. ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
3.1.Принципы психиатрии катастроф 90
3.2. Психическая травма. Диагностические критерии психогенных расстройств. Классификация чрезвычайных ситуаций (в зависимости от личностной значимости события в психолого-психиатрическом плане). Лечение психогенных заболеваний. 91
3.3.Особенности поведенческих реакций в условиях ЧС 93
3.4.Клинические проявления психических расстройств, возникающих при чрезвычайных ситуациях 93
3.5. Лечение психогенных заболеваний 98
3.6.Принципы организации эффективной психолого-психиатрической помощи пострадавшему при чрезвычайных ситуациях 98
3.7. Контрольные вопросы 101
4. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений 103
4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий
других природных катастроф. 114
4.3. Контрольные вопросы 129
5. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО (АНТРОПОГЕННОГО) ХАРАКТЕРА)
5.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий. 130
5.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 138
5.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах
и пожарах 145
5.4. Особенности медико-санитарного обеспечения при
террористических актах и локальных вооруженных конфликтах 153
5.5. Контрольные вопросы 156
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 158
ВВЕДЕНИЕ.
Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является в настоящее время одной из острейших мировых проблем. За последние два десятилетия результатом катастроф на планете стала гибель более 3 млн. человек, общее число пострадавших составило около 800 млн. человек. Всё большую активность эти проблемы приобретают и в нашей стране.
Ежегодно на территории Российской Федерации регистрируется более 100 крупных катастроф, связанных с гибелью людей. Землетрясение в Армении, авария на Чернобыльской АЭС, взрывы в Арзамасе и Уфе, пожар в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГРЭС привели к массовым поражениям и гибели людей, обширному загрязнению территории радиоактивными и ядовитыми веществами, резкому ухудшению санитарно-эпидемической обстановки, возникновению сложных медико-биологических и социальных проблем.
Все это делает весьма актуальным задачу подготовки к возможным чрезвычайным ситуациям мирного времени, учёта их последствий и разработка эффективного комплекса мероприятий по снижению отрицательного воздействия этих последствий на хозяйственную деятельность человека и его жизнеобеспечение.
Все это вызвало необходимость в реорганизации Гражданской обороны. Опираясь на Конституцию РФ, Федеральные законы «О защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного характера», «О гражданской бороне», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» в 1990 г. был создан корпус спасателей под руководством Сергея Кужгетовича Шойгу в дальнейшем преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям. В его составе: главнее управление Гражданской обороны и штаб войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны были выведены из состава Вооруженных Сил. В ноябре 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в стране была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях, создано 9 региональных центров по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-западный РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Ростов на Дону (Северо-Кавказкий РЦ), Хабаровск (Дальневосточный РЦ) и др.
Землетрясения, извержение вулканов, наводнения, ураганы и др. стихийные бедствия, а также войны были постоянными спутниками человеческой истории. ХХ столетие и, особенно, 2-я его половина характеризуется бурным развитием науки и техники, ростом и увеличением масштабов техногенных катастроф.
Подсчитано, что среди всех стихийных бедствий в мире 40 процентов приходится на наводнения, 20 процентов на тропические циклоны, 15 процентов на землетрясения, 25 процентов на другие стихийные бедствия. Но если стихийные бедствия, связанные с повышение уровня воды и атмосферными явлениями поддаются прогнозированию, то землетрясение, как правило, непредсказуемы и по этому приводят к многочисленным человеческим жертвам. Только в течение последнего столетия в различных странах мира зарегистрировано более 40 крупных землетрясений, унесших большое количество жизней людей. Примерами могут служить землетрясения в Ашхабаде (1948 год), Ташкенте (1966 год), Армении (1988 год), Гаити (2010). Только в результате землетрясения на Гаити погибло более 100 тысяч человек.
На территории Читинской области только от урагана со скоростью напора ветра до 35 метров в секунду в мае 1990 года погибло 25 человек, разрушено полторы тысячи домов и 17 промышленных предприятий. Ежегодно лесные пожары и паводки влекут за собой человеческие жертвы и приносят миллионные убытки народному хозяйству региона.
Для территории, входящих в состав Забайкальского региона, характерны ежегодные возникающие, особенно в Читинской области паводки и наводнения. Лесные пожары, особенно в летнее время, являются постоянным явлением в Бурятской республике, Читинской и Иркутской областях.
Южное Прибайкалье, захватывающие такие крупные населенные пункты г. Иркутск, г. Улан-Удэ, являются сейсмически опасной зоной. Неслучайно, самое сильное землетрясение ХХ столетия произошло именно в Монголии и Прибайкалье в 1957 году. В результате этого землетрясения вдоль горного хребта Гурван-Богдо образовалась трещина около 20 метров шириной и длиной свыше 250 км и провал шириной около 800 метров и длиной 18 км при глубине нескольких метров, а также был расколот напополам горный пик, часть которого обрушилась.
Для резко континентального климата нашего региона характерны сильные устойчивые морозы зимой, ураганные ветры со скоростью превышающие 30 метров в секунду.
На территории забайкальского региона имеются природные очаги особо опасных инфекционных заболеваний – чумы, сибирской язвы, а также туляремии, весенне-летнего клещевого энцефалита.
ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ