Задачи и основы организации единной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Чита - 2012

УДК 610-8.

ББК – 51.1(2)2

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ.

Степанов А.В., Любин А.В., Малежик М.А., Перепелицин Н.И., Тарасова О.А. – Чита: ИИЦ ЧГУ, 2012. – 159 с.

Учебно-методическое пособие подготовлено и составлено в соответствии с учебной программой по медицине катастроф по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, организация и функционирование различных подразделений медицины катастроф, дается подробная характеристика природных и техногенных поражающих факторов, предлагаются основные принципы неотложной медицинской помощи.

Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинских вузов.

Рецензенты:

Зав. кафедрой общей хирургии ЧГМА,

профессор, д.м.н. Е.В.Намоконов

Зав. кафедрой судебной медицины,

Профессор, д.м.н. Г.И.Авходиев

Рекомендована ЦМК Читинской государственной медицинской академии №___ от __________

Сокращения:

АХОВ – аварийно-химически опасные вещества

БСМП – бригады специализированной медицинской помощи

ВСМК – Всероссийская служба медицины катастроф

ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф

ЕГСЧС – Единая государственная служба чрезвычайных ситуаций

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ЛЭМ – лечебно- эвакуационных мероприятий

ЛЭО – лечебно-эвакуационное обеспечение

МГОЧС – Министерство гражданской обороны чрезвычайных ситуаций

МОСН –медицинском отряде специального назначения

МП – медицинская помощь

МСГО – медицинская служба гражданской обороны

ОЛБ – острая лучевая болезнь

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПМГ – полевым многопрофильным госпиталем

ПМГ – полевым многопрофильным госпиталем

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

РВ – радиационные вещества

РСЧС – Российская служба чрезвычайных ситуаций

РЦМК – Российский центр медицины катастроф

СДЯВ – сильно-действующие ядовитые вещества

СМК – службы медицины катастроф

ТЦМК – Территориальный центр медицины катастроф

ХОО – химически опасными объектами

ХОО – химически опасными объектами

ЦГСЭН - Центр Государственного сан-эпиднадзора

ЧС – Чрезвычайная ситуация

ЭМП – экстренной медицинской помощи

ЭМП – экстренной медицинской помощи

ЭМЭ – этап медицинской эвакуации

ЭМЭ – этапах медицинской эвакуации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

1.1. Особенности ЧС в современное время. 9

1.2. Основные поражающие факторы в ЧС 13

1.3. Виды чрезвычайных ситуаций 16

1.4. Основные задачи Единой Государственной системы ЧС 19

1.5. Состав сил и средств РСЧС 21

1.6. Задачи всероссийской службы медицины катастроф 25

1.7. Органы управления Всероссийской службой медицины

катастроф 32

1.8. Контрольные вопросы 38

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Общие принципы лечебно эвакуационного обеспечения населении при ЧС 40

2.2. Виды медицинской помощи 47

2.3. Медицинская эвакуация в условиях ЧС 60

2.4. Медицинская сортировка 63

2.5. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрез- вычайных ситуациях 72

2.6. Контрольные вопросы 87

3. ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

3.1.Принципы психиатрии катастроф 90

3.2. Психическая травма. Диагностические критерии психогенных расстройств. Классификация чрезвычайных ситуаций (в зависимости от личностной значимости события в психолого-психиатрическом плане). Лечение психогенных заболеваний. 91

3.3.Особенности поведенческих реакций в условиях ЧС 93

3.4.Клинические проявления психических расстройств, возникающих при чрезвычайных ситуациях 93

3.5. Лечение психогенных заболеваний 98

3.6.Принципы организации эффективной психолого-психиатрической помощи пострадавшему при чрезвычайных ситуациях 98

3.7. Контрольные вопросы 101

4. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений 103

4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий

других природных катастроф. 114

4.3. Контрольные вопросы 129

5. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО (АНТРОПОГЕННОГО) ХАРАКТЕРА)

5.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий. 130

5.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 138

5.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах

и пожарах 145

5.4. Особенности медико-санитарного обеспечения при

террористических актах и локальных вооруженных конфликтах 153

5.5. Контрольные вопросы 156

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 158

ВВЕДЕНИЕ.

Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является в настоящее время одной из острейших мировых проблем. За последние два десятилетия результатом катастроф на планете стала гибель более 3 млн. человек, общее число пострадавших составило около 800 млн. человек. Всё большую активность эти проблемы приобретают и в нашей стране.

Ежегодно на территории Российской Федерации регистрируется более 100 крупных катастроф, связанных с гибелью людей. Землетрясение в Армении, авария на Чернобыльской АЭС, взрывы в Арзамасе и Уфе, пожар в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГРЭС привели к массовым поражениям и гибели людей, обширному загрязнению территории радиоактивными и ядовитыми веществами, резкому ухудшению санитарно-эпидемической обстановки, возникновению сложных медико-биологических и социальных проблем.

Все это делает весьма актуальным задачу подготовки к возможным чрезвычайным ситуациям мирного времени, учёта их последствий и разработка эффективного комплекса мероприятий по снижению отрицательного воздействия этих последствий на хозяйственную деятельность человека и его жизнеобеспечение.

Все это вызвало необходимость в реорганизации Гражданской обороны. Опираясь на Конституцию РФ, Федеральные законы «О защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного характера», «О гражданской бороне», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» в 1990 г. был создан корпус спасателей под руководством Сергея Кужгетовича Шойгу в дальнейшем преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям. В его составе: главнее управление Гражданской обороны и штаб войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны были выведены из состава Вооруженных Сил. В ноябре 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в стране была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях, создано 9 региональных центров по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-западный РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Ростов на Дону (Северо-Кавказкий РЦ), Хабаровск (Дальневосточный РЦ) и др.

Землетрясения, извержение вулканов, наводнения, ураганы и др. стихийные бедствия, а также войны были постоянными спутниками человеческой истории. ХХ столетие и, особенно, 2-я его половина характеризуется бурным развитием науки и техники, ростом и увеличением масштабов техногенных катастроф.

Подсчитано, что среди всех стихийных бедствий в мире 40 процентов приходится на наводнения, 20 процентов на тропические циклоны, 15 процентов на землетрясения, 25 процентов на другие стихийные бедствия. Но если стихийные бедствия, связанные с повышение уровня воды и атмосферными явлениями поддаются прогнозированию, то землетрясение, как правило, непредсказуемы и по этому приводят к многочисленным человеческим жертвам. Только в течение последнего столетия в различных странах мира зарегистрировано более 40 крупных землетрясений, унесших большое количество жизней людей. Примерами могут служить землетрясения в Ашхабаде (1948 год), Ташкенте (1966 год), Армении (1988 год), Гаити (2010). Только в результате землетрясения на Гаити погибло более 100 тысяч человек.

На территории Читинской области только от урагана со скоростью напора ветра до 35 метров в секунду в мае 1990 года погибло 25 человек, разрушено полторы тысячи домов и 17 промышленных предприятий. Ежегодно лесные пожары и паводки влекут за собой человеческие жертвы и приносят миллионные убытки народному хозяйству региона.

Для территории, входящих в состав Забайкальского региона, характерны ежегодные возникающие, особенно в Читинской области паводки и наводнения. Лесные пожары, особенно в летнее время, являются постоянным явлением в Бурятской республике, Читинской и Иркутской областях.

Южное Прибайкалье, захватывающие такие крупные населенные пункты г. Иркутск, г. Улан-Удэ, являются сейсмически опасной зоной. Неслучайно, самое сильное землетрясение ХХ столетия произошло именно в Монголии и Прибайкалье в 1957 году. В результате этого землетрясения вдоль горного хребта Гурван-Богдо образовалась трещина около 20 метров шириной и длиной свыше 250 км и провал шириной около 800 метров и длиной 18 км при глубине нескольких метров, а также был расколот напополам горный пик, часть которого обрушилась.

Для резко континентального климата нашего региона характерны сильные устойчивые морозы зимой, ураганные ветры со скоростью превышающие 30 метров в секунду.

На территории забайкальского региона имеются природные очаги особо опасных инфекционных заболеваний – чумы, сибирской язвы, а также туляремии, весенне-летнего клещевого энцефалита.

ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Наши рекомендации