Глава 2. кардиомиопатии. миокардиты
I. Мотивация цели.В клинической практике встречается значительной число заболеваний сложность разграничения, которых связана с наличием общего синдрома поражения миокарда. В связи с этим большое практическое значение имеет правильная интерпретация клинических данных, позволяющая проводить эффективную патогенетическую терапию, предупредить развитие тяжелых осложнений и улучшить прогноз болезни.
II. Цель самоподготовки:в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:
1. Этиологию и патогенез миокардитов и кардиомиопатий.
2. Классификацию данных заболеваний.
3. Клиническую картину миокардитов и кардиомиопатий.
4. Принципы диагностики и лечения данных заболеваний.
III. Исходный уровень знаний.
Студент должен знать:
1. Анатомию и физиологию сердца.
2. ЭКГ и лабораторную диагностику заболеваний миокарда.
IV. План изучения темы:
1. Определение понятия миокардиты, кардиомиопатии.
2. Классификация миокардитов, кардиомиопатий.
3. Патогенетические механизмы поражения миокарда.
4. Клиническая картина миокардитов.
5. Критерии диагностики миокардита.
6. Клиническая картина и диагностика дилатационнойкардиомиопатии
7. Клинические проявления и лабораторно-инструментальные методы диагностики гипертрофической кардиомиопатии.
8. Рекомендации по лечению миокардитов.
9. Принципы лечениякардиомиопатийс позиций доказательной медицины.
V. Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение миокардита, кардиомиопатии.
2. Изложите клинику миокардита.
3. Назовите ЭКГ- признаки миокардитов.
4. Перечислите критерии диагностики миокардитов
5. Дайте определение кардиомиопатии.
6. Назовите основные виды и клинические проявления кардиомиопатий.
7. Расскажите принципы терапии при кардиомиопатиях.
VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
1. Схематично изобразите патогенез миокардита.
2. Составьте алгоритм лечения больных с дилатационнойкардиомиопатией.
VII. План работы студента на предстоящем занятии:
4. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.
5. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.
6. Решает ситуационные задачи.
VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:
1.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНЫМ МЕТОДОМ ДИАГНОСТИКИ МИОКАРДИТА ЯВЛЯЕТСЯ
( ) рентгенография органов грудной клетки
( ) доплеркардиография
( ) электрокардиография
( ) холтеровскоемониторирование
( ) биопсия миокарда
2.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ДИЛАТАЦИОННАЯ КАРДИОМИОПАТИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
( ) поражением коронарных артерий атеросклерозом
( ) застойной сердечной недостаточностью
( ) развитием тампонады сердца
( ) развитием эндокардиального фиброза
( ) массивной гипертрофией межжелудочковой перегородки
3.СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Больной Н., 28 лет, предъявляет жалобы на внезапно возникающие приступы тошноты, «темноту» перед глазами, иногда с кратковременной потерей сознания, продолжающиеся от нескольких секунд до 1-2 минут, повышенную утомляемость, головокружения, общую слабость.
Из анамнеза: считает себя больным в течение 2 лет, отец пациента умер внезапно в возрасте 40 лет от заболевания сердца.
Объективно: кожные покровы и слизистые оболочки бледные, отеков нет. Верхушечный толчок усиленный, определяется в Vмежреберье слева на 1,5 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии. При аускультации выслушивается ослабление I тона на верхушке, акцент II тона на легочной артерии; систолический шум на верхушке, в т. Боткина-Эрба, по левому краю грудины, на сосуды шеи не проводится. ЧСС – 84 удара в минуту, АД 115/70 мм рт. ст.
ЭхоКГ – уменьшение полости левого желудочка, толщина стенки левого желудочка в передне-перегородочной области 17 мм; систолическое смещение створок митрального клапана, митральная регургитацияI-II ст.
Вопросы.
1. Выделите ведущие симптомы (синдромы).
2. Предварительный диагноз.
3. План обследования
4. Укажите тактику лечения.
Глава 3. Инфекционный эндокардит.
I. Мотивация цели.В последние десятилетия рост заболеваемости инфекционным эндокардитом (ИЭ) отмечается во всем мире, что отчасти объясняется, прежде всего, развитием сердечно-сосудистой хирургии, увеличением числа операций на сердце и ростом наркомании. В связи с чем изучение клиники, ранней диагностики, принципов лечения позволит предотвратить либо продлить сроки развития сердечной недостаточности и улучшить прогноз заболевания.
II. Цель самоподготовки:в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:
1. Определение инфекционного эндокардита.
2. Этиология и патогенез данного заболевания.
3. Классификацию данной нозологии.
4. Клиническую картину и критерии диагностики инфекционного эндокардита.
5. Принципы лечения данного заболевания.