Тема № 3: ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ. РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ
Цель занятия:
- Усвоение основных понятий общего патогенеза.
- Применение знаний теоретического материала при составлении схем патогенеза и решении задач
- Приобретение практических навыков моделирования высотной болезни
- Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам патогенеза
- Применение основных положений приказов МЗ РК № 442 и 575 при проведении эксперимента
- Усвоение роли реактивности, резистентности организма и наследственности в возникновении и течении болезней.
- Применение знаний теоретического материала при решении задач
- Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам реактивности и резистентности организма
- Развитие навыков работы с лабораторными животными
- Применение основных положений приказов МЗ РК № 442 и 575 при проведении эксперимента по выяснению роли возраста, пола, функционального состояния ЦНС, факторов внешней среды в резистентности к гипоксии
Задачи обучения:
- Усвоить основные понятия общего патогенеза
- Научиться составлять схемы патогенеза, выделять ведущее звено, порочные круги
- Приобрести навыки ведения дискуссии по вопросам патогенеза
- Овладеть методикой моделирования высотной болезни.
- Уметь применять основные положения приказов №№ 442 и 575 МЗ РК при работе с экспериментальными животными
- Проанализировать результаты эксперимента и объяснить основные понятия общего патогенеза на примередействия на организм пониженного барометрического давления.
- Научиться применять полученные теоретические знания в решении ситуационных задач
- Изучить роль реактивности и резистентности организма в патологии
- Приобрести навыки ведения дискуссии по вопросам реактивности и резистентности организма
- Оценить форму ответной реакции организма на раздражитель в зависимости от реактивности организма в эксперименте
- Уметь применять основные положения приказов №№ 442 и 575 МЗ РК при работе с экспериментальными животными
- Научиться применять полученные теоретические знания в решении ситуационных задач
Основные вопросы темы:
1. Патогенез - определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги», понятие, примеры.
2. Действие на организм пониженного барометрического давления. Высотная болезнь, основные проявления, патогенез
3. Патофизиология внутриутробного развития: классификация, этиология, общие закономерности развития патологических процессов во внутриутробном периоде.
4. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.
5. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др).
6. Наследственные и врожденные болезни, причины. Классификация форм наследственной патологии.
7. Общие механизмы возникновения наследственной патологии. Теории патогенеза наследственных заболеваний Бидла-Татума и Жакоба-Мано-Львова.
8. Принципы диагностики, профилактики и терапии наследственных болезней.
9. Конституция, определение понятия. Классификация конституциональных типов по Сиго, Э. Кречмеру, И.П. Павлову, М.В. Черноруцкому, А.А. Богомольцу. Значение конституции организма в реактивности. Диатезы, понятие. Виды диатезов и их характеристика
10. Роль возраста в реактивности. Особенности реактивности детского и старческого возраста.
11. Роль пола в реактивности. Особенности реактивности мужского и женского организма.
12. Направленное изменение реактивности организма как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.
Методы обучения: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, просмотр видеофильма, выполнение экспериментов, обсуждение результатов эксперимента
Методы контроля:
Устный опрос, проверка правильности заполнения протоколов эксперимента и выводов по результатам эксперимента и ситуационным задачам, тестирование
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание №1. Изучить графы логической структуры высотной болезни.
1. Высотная болезнь
Причины Ведущее звено патогенеза ЦНС ССС Система дыхания Система крови | снижение барометрического давления снижение рО2 во вдыхаемом воздухе ↓ гипоксемия ↓ нарушения обмена веществ ↓ активация гликолиза ↓ накопление недоокисленных продуктов обмена ↓ основные проявления эйфория, замедление психических процессов, нарушение тонкой двигательной дифференцировки, нарушение координации движений, судороги тахикардия, увеличение ударного объема сердца, минутного объема сердца, централизация кровообращения гиперпноэ, сменяющиеся брадипноэ или периодическим дыханием эритроцитоз | изменение физических свойств газов и жидкостей синдром декомпрессии, метеоризм, боль в ушах и лобных пазухах, разрыв мелких сосудов, подкожная эмфизема газовая эмболия |
2. Порочный круг в патогенезе высотной болезни
понижение рО2 во вдыхаемом воздухе ↓ гипоксемия ¯ возбуждение дыхательного центра ¯ гиперпноэ ¯ гипокапния, дыхательный алкалоз ¯ угнетение дыхательного центра ¯ брадипноэ |
Просмотр видеофильма (кассета № 1) и выполнение эксперимента «Роль возраста, состояния ЦНС, видовой реактивности в резистентности к гипоксии».
Задание № 2.
Эксперимент «Операция Эверест» в барокамере провели в 1946 г. исследователи Хаустон и Рилей (США). В эксперименте участвовало четверо мужчин‑добровольцев в возрасте 19–27 лет. Общая продолжительность эксперимента — 35 сут, из них 32 дня испытуемые находились в барокамере, где барометрическое давление очень медленно снижали, имитируя набор высоты в горах, сначала по 600 м в день до высоты 2400 м, затем по 300 м в день до высоты 6000 м и, наконец, по 150 м в день. На 27‑е сутки испытуемые достигли высоты 6850 м и в течение последующих нескольких дней они оставались на этой высоте, после чего был имитирован «штурм» вершины, т.к. давление в барокамере было снижено до 235 мм. рт.ст., т.е. его величины на вершине Эвереста.
В ходе шестичасового «штурма» двум испытателям пришлось дать кислород, двое других самостоятельно «поднялись на вершину» и пробыли здесь полчаса.
1. Какие из условий эксперимента обеспечили у испытуемых формирование высокой устойчивости к гипоксическому воздействию?
2. Каковы конкретные механизмы повышения устойчивости организма к гипоксическому фактору в условиях данного экспериментального исследования?
3. Почему в одних и тех же условиях эксперимента степень адаптированности организма к гипоксическому фактору оказалась неодинаковой у испытуемых (практически здоровых людей)?
Задание № 3.Установить роль видовой принадлежности в реактивности.
Методика: лабораторных животных (мышь и лягушку) помещают под колпак аппарата Комовского. Обращают внимание на поведение животных, характер дыхания, цвет кожных покровов. Постепенно снижая барометрическое давление, отмечают различие в проявлениях высотной болезни у животных. Полученные данные анализируют и делают вывод о видовой реактивности.
Задание № 4.Установить значение возраста в реактивности.
Методика: в опыт берут двух мышей: взрослую (масса 18-20 г) и мышонка. Обращают внимание и их поведение, цвет кожных покровов, характер дыхания. Затем животных помещают под колпак аппарата Комовского и постепенно снижают барометрическое давление. Следят за развитием высотной болезни у обоих животных. Делают выводы о роли возраста в течении высотной болезни.
Задание №5. Установить значение функционального состояния ЦНС в реактивности.
Методика: в опыт берут трех мышей. Мышь №1 наркотизируют п/к введением1% раствора гексенала в дозе 0,5 мл/100 г массы тела, это животное используют в эксперименте после развития глубокого наркоза. Мыши №2 до опыта вводят 10% раствор кофеина из расчета 0,5 мл/ 100 г массы тела. Мышь №3 служит контролем.Через 5-6 минут всех трех мышей помещают под колпак аппарата Комовского. Повторяют ход предыдущих экспериментов, обращают внимание на разницу в поведении животных. Анализируют полученные данные.
Вопросы:
1. Каковы особенности изменения резистентности организма подопытных животных по отношению к гипобарической гипоксии при действии наркотических и возбуждающих ЦНС средств?
2. Каковы возможные механизмы изменения реактивности подопытных животных?
Задание № 6. Изучить влияние факторов внешней среды на реактивность организма.
Методика: в опыт берут трех мышей. Мышь №1 охлаждают в холодильной камере 20 минут. Мышь №2 помещают в термостат при температуре 400С на 10 минут. Мышь №3 служит контролем. Опытных животных и контрольную мышь помещают под колпак аппарата Комовского. Моделируют высотную болезнь. Обращают внимание на разницу в поведении животных, делают выводы.
Вопросы:
1. Какие различия в устойчивости животных к гипоксии установлены в данном эксперименте?
2. Какие механизмы могут лежать в основе наблюдаемых различий реактивности животных в отношении гипобарической гипоксии?
Схема протокола
Животные | Ход опыта | Поведение | Характер дыхания | Окраска кожных покровов | Форма ответной реакции |
Лягушка | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 1 контроль | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 2 новорожденный | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 3 наркоз | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 4 кофеин | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 5 гипертермия | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 6 гипотермия | Исходное состояние Высотная болезнь |
Студенты заполняют общую схему протокола, делают вывод о резистентности животных к повреждающему действию пониженного барометрического давления, объясняют патогенез изменений.
Задание № 7. Решение ситуационных задач
№ 1
На двух крысах проведён следующий эксперимент: крысу №1 опустили в аквариум с температурой воды 10 °С. Через 5 мин животное извлекли и поместили в барокамеру вместе с интактной крысой (крыса №2) и крысой, получившей за 10 мин до помещения в барокамеру инъекцию психостимулятора фенамина в дозе 2,5 мг/кг (крыса №3). Затем в барокамере откачали воздух до барометрического давления 180 мм рт.ст. Продолжительность жизни (время от момента достижения барометрического давления 180 мм рт.ст. в барокамере до момента остановки дыхания) крысы №1 составила 15 мин, крысы №2 — 7 мин и крысы №3 — 4 мин.
1. Влияют ли гипотермия и психостимулятор фенамин на устойчивость к гипоксии?
2. Каким образом гипотермия и фенамин могли повлиять на устойчивость животного к гипоксии?
3. Приведите примеры других факторов, способных увеличивать и снижать устойчивость организма к гипобарической гипоксии.
№ 2
Женщина N обратилась в генетическую консультацию в связи с беспокойством о возможном развитии серповидно-клеточной анемии у её детей. Она сообщила, что её брат болен тяжёлой формой серповидно-клеточной анемии. Сама N и её супруг считают себя здоровыми. Исследование Hb показало, что в эритроцитах N содержится 65% HbА и 35% HbS, а в эритроцитах супруга обнаружено 98% HbА и отсутствует HbS.
1. Какой белок кодируется аномальным геном при данной форме патологии?
2. Какова вероятность рождения у N детей, страдающих серповидно-клеточной анемией? Какова вероятность рождения у неё детей фенотипически здоровых, но содержащих в геноме аллель, кодирующий HbS?
3. Зависит ли вероятность появления заболевания от пола будущих детей N?
4. В каких случаях можно ожидать опасного для жизни усугубления течения этогозаболевания?
№ 3
Здоровая женщина Н., у которой отец болен гемофилией А, а мать здорова, обратилась в генетическую консультацию с вопросом: велика ли опасность проявления этой болезни у ее внуков? Супруг Н. и их трое детей - сын и две дочери – здоровы.
Вопросы
1. Каков тип наследования и чем обусловлено развитие гемофилии А?
2. Насколько велика вероятность проявления этой болезни у внуков по сыновней линии?
№ 4
Беременная С. обратилась в генетическую консультацию. Она сообщила, что ее сестра по матери (отцы разные) больна фенилкетонурией. В роду супруга С. были браки меду близкими родственниками, но никто из них не болел фенилкетонурией. Обследование женщины С. и ее супруга не выявило отклонений в состоянии их здоровья.
Вопросы
1. Насколько велика опасность развития фенилкетонурии у сыновей С.?
2. Каков возможный механизм возникновения врожденной фенилкетонурии?
3. Каков патогенез проявления этого заболевания? Каким образом осуществляется раннее распознавание этой болезни у новорожденных? (Определение уровня фенилаланина в плазме крови, фенилпирувата в моче начиная с возраста 4-6 месяцев).
4. Возможна ли профилактика развития фенилпировиноградной олигофрении у детей?
№ 5
В детское отделение поступил мальчик 3‑х лет. При осмотре: ребёнок значительно ниже сверстников ростом; лицо его плоское, рот полуоткрыт; с нижней губы стекает слюна; глазные щели узкие; скуловые дуги резко выступают; поперёк ладони видна складка кожи. Кариотип: 46,XY, t(+14, 21).
1. Какой болезнью страдает ребёнок?
2. Расшифруйте и охарактеризуйте формулу кариотипа. В чём её отличие от нормы?
3. Каковы возможные причины этой болезни? Какие другие проявления (симптомы) характерны для данной болезни?
№ 6
При проведении массового обследования населения выявлены люди с различными изменениями в наборе половых хромосом. В зависимости от отклонений в геноме выделено несколько следующих групп: 1‑я группа — XXY; 2‑я группа — 0X; 3‑я группа — XXX; 4‑я группа — XXXX.
1. О развитии каких синдромов свидетельствуют изменения в геноме обследованных лиц?
2. Сколько телец полового хроматина имеется у пациентов каждой группы?
3. Что представляет собой половой хроматин и какие свойства организма он определяет?
4. Каковы возможные причины и механизмы подобных изменений в геноме?
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 23-33.
2. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-115.
3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 81-90.
4. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 73-89.
5. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 57 -63
Дополнительная
6. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. - С. 21-23, С. 26-42.
7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 41-44.
8. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2001, С.133-149
9. Назаренко Н.М. Патофизиология раннего онтогенеза., Алматы, 1998.– 175с.
10. Ә. Нұрмұхамбетов. Ұрық даму мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы., Алматы, 2004. – 162б.
11. Н.В. Жуйко. Особенности реактивности детского организма, Алматы, 2006.- 68с.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
7. Изучение патогенеза болезни позволяет ответить на вопрос (1)
A) почему возникло заболевание?
B) что является причиной возникновения заболевания?
C) что способствует развитию болезни?
D) что препятствует развитию заболевания?
E) как, каким образом развивается заболевание?
8. Патогенез любого заболевания начинается с (2)
A) первичного повреждения
B) вторичногоповреждения
C) защитно-приспособительных реакций
D) «полома»
E) «физиологической меры»
9. Начальное звено патогенеза – это (1)
A) первичное повреждение
B) вторичное повреждение
C) порочный круг
D) ведущее звено
10. Ведущее звено патогенеза – это (1)
A) звено, которое вызывает развертывание всех остальных звеньев патогенеза
B) начальное звено патогенеза
C) первичное повреждение
D) вторичное повреждение
E) формирование отрицательной обратной связи между отдельными звеньями патогенеза
11. Порочный круг в патогенезе заболеваний – это (1)
A) переход болезни в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии
B) возникновение положительной обратной связи между отдельными звеньями патогенеза, способствующей прогрессированию болезни
C) возникновение отрицательной обратной связи между отдельными звеньями патогенеза
12. В основе патогенетической терапии лежит (1)
A) воздействие на отдельные проявления болезни
B) воздействие на причину возникновения болезни
C) воздействие на ведущие звенья патогенеза болезни
D) воздействие на реактивность организма
E) воздействие на условия возникновения болезни
13. Причиной высотной болезни является (2)
A) снижение барометрического давления
B) снижение рО2 в атмосферном воздухе
C) повышение барометрического давления
D) нарушение обмена веществ
E) гипоксемия
14. Ведущее (главное) звено патогенеза высотной болезни (1)
A) нарушение обмена веществ
B) нарушение функции нервной системы
C) гипоксемия
D) гипоксия
E) ацидоз
15. Укажите ответ, дающий правильное представление о причинно–следственной зависимости в патогенезе высотной болезни (1)
A) гипоксия →гипоксемия → нарушение обмена веществ → нарушение функции центральной нервной системы (ЦНС)
B) нарушение функции ЦНС → гипоксия → гипоксемия → ацидоз → нарушение обмена веществ
C) нарушение обмена веществ → ацидоз → гипоксия → гипоксемия → нарушение функции ЦНС
D) гипоксемия → гипоксия → нарушение обмена веществ → ацидоз → нарушение функции ЦНС
E) ацидоз – нарушение функции ЦНС → гипоксия → гипоксемия → нарушение обмена веществ
16. Порочный круг в патогенезе высотной болезни (1)
A) гипоксемия → гипоксия → нарушение обмена веществ → нарушение функции ЦНС → гипоксемия
B) гипоксемия → возбуждение дыхательного центра → гиперпноэ → гипокапния → угнетение дыхательного центра → брадипноэ → гипоксемия
C) гипоксемия → увеличение выработки эритропоэтина → эритроцитоз → гипоксемия
D) гипоксемия → возбуждение сосудодвигательного центра→ тахикардия → гипоксемия
17. Патогенез гиперпноэ при высотной болезни обусловлен возбуждением дыхательного центра вследствие (1)
A) увеличения парциального давления углекислого газа в крови
B) увеличения парциального давления кислорода в крови
C) уменьшения парциального давления СО2 в крови
D) уменьшения парциального давления кислорода в крови
18. Изменения в организме, характерные для высотной болезни (4)
A) гипоксемия
B) гипоксия
C) гипокапния
D) газовый ацидоз
E) газовый алкалоз
19. Найти соответствие:
1 – проявления повреждения при высотной болезни (4)
2 – проявления защиты при высотной болезни (2)
A) гиперпноэ
B) брадипноэ
C) тахикардия
D) цианоз
E) эйфория
F) нарушение координации движений
20. Патогенез цианоза при высотной болезни обусловлен избытком в крови (1)
A) оксигемоглобина
B) карбгемоглобина
C) карбоксигемоглобина
D) дезоксигемоглобина (восстановленного гемоглобина)
E) метгемоглобина
Реактивность
1. Реактивность – это (1)
A) учение о причинных связях возникновения болезни
B) свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды
C) защитная реакция организма на действие патогенного раздражителя
D) устойчивость организма к болезнетворным воздействиям
E) неспецифическая резистентность организма
2. Виды реактивности (3):
A) видовая, групповая, индивидуальная
B) активная, пассивная
C) физиологическая, патологическая
D) специфическая, неспецифическая
E) первичная, вторичная
3. Видовая реактивность зависит от (1)
A) конституции
B) наследственности
C) пола
D) возраста
E) индивидуальных особенностей организма
4. Групповую реактивность определяют (5)
A) пол
B) возраст
C) функции сердечно-сосудистой системы
D) конституция
E) группа крови
F) социальная принадлежность
5. Уникальность каждого индивидуума определяется (1)
A) видовой реактивностью
B) групповой реактивностью
C) индивидуальной реактивностью
D) половой принадлежностью
E) конституциональными особенностями
6. Специфической реактивностью называют способность организма отвечать (2)
A) на антиген
B) на все воздействия окружающей среды
C) на воздействия неантигенных факторов
D) с участием иммунной системы
E) без участия иммунной системы
7. Примером специфической патологической реактивности является реактивность при (3)
A) аллергии
B) иммунодефицитных состояниях
C) шоке
D) аутоиммунных процессах
E) иммунитете
8. Лягушки более резистентны к гипоксии, чем мыши. Это пример (2)
A) групповой реактивности
B) видовой реактивности
C) индивидуальной реактивности
D) патологической реактивности
E) неспецифической реактивности
9. Новорожденные легче переносят гипоксию, чем взрослые. Это пример (2)
a) специфической реактивности
b) видовой реактивности
c) групповой реактивности
d) неспецифической реактивности
e) индивидуальной реактивности
10. Резистентность организма – это (1)
A) свойство организма как целого отвечать изменением жизнедеятельности на воздействия окружающей среды
B) ответная реакция организма на раздражитель
C) пониженная реакция организма на раздражитель
D) устойчивость организма к болезнетворным воздействиям
E) чувствительность организма к действию факторов окружающей среды
11. Найти соответствие:
1. Пассивная резистентность (4) 2. Активная Резистентность (5) | A) процесс нейтрализации яда B) лейкоцитоз при воспалении C) гистогематические барьеры D) кожа и слизистые оболочки E) образование антител F) «ответ острой фазы» G) содержание НCl в желудочном соке H) фагоцитоз I) плотные покровы насекомых, черепах |
12. Найти соответствие:
1. Специфическая резистентность (3) 2. Неспецифическая резистентность (5) | A) видовой иммунитет B) гистогематические барьеры C) кожа и слизистые оболочки D) иммунитет после перенесенного заболевания E) «ответ острой фазы» F) адаптация к гипоксии G) безусловные защитные рефлексы H) вакцинация |
13. У акул никогда не нагнаиваются раны. Это пример (2)
A) видовой реактивности
B) групповой реактивности
C) индивидуальной реактивности
D) врожденной резистентности
E) приобретенной резистентности
14. Найти соответствие:
Классификация конституциональных типов по
1 - М.В. Черноруцкому (1)
2 - Сиго (1)
3 - И.П. Павлову (1)
A) нормостеник
B) сангвиник
C) атлетический тип
D) мышечный тип
E) сильный, уравновешенный, подвижный тип
15. Найти соответствие:
1. Гиперстеники предрасположены к (5)
2. Астеники предрасположены к (4)
A) желчекаменной болезни
B) тяжелому течению туберкулеза легких
C) сахарному диабету второго типа
D) ожирению
E) язвенному колиту
F) артериальной гипотензии
G) ишемической болезни сердца
H) гипертонической болезни
I) язвенной болезни желудка
16. Найти соответствие:
1. Особенности патологии детского возраста (5)
2. Особенности патологии старческого возраста (5)