Умение слушать

Задание. Ответьте на вопросы анкеты. Посчитайте полученные баллы. Обратите внимание на свои недостатки и наметьте пути их устранения.

Характеристика процесса общения . В большинстве случаев Часто Иногда Почти никогда
1. «Отключаетесь» ли Вы, слушая тех людей, с которыми
Вы не согласны или которых слушать не хотите?        
2. Сосредотачиваетесь ли Вы на сказанном даже тогда, ко-  
гда Вам это неинтересно?        
3. Прекращаете ли Вы слушать говорящего, если знаете,
что он собирается сказать?        
4. Повторяете ли Вы у слышанное своими словами?  
5. Выслушиваете ли Вы точку зрения другого человека,
даже если она расходится с Вашей?        
6. Берете ли Вы что-нибудь от каждого собеседника, пусть
даже самое незначительное?        
7. Выясняете ли Вы, что значат услышанные Вами незна-
комые слова?        
8. Готовите ли Вы мысленно возражения, пока собеседник
говорит?        
9. Делаете ли Вы вид, что слушаете, когда на самом деле
совсем не слушаете?        
10. Витаете ли Вы мысленно, -где-то далеко, когда с Вами
кто-то говорит?        
11 . Воспринимаете ли Вы сообщение целиком, включая его
словесное и несловесное выражение?        
12. Признаете ли Вы, что одни и те же слова для разных
людей значат разное?        
13. Прислушиваетесь ли Вы только к тому, что хотите ус-
лышать, не замечая остального?        
14. Смотрите ли Вы на говорящего?
15. Концентрируетесь ли Вы на сути сказанного?
16. Известно ли Вам, на какие слова и выражения Вы силь-
нее всего реагируете эмоционально?        
17. Думаете ли Вы заранее, какой цели Вы хотите достичь в
данном акте общения?        
18. Планируете ли Вы время, когда лучше высказать свою
мысль?        
19. Думаете ли Вы о том, как другой человек прореагирует
на сказанное Вами?        
20. Учитываете ли Вы то, каким образом лучше осущест-
вить акт общения (в письменной форме, устно, по теле-        
фону, с помощью доски объявлений, записки и т.д.)?        
21 . Имеете ли Вы в виду, с каким человеком говорите (чем-
то обеспокоенным, враждебно настроенным, незаинте-        
ресованным, спешащим, застенчивым, упрямым, нетер-        
пеливым и т.д.)?        
22. Перебиваете ли Вы говорящего?
23. Думаете ли Вы иногда: «А я-то предполагал (а), что он
это должен знать?»        
24. Позволяете ли Вы говорящему выражать свое отрица-
тельное отношение к Вам, не занимая при этом оборо-        
нительной позиции?        
25. Занимаетесь ли Вы регулярными упражнениями для со-
вершенствования своего умения слушать?        
26. Делаете ли Вы запись «на память»?
27. Не отвлекают ли Вас посторонние звуки и шум?
28. Слушаете ли Вы говорящего, не критикуя его и не об-  
суждая?        
29. Повторяете ли Вы полученные инструкции и сообще­ния, чтобы убедиться, что на них правильно поняли?
30. Выражаете ли Вы своими словами то, что, по Вашему
мнению, чувствует говорящий?        

Результаты:

Сверьтесь с приведенной таблицей и отметьте соответствующее данной строке число.

Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите по каждой из них получившуюся сумму. Теперь подсчитайте общую сумму цифр:

Сумма баллов: 110-120 - отлично, 99-109 - выше среднего, 88-98 - нормально, 77-87 - посредственно.

План действий: еще раз проверьте свои ответы на вопросы. Какие действия Вам хотелось бы изменить и (или) улучшить? Наметьте себе первые три пункта, над которыми начнете работать.

Наши рекомендации