Умение слушать
Задание. Ответьте на вопросы анкеты. Посчитайте полученные баллы. Обратите внимание на свои недостатки и наметьте пути их устранения.
Характеристика процесса общения . | В большинстве случаев | Часто | Иногда | Почти никогда |
1. «Отключаетесь» ли Вы, слушая тех людей, с которыми | ||||
Вы не согласны или которых слушать не хотите? | ||||
2. Сосредотачиваетесь ли Вы на сказанном даже тогда, ко- | ||||
гда Вам это неинтересно? | ||||
3. Прекращаете ли Вы слушать говорящего, если знаете, | ||||
что он собирается сказать? | ||||
4. Повторяете ли Вы у слышанное своими словами? | ||||
5. Выслушиваете ли Вы точку зрения другого человека, | ||||
даже если она расходится с Вашей? | ||||
6. Берете ли Вы что-нибудь от каждого собеседника, пусть | ||||
даже самое незначительное? | ||||
7. Выясняете ли Вы, что значат услышанные Вами незна- | ||||
комые слова? | ||||
8. Готовите ли Вы мысленно возражения, пока собеседник | ||||
говорит? | ||||
9. Делаете ли Вы вид, что слушаете, когда на самом деле | ||||
совсем не слушаете? | ||||
10. Витаете ли Вы мысленно, -где-то далеко, когда с Вами | ||||
кто-то говорит? | ||||
11 . Воспринимаете ли Вы сообщение целиком, включая его | ||||
словесное и несловесное выражение? | ||||
12. Признаете ли Вы, что одни и те же слова для разных | ||||
людей значат разное? | ||||
13. Прислушиваетесь ли Вы только к тому, что хотите ус- | ||||
лышать, не замечая остального? | ||||
14. Смотрите ли Вы на говорящего? | ||||
15. Концентрируетесь ли Вы на сути сказанного? | ||||
16. Известно ли Вам, на какие слова и выражения Вы силь- | ||||
нее всего реагируете эмоционально? | ||||
17. Думаете ли Вы заранее, какой цели Вы хотите достичь в | ||||
данном акте общения? | ||||
18. Планируете ли Вы время, когда лучше высказать свою | ||||
мысль? | ||||
19. Думаете ли Вы о том, как другой человек прореагирует | ||||
на сказанное Вами? | ||||
20. Учитываете ли Вы то, каким образом лучше осущест- | ||||
вить акт общения (в письменной форме, устно, по теле- | ||||
фону, с помощью доски объявлений, записки и т.д.)? | ||||
21 . Имеете ли Вы в виду, с каким человеком говорите (чем- | ||||
то обеспокоенным, враждебно настроенным, незаинте- | ||||
ресованным, спешащим, застенчивым, упрямым, нетер- | ||||
пеливым и т.д.)? |
22. Перебиваете ли Вы говорящего? | ||||
23. Думаете ли Вы иногда: «А я-то предполагал (а), что он | ||||
это должен знать?» | ||||
24. Позволяете ли Вы говорящему выражать свое отрица- | ||||
тельное отношение к Вам, не занимая при этом оборо- | ||||
нительной позиции? | ||||
25. Занимаетесь ли Вы регулярными упражнениями для со- | ||||
вершенствования своего умения слушать? | ||||
26. Делаете ли Вы запись «на память»? | ||||
27. Не отвлекают ли Вас посторонние звуки и шум? | ||||
28. Слушаете ли Вы говорящего, не критикуя его и не об- | ||||
суждая? | ||||
29. Повторяете ли Вы полученные инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что на них правильно поняли? | ||||
30. Выражаете ли Вы своими словами то, что, по Вашему | ||||
мнению, чувствует говорящий? |
Результаты:
Сверьтесь с приведенной таблицей и отметьте соответствующее данной строке число.
Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите по каждой из них получившуюся сумму. Теперь подсчитайте общую сумму цифр:
Сумма баллов: 110-120 - отлично, 99-109 - выше среднего, 88-98 - нормально, 77-87 - посредственно.
План действий: еще раз проверьте свои ответы на вопросы. Какие действия Вам хотелось бы изменить и (или) улучшить? Наметьте себе первые три пункта, над которыми начнете работать.