Тема 14. Острая И ХРОНИЧЕСКАЯ специфическая инфекция
В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
-способность и готовность к выявлению причинно-следственных связей в системе «Факторы среды обитания человека-здоровье населения»
I .Мотивация цели занятия.
Столбняк является наиболее частой формой острой специфической анаэробной инфекции. Столбняк относится к раневым инфекциям и в силу этого наиболее часто встречается в военное время, особенно после осколочных ранений. В мирное время он встречается при ранениях, сопровождающихся загрязнением землёй, т.е. при сельскохозяйственном травматизме. Причём в 80% всех случаев это незначительные травмы.
Сибирская язва и дифтерия ран являются редкими формами специфической хирургической инфекции, имеющими характер энзоотий (особо опасных инфекций). Специфическая хирургическая инфекция включает костно-суставной туберкулез, сифилис костей и суставов, актиномикоз. Хирургические формы туберкулеза составляют около 10% от всех форм туберкулеза. Актиномикоз и сифилис имеют редкие формы специфической хирургической инфекции, о которых должны знать студенты медико-профилактического факультета.
II. Цель самоподготовки.
Научить студентов диагностике, комплексному лечению и профилактике столбняка. Изучение эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы и дифтерии ран. Изучить хирургические формы туберкулеза, хирургические осложнения сифилиса и актиномикоза, включая этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, принципы диагностики, общего и местного лечения.
III. Учебно-целевые задачи.
После самостоятельного изучения материала данной темы студент должен
знать:
Ø этиологию столбняка;
Ø патогенез столбняка;
Ø классификацию столбняка;
Ø клиническую картину столбняка;
Ø диагностику столбняка;
Ø принципы профилактики и лечения столбняка;
Ø этиологию, эпидемиологию и патогенез сибирской язвы;
Ø классификацию,клиническую картину идиагностикусибирской язвы;
Ø принципы профилактики и лечения сибирской язвы;
Ø этиологию, эпидемиологию и патогенез дифтерии ран;
Ø клиническую картину, диагностику дифтерии ран;
Ø принципы профилактики и лечения дифтерии ран.
Ø этиологию, патогенез, патоморфологические изменения при хирургических формах туберкулеза;
Ø классификацию и клиническую картину костно-суставного туберкулеза;
Ø этиологию, клинику, принципы диагностики и лечения актиномикоза;
Ø этиологию, клинику, принципы диагностики и лечения хирургических осложнений сифилиса.
Уметь:
Ø собрать эпиданамнез и составить план обследования при подозрении на столбняк;
Ø оценить состояние раны при столбняке;
Ø провести диагностику столбняка по ранней и манифестной симптоматике;
Ø проводить плановую и экстренную профилактику столбняка;
Ø собрать эпиданамнез и составить план обследования при подозрении на сибирскую язву;
Ø провести диагностику и лечение сибирской язвы;
Ø собрать эпиданамнез и составить план обследования при подозрении на дифтерию раны;
Ø провести диагностику и лечение дифтерии раны.
Ø обследовать больного с хирургическими формами костно-суставного туберкулеза и лимфаденита;
Ø описать рентгенограмму с различными формами костно-суставного туберкулеза;
Ø описать клиническую картину различных форм хирургического туберкулеза;
Ø назначить общее и местное лечение различных форм хирургического туберкулеза;
Ø диагностировать хирургические осложнения актиномикоза, назначить лечение;
Ø диагностировать хирургические осложнения сифилиса, назначить лечение.
Владеть:
Ø алгоритмом определения вида и навыками оказания первой медицинской помощи при специфической хирургической инфекции у больных взрослых и подростков.
IV. Исходный уровень знаний.
Студент должен повторить основные свойства и морфологию столбнячной палочки, палочки сибирской язвы, палочки Лёфлера.Необходимо повторить строение костей, суставов, которые изучались на кафедре анатомии, микробиологию туберкулеза, актиномикоза и сифилиса.
V. План изучения темы.
1. Этиология, эпидемиология и патогенез столбняка.
2. Классификация столбняка.
3. Клинические проявления столбняка.
4. Диагностика столбняка.
5. Профилактика столбняка.
6. Лечение столбняка.
7. Этиология, эпидемиология и патогенез сибирской язвы.
8. Клинические проявления, диагностика, профилактика и лечение сибирской язвы.
9. Этиология, эпидемиология и патогенез дифтерии раны.
10. Клинические проявления, диагностика, профилактика и лечениедифтерии раны.
11. Этиология и патогенез хирургических форм туберкулеза.
12. Классификация хирургических форм туберкулеза.
13. Клиническая картина спондилита.
14. Клиническая картина коксита.
15. Клиническая картина гонита.
16. Принципы диагностики хирургического туберкулеза.
17. Принципы консервативного лечения хирургического туберкулеза.
18. Оперативное лечение хирургического туберкулеза.
19. Этиология, принципы диагностики и лечения актиномикоза.
20. Этиология, принципы диагностики и лечения осложнений сифилиса.
VI. Рекомендуемая литература.
Основная литература
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для студентов медицинских вузов / В.К. Гостищев. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 822 с.: ил.
2. Петров С.В. Общая хирургия: Учебник / С.В. петров. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 766 с.: ил.
Дополнительная литература
1. Общая хирургия: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под ред. С.И. Емельянова, М.Д. Дибирова, А.В. Федорова. – М.: МИА, 2003. – 388 с.
2. Избранный курс лекций по гнойной хирургии: Учеб. пособие для врачей / Под ред. В.Д. Федорова, А.М. Светухина – М.: Миклош, 2007. – 384 с.
3. Ерюхин И.А., Гельфанд Б.Р., Шляпников С.А. Хирургические инфек-
ции. – М.: Литтерра, 2006. – 240 с.
4. Ковалев, А.И. Общая хирургия (курс лекций): учеб. пособие для студентов мед. вузов/А.И. Ковалев.-М.:МИА, 2009 .-646 с.:ил. Гриф УМО
5. Практические навыки и умения по курсу "Общая хирургия": учеб. пособие для студентов всех факультетов/под ред. Б.С.Суковатых; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. общей хирургии.-Курск:Изд-во КГМУ,2009.-175 с.:ил