Универсальные и стандартные меры предосторожности
3.1. Направляющий текст при выполнении практической работы Время работы по направляющему тексту 195 минут |
Цель: научиться сотрудничеству и взаимодействию при выполнении парно-группового задания на практическом занятии. Задачи занятия: изучить требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала, рассмотреть уровни мытья рук, общие требования при мытье рук, выработать умения по соблюдению техники безопасности при работе с биологическими жидкостями и умения использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки, щитки, перчатки) в практической деятельности, обрабатывать руки до и после манипуляции, обрабатывать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями. I часть 1.Прочитайте материал УМК («Универсальные и стандартные меры предосторожности»), учебник: Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», М., 1998 , и журнал «Медицинская сестра», – 1999, №2, с. 21–24. 2.Изучите инструкцию «Гигиенические требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала лечебного учреждения» (СанПиН 2.1.3.1375 – 03, с. 15) и по вопросам составьте памятку: Какой одеждой должен быть обеспечен медицинский персонал ЛПУ? Где осуществляется хранение медицинской одежды медицинского персонала? Где осуществляется хранение верхней одежды персонала? Сколько раз в неделю осуществляется смена одежды медицинского персонала в ЛПУ? Какая обувь должна быть у медицинского персонала в ЛПУ (проведите обоснование)? Можно ли выходить в медицинской одежде и обуви за пределы ЛПУ? Когда обязаны мыть руки медицинские сестры, акушерки? Заслушивание выводов проводится по методике «Трехшаговое интервью» (студент первой группы интервьюирует студента второй группы и т.д.). 3.Обсудите в паре следующие понятия и запишите в дневнике следующие результаты: - уровни мытья рук; - общие требования при мытье рук. 4.Действия медицинской сестры в аварийной ситуации и перечень медикаментов, входящих в аварийную аптечку для оказания первой медицинской помощи. 5.Действия медсестры при соблюдении техники безопасности при работе с биологическими жидкостями. 6.После заполнения дневника ответьте на следующие вопросы: - уровни мытья рук; - требования к личной гигиене. Заслушивание выводов проводится по методике «Трехшаговое интервью» (студент первой группы интервьюирует студента второй группы и т.д.). 7.Подведение итогов. II часть 1. Работа в парах по отработке практических навыков: Выполнить манипуляции по алгоритмам (см. алгоритм «Действия медсестры»): - надеть колпак; - обработать руки до и после манипуляций; - надеть и снять маску; - надеть и снять перчатки; - снять использованный халат. По ходу выполнения манипуляций студент комментирует свои действия, а второй оценивает его. 2. Подведение итогов. |
3.2. Использование защитной одежды
При правильном использовании защитная одежда (халат, маска, фартук, очки) становится барьером на пути передачи инфекции от медсестры к пациенту и наоборот. В некоторых же случаях она может создать ложное чувство безопасности и даже увеличить риск передачи внутрибольничной инфекции.
ХАЛАТЫ обеспечивают более полную защиту, чем полиэтиленовые или клеенчатые фартуки, но они быстрее промокают и инфицируются. Применяя фартуки и халаты для ухода, предупреждающего передачу инфекции, необходимо ограничить их использование одной процедурой, после которой их следует сменить (например, после смены загрязненного постельного или нательного белья пациента).
ПЕРЧАТКИ (чистые или стерильные) – тоже часть защитной одежды.
Их надевают при:
- контакте с кровью;
- контакте с семенной жидкостью или влагалищным секретом;
- контакте со слизистой оболочкой носа, рта;
- контакте с любой биологической жидкостью, независимо от присутствия в ней крови;
- нарушении целостности кожи на руках сестринского персонала и\или у пациента;
- необходимости работать с материалами или предметами (катетерами, эндотрахеальными трубками и т.п.), загрязненными кровью или другими биологическими жидкостями (мочой, фекалиями).
МАСКИ даже закрытого хирургического типа также обеспечивают минимальную защиту от микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путем. Если материал, из которого сделана маска, и обеспечивает хорошую фильтрацию микроорганизмов, то ее защитные свойства теряются при неплотном прилегании к лицу. Маску все равно следует надевать, но носить ее непрерывно можно не более 2 часов. При увлажнении от вдыхаемого воздуха ее следует сменить раньше, поскольку влажная теплая ткань – прекрасная питательная среда для размножения микроорганизмов.
Внимание! Обувь и медицинские шапочкине защищают от инфекции. Выполняя процедуры, медсестра обязана знать, как правильно надеть шапочку (колпак), маску, халат, перчатки, а также как правильно их снять после использования. Эти требования обеспечивают безопасность труда при выполнении процедуры. Рисунки, сопровождающие текст, помогут Вам понять и продемонстрировать эти действия.