ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ И ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ

  «Утверждаю» Проректор по учебной работе и д.м.н., профессор Н.В.Ярыгин «_____» _________________2011

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

Курс ___ I-II-III __, семестр ___2, 3, 4, 5__, форма обучения _____очная_________

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального медицинского образования по специальности (0401) 060101.52 - «Лечебное дело»

Программа обсуждена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии

«30» июня 2011 года Протокол №_11__

Зав. кафедрой, профессор ________________ И.В.Маев

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии ФСПО

«_____» августа 2011 г., протокол №_____

Председатель комиссии: профессор ______________В.А.Маркин

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета (ЦМС) «29» августа 2011 года Протокол №___

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, д.м.н., профессор __________Э.В. Луцевич

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета ФСПО по специальности «Сестринское дело»

«14» сентября 2011 года Протокол №___

Председатель Ученого совета ФСПО д.м.н., профессор __________С.Д. Арутюнов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по основам сестринского дела для студентов факультета среднего профессионального образования, выполняемая на кафедре пропедевтики внутренних болезней ставит своей задачей обучение студентов лечебного факультета квалифицированному уходу за больными, основным принципам медицинской этики и деонтологии, а также умению пользоваться медицинским оборудованием и инструментарием.

Наиболее целесообразным в соответствии с рекомендациями типовой рабочей программы, является обучение предмету «Основы сестринского дела» на 1,2,3 курсе ФСПО медицинского университета. К этому времени студент имеет необходимые теоретические знания по нормальной анатомии и физиологии человека в пределах программы средней образовательной школы, что способствует осознанному усвоению ими основных принципов основ сестринского дела.

При выполнении программы следует обратить особое внимание на отработку студентами предлагаемого перечня практических навыков, которая должна предварительно вестись с использованием муляжей, фантомов, специально предназначенных для этой цели. После прочного овладения студентами практическими навыками возможно выполнение отдельных процедур непосредственно в терапевтическом отделении. Это требует контроля со стороны преподавателя, который несет полную ответственность за соблюдение учащимися основных правил выполнения сестринских манипуляций, а также принципов медицинской этики и деонтологии.

Наиболее оптимальной формой изучения этого предмета являются практические занятия.

В конце курса «Основы сестринского дела» проводится экзамен по предмету, включающий контроль практических навыков и теоретических знаний.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучить студентов основным сестринским манипуляциям терапевтического профиля при заболеваниях внутренних органов.

Задачи практических занятий:

- помочь студентам овладеть сестринскими манипуляциями терапевтического профиля;

- научить студентов оказывать доврачебную помощь при заболеваниях терапевтического профиля;

- помочь в освоении студентами навыков подготовки больных к лабораторным и инструментальным исследованиям.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Студент должен знать:правила выполнения основных сестринских манипуляций терапевтического профиля, оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях, подготовки больных к лабораторным и инструментальным исследованиям, проводимым в стационаре терапевтического профиля.

Студент должен уметь:проводить основные сестринские лечебно -диагностические мероприятия, оказывать доврачебную помощь при заболеваниях терапевтического профиля.

Коммуникативность: уметь взаимодействовать в лечебной бригаде, уметь обучить пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;уметь грамотно вести себя при неотложных состояниях, применяя правила подобного поведения по отношению к коллегам и пациентам, оказывать первую медицинскую и психологическую помощь.

Уровень компетентности: обладать представлениями о безопасности жизнедеятельности человека, об организации и тактике медицинской и психологической помощи при неотложных состояниях, уметь назначить и провести лечение в пределах профессиональной компетенции.

Студент должен иметь навыки:

1. Приготовление рабочих хлорсодержащих растворов
2. Определение роста и массы пациента
3. Определение окружности грудной клетки
4. Транспортировка больных на кресле -каталке, на носилках -каталке, вручную ( на носилках)
5. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному
6. Подача судна
7. Подмывание больного
8. Проведение туалета ротовой полости
9. Закапывание капель в глаза и промывание глаз
10. Умение заложить глазную мазь за нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой
11. Закапывание капель в уши
12. Проведение туалета ушей
13. Проведение туалета носа
14. Закапывание капель в нос
15. Измерение температуры тела и регистрация температурных данных в температурном листе
16. Постановка горчичников
17. Простановка банок
18. Постановка пиявок
19. Постановка местного согревающего компресса
20. Постановка холодного компресса
21. Приготовление и подача грелки больному
22. Приготовление и подача пузыря со льдом больному
23. Проведение втирания, растирания, обработка кожи лекарственным средством
24. Проведение пробы на качество очистки шприцов и игл от крови и моющего раствора
25. Сбор стерильного шприца из крафт -пакета и со стерильного стола
26. Набор лекарственного средства из ампулы
27. Набор лекарственного средства из флакона
28. Разведение антибиотиков
29. Выполнение внутрикожной инъекции
30. Выполнение подкожной инъекции
31. Выполнение внутримышечной инъекции
32. Выполнение внутривенной инъекции
33. Заполнение системы для внутривенного капельного введения лекарственных средств
34. Проведение внутривенного капельного вливания
35. Наложение венозных жгутов
36. Подсчет числа дыхательных движений
37. Умение пользоваться карманным ингалятором
38. Сбор мокроты для лабораторного исследования
39. Применение и дезинфекция карманной плевательницы
40. Проведение оксигенотерапии различными методами
41. Подготовка инструментария для плевральной пункции
42. Определение характеристик пульса на лучевой артерии
43. Измерение артериального давления
44. Регистрация результатов исследования пульса и артериального давления в температурном листе
45. Промывание желудка толстым зондом
46. Проведение фракционного исследования желудочного сока. Зондирование желудка тонким зондом
47. Проведение дуоденального зондирования
48. Введение газоотводной трубки
49. Постановки очистительной клизмы. Дезинфекция и хранение системы и наконечника
50. Постановка лекарственной клизмы
51. Постановка сифонной клизмы
52. Постановка масляной и гипертонической клизмы.
53. Сбор кала для лабораторного исследования
54. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки
55. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию толстой кишки
56. Подготовка больного к холецистографии
57. Подготовка больного к УЗИ органов брюшной полости (печень, поджелудочная железа, желчный пузырь)
58. Подготовка больного к колоноскопии
59. Подготовка больного к фиброэзофагогастродуоденоскопии
60. Взятие мочи для лабораторного исследования
61. Проведение пробы по Зимницкому
62. Проведение катетеризации мочевого пузыря
63. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек
64. Подготовка больного к УЗИ органов малого таза, почек, мочевого пузыря.
65. Подготовка больного к обзорной рентгенографии почек
66. Подготовка больного к внутривенной урографии
67. Профилактика пролежней
68. Оказание первой помощи при бронхиальной астме
69. Оказание первой помощи при легочном кровотечении
70. Оказание первой помощи при кровохарканье
71. Оказание первой помощи при носовом кровотечении
72. Оказание первой помощи при кашле
73. Оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом
74. Оказание первой помощи при стенокардии
75. Оказание первой помощи при инфаркте миокарда
76. Оказание первой помощи при гипертоническом кризе
77. Оказание первой помощи при сердечной астме, отеке легкого
78. Оказание первой помощи при коллапсе
79. Оказание первой помощи при обмороке
80. Оказание первой помощи при анафилактическом шоке
81. Оказание первой помощи при рвоте
82. Оказание первой помощи при желудочно -кишечном отравлении
83. Оказание первой помощи при почечной колике
84. Оказание первой помощи при печеночной колике
85. Оказание первой помощи при острой задержке мочеиспускания
86. Проведение непрямого массажа сердца
87. Проведение искусственной вентиляции легких

Студент должен иметь представления: о методах формирования здорового образа жизни и основах медицинской этики и деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно - диагностических и реабилитационных мероприятий в стационарных, амбулаторно -поликлинических условиях и на дому.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: базовые знания анатомии, физиологии и биохимии о строении и функциях основных органов и систем организма.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Всего часов на 1 группу Семестры
Общая трудоемкость дисциплины 2,3,4,5
Аудиторные занятия: 2,3,4,5
лекции 2,3,4,5
практические занятия (ПЗ) 2,3,4,5
лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа: 2, 3,4,5
Формы текущего контроля: - -
тестовый контроль 2, 3,4,5
контроль мануальных навыков 2, 3,4,5
Вид итогового контроля - экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Занятие 1

Наши рекомендации