Вестибулярного и соматосенсорного анализаторов.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по изучению структурно-функциональной организации, свойств анализаторов, классификации и функциональных особенностей рецепторов;

- приобрести и закрепить знания по изучению характеристики, закономерностей функционирования и механизмов регуляции зрительного, вкусового, обонятельного, слухового, вестибулярного и соматосенсорного анализаторов, теорий цветового зрения, теорий восприятия звуков;

- приобрести и закрепить навыки по исследованию функций вышеперечисленных анализаторов.

3. Задачи обучения:

- сформировать знания о структурно-функциональной организации анализаторов в свете учения И.П.Павлова, свойствах и особенностях рецепторов;

- сформировать знания о структурно-функциональной организации, свойствах вышеперечисленных анализаторов, теориях цветового зрения и теориях восприятия звуков;

- объяснить принцип наиболее важных методик исследования функций анализаторов;

- обучить методам оценки функционального состояния зрительного, слухового, вкусового и тактильного анализаторов;

- обучить принципам работы с оборудованием и приборами, используемыми для исследования функций анализаторов.

4. Основные вопросы темы:

1. Отделы анализаторов (И.П.Павлов).

2. Классификация, свойства и особенности рецепторного отдела анализаторов.

3. Зрительный анализатор, его отделы.

4. Восприятие цвета, Основные формы нарушения цветового зрения.

5. Слуховой анализатор, его отделы. Теория восприятия звуков.

6. Вестибулярный анализатор, его отделы и физиологическая роль.

7. Соматосенсорный анализатор, его характеристика. Роль тактильной рецепции в адаптации к

зубным протезам.

8. Обонятельный анализатор, его отделы. Механизм восприятия запахов.

9. Вкусовой анализатор, его отделы.

5. Методы обучения и преподавания:

Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагается определить поля для бесцветного и цветного зрения у нескольких испытуемых. Сравнить результаты проведенных исследований, сопоставить границы полей для бесцветного и цветного зрения, совместно обсудить результаты, оформить протокол.

Работа в парах: выполнить практические работы по определению остроты зрения, исследованию костной и воздушной проводимости звука, локализации вкусовых рецепторов на языке, определению порога различения веса, обсудить полученные результаты, сформулировать выводы и запротоколировать.

Решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

  1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.

К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной

работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Из каких отделов состоит анализатор согласно учения И.П.Павлова об анализаторах?

2. Что такое адаптация анализаторов?

3. Где локализуется рецепторный отдел зрительного анализатора?

4. Назовите звукопроводящий аппарат слухового анализатора.

5. Где локализуется корковый отдел вкусового анализатора?

уровня знаний:

См. приложение 1.

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Перечислите общие принципы строения анализаторов.

2. Как называются рецепторы зрительного анализатора?

3. Какие виды нарушения цветового зрения вам известны и чем они характеризуются?

4. Какие потенциалы слухового анализатора не связаны с воздействием звука?

5. Что является адекватным раздражителем рецепторов вестибулярного анализатора?

6. Перечислите разновидности кожных рецепторов.

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

  1. «Открылась бездна, звёзд полна. Звёздам числа нет, бездне дна» - писал поэт.

Вопрос: Пользовался ли он боковым зрением, когда увидел «бесчисленное количество звёзд»?

2. У человека в связи с перенесенным заболеванием (двусторонним отитом) повреждены

оба средних уха.

Вопрос: Может ли пострадавший воспринимать звуки?

3. Если закрыть глаза и катать двумя соседними не перекрещенными пальцами горошину,

то возникает ощущение одной горошины. Если проделать то же перекрещенными

пальцами, возникает ощущение двух горошин (опыт Аристотеля).

Вопрос: Чем объясняется этот феномен?

4. Почему при погружении в горячую ванну сначала возникает ощущение холода?

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Методические рекомендации

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 051302 «Стоматология»

Дисциплина: Нормальная физиология

Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии

Курс: 2

Тема № 7. Условно-рефлекторная деятельность организма, её нейрофизиологические

Наши рекомендации