Уровни виброскорости, дб
Точка измерения | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | ||||||
31,5 | |||||||
Рукоятка трамбовки |
Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 122 дБ.
Обследованные рабочие имели стаж работы более 10—15 лет. Предъявляли жалобы на диффузные, ноющего характера боли в руках (75,3%), чувство онемения в пальцах рук (48%), у 30% отмечались изменения в мышцах плечевого пояса (болезненные уплотнения, похудание отдельных мышечных групп). У 50% рабочих имелось повышение порош болевой чувствительности, особенно на кистях рук. У 80% отмечено повышение более чем на 5-10 дБ порога вибрационной чувствительности. При капилляроскопии ногтевого ложа у 63% обнаружены явления спазма, в единичных случаях - явления спастикоатонии.
ЗАДАЧА № 5
Изучались условия труда бурильщиков. Основными операциями являются: бурение, извлечение перфоратора. Время работы с перфоратором занимает 50% рабочей смены.
Результаты измерения уровней виброскорости на рукоятке пневматического перфоратора представлены в таблице.
Уровни виброскорости, дБ
Точка измерения | Среднегеометрические частоты октавных полос, ГЦ | |||||||
Рукоятка перфоратора |
Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 114 дБ.
Обследованные бурильщики имели стаж работы 10—15 лет (возраст до 40 лет). У 50% рабочих жалобы на резко выраженные боли и руках, чаще и кистях и лучезапястных суставах, чувство онемения и побеление кончиков пальцем обеих рук.
При капилляроскопии — в 45% случаев спазм капилляров пальцев обеих рук. У 21% лиц температура кожи на пальцах рук снижена до 21— 23°С. У 15% — гипостезия кистей, еще у 15% — нарушение чувствительности в виде «перчаток». У 10% рабочих — изменения в локтевых и плечевых суставах.
ЗАДАЧА № 6
Проводилась опенка труда штукатуров при использовании новых ручных электрозатирочных машин марок СО-55М и ПЗМ-У. Мотор крепится на поясе ремнем, между поясничной областью штукатура и коробкой мотора установлена специальная вибропоглощающая резиновая пластина.
В связи со специализацией труда рабочие заняты с затирочными машинами 50% времени в смену.
Уровни вибрации на рукоятках машин, передаваемой на руки, представлены в табл. 1 (максимальные уровни по одной из трех осей).
В начале (8 ч) и в конце (16 ч) смены изучалось функциональное состояние 30 штукатуров (мужчин) в возрасте 25—40 лет со стажем от 3 до 10 лет.
Таблица 1
Уровни виброскорости на рукоятках натирочных машин, дБ
Марка машин | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | ||||||
31,5 | |||||||
СО-55М | |||||||
ПЗМ-У | |||||||
ПЗМ-У (на вибро-поглошающей пластине) |
Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 117 дБ.
В табл. 2 представлены среднеарифметические показатели для каждой группы рабочих.
Таблица 2
Группа рабочих с машинами марки: | Частота пульса, уд/мин | Систоли-ческое давление, мм рт.ст. | Днастолич. давление, мм рт.ст. | Сила мышц правой кисти, кг | Вибрац. чувствит., дБ | |||||
8 ч | 16 ч | 8 ч | 16 ч | 8 ч | 16 ч | 8 ч | 16 ч | 8 ч | 16 ч | |
СО-55М ПЗМ-У | 115 112 | 132 117 | 4.5 5,2 | 11,5 7,0 |
ЗАДАЧА № 7
Изучались условия труда испытателей мотороллеров производства Тульского машиностроительного завода. Проведены замеры интенсивности вибрации рукояток руля, обусловленной работой двигателя на мотороллерах ТГА-200 и «Тулица». Рабочие заняты Испытанием мотороллеров в течение 90% времени смены.
Результаты исследования в стендовых условиях при холостом режиме работы двигателя представлены в таблице.
Обследовано 28 испытателей мотороллеров в возрасте до 40 лет. Стаж работы до 5 лет был у 18 чел., от 5 до 10 — у 6, более 10 лет — у 4 чел. Из 6 обследованных со стажем более 5 лет — 4 предъявляли жалобы на неприятные ощущения «ползания мурашек», ноющие или ломящие боли в руках, которые появлялись преимущественно работы или к утру, 3 чел. указывали на повышенную зябкость рук при сильном общем охлаждении организма. Измерение порога вибрационной чувствительности показало, что он составляет у рабочих при стаже до 5 лет +5 дБ, 5—10 лет +6 дБ, более 10 лет +14 дБ (к частоте восприятия 125 Гц). Кроме того, у 2 испытателей со стажем более 10 лет отмечено возрастание общего уровня тремора (по данным треморографии) и положительная холодовая проба.
Уровни виброскорости, передоваемой на руки испытателя (максимальные уровни по одной из осей), дБ
Тип машины | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | |||||||
ТГА-200 | ||||||||
«Тулица» с серийными рукоятками | ||||||||
«Тулица» с виброзащитными рукоятками |
Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 119 дБ.
ЗАДАЧА № 8
Изучались условия труда бетонщиков формовочною цеха завода железобетонных изделий. Бетонщики выполняют следующие операции: подготовка форм, заполнение форм бетонной смесью, формование изделий на виброплощадках формовочных машин. При формовании изделий рабочие проводят разравнивание бетонной смеси лопатой, стоя на виброплощадке.
Интенсивность виброскорости на рабочем месте бетонщика
(по оси Z), дБ
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | ||
Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 120 дБ.
При обследовании рабочих в возрасте 25—35 лет со стажем работы более 5 лет около 44% предъявляли жалобы на головные боли к концу смены, непродолжительные головокружения, нарушения сна; 4,5% — на онемение в дистальных отделах ног и в поясничной области. Астенический синдром выявлен у 43%, сосудистая дистония с наклонностью к гипотонии — у 33% бетонщиков.
ЗАДАЧА № 9
Изучались условия труда водителей автопогрузчиков, работа которых осуществляется в рабочей позе сидя, требует напряжения мыши верхних и нижних конечностей в связи с необходимостью переключать рычаги управления.
По данным хронометражных наблюдений, водители подвергаются воздействию вибрации в течение 75% рабочего времени.
Уровни виброскорости (по оси Z), м/с × 10-2
Место измерения | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | |
Сидение | 2,8 | 2,4 |
Пол кабины | 1,8 | 2,0 |
Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 115 дБ.
У водителей по сравнению с контрольной группой (слесари, станочники) выявлено ухудшение устойчивости равновесия тела к концу работы, связанное с повышением возбудимости вестибулярного анализатора. Пояснично-крестцовые радикулиты, вегетососудистая дистония встречались у 37,4% водителей (24,6% в контрольной группе). Кроме этого, у 11% водителей выявлен нерезко выраженный ангионевроз.
ЗАДАЧА № 10
Изучались условия труда машинистов экскаваторов железорудных карьеров. Шум в кабинах экскаваторов не превышал ПДУ. Машинисты подвергаются воздействию вибрации до 88% сменного времени.