Уровни виброскорости, дб

Точка измерения Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
31,5
Рукоятка трамбовки

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 122 дБ.

Обследованные рабочие имели стаж работы более 10—15 лет. Предъявляли жалобы на диффузные, ноющего характера боли в руках (75,3%), чувство онемения в пальцах рук (48%), у 30% от­мечались изменения в мышцах плечевого пояса (болезненные уп­лотнения, похудание отдельных мышечных групп). У 50% рабочих имелось повышение порош болевой чувствительности, особенно на кистях рук. У 80% отмечено повышение более чем на 5-10 дБ порога вибрационной чувствительности. При капилляроскопии ногтевого ложа у 63% обнаруже­ны явления спазма, в единичных случаях - явления спастикоатонии.

ЗАДАЧА № 5

Изучались условия труда бурильщиков. Основными операциями являются: бурение, извлечение перфоратора. Время работы с перфоратором занимает 50% рабочей смены.

Результаты измерения уровней виброскорости на рукоятке пнев­матического перфоратора представлены в таблице.

Уровни виброскорости, дБ

Точка измерения Среднегеометрические частоты октавных полос, ГЦ
Рукоятка перфоратора

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 114 дБ.

Обследованные бурильщики имели стаж работы 10—15 лет (воз­раст до 40 лет). У 50% рабочих жалобы на резко выраженные боли и руках, чаще и кистях и лучезапястных суставах, чувство онемения и побеление кончиков пальцем обеих рук.

При капилляроскопии — в 45% случаев спазм капилляров паль­цев обеих рук. У 21% лиц температура кожи на пальцах рук снижена до 21— 23°С. У 15% — гипостезия кистей, еще у 15% — нарушение чувствительности в виде «перчаток». У 10% рабочих — изменения в локтевых и плечевых суставах.

ЗАДАЧА № 6

Проводилась опенка труда штукатуров при использовании но­вых ручных электрозатирочных машин марок СО-55М и ПЗМ-У. Мотор крепится на поясе ремнем, между поясничной областью штукатура и коробкой мотора установлена специальная вибропоглощающая резиновая пластина.

В связи со специализацией труда рабочие заняты с затирочными машинами 50% времени в смену.

Уровни вибрации на рукоятках машин, передаваемой на руки, представлены в табл. 1 (максимальные уровни по одной из трех осей).

В начале (8 ч) и в конце (16 ч) смены изучалось функциональное состояние 30 штукатуров (мужчин) в возрасте 25—40 лет со стажем от 3 до 10 лет.

Таблица 1

Уровни виброскорости на рукоятках натирочных машин, дБ

Марка машин Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
31,5
СО-55М
ПЗМ-У
ПЗМ-У (на вибро-поглошающей пластине)

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 117 дБ.

В табл. 2 представлены среднеарифметические показатели для каждой группы рабочих.

Таблица 2

Группа рабочих с машинами марки: Частота пульса, уд/мин Систоли-че­ское давление, мм рт.ст. Днастолич. давление, мм рт.ст. Сила мышц правой кисти, кг Вибрац. чувствит., дБ
8 ч 16 ч 8 ч 16 ч 8 ч 16 ч 8 ч 16 ч 8 ч 16 ч
СО-55М ПЗМ-У 115 112 132 117 4.5 5,2 11,5 7,0

ЗАДАЧА № 7

Изучались условия труда испытателей мотороллеров производ­ства Тульского машиностроительного завода. Проведены замеры ин­тенсивности вибрации рукояток руля, обусловленной работой дви­гателя на мотороллерах ТГА-200 и «Тулица». Рабочие заняты Испытанием мотороллеров в течение 90% времени смены.

Результаты исследования в стендовых условиях при холостом режиме работы двигателя представлены в таблице.

Обследовано 28 испытателей мотороллеров в возрасте до 40 лет. Стаж работы до 5 лет был у 18 чел., от 5 до 10 — у 6, более 10 лет — у 4 чел. Из 6 обследованных со стажем более 5 лет — 4 предъявляли жалобы на неприятные ощущения «ползания мурашек», ноющие или ломящие боли в руках, которые появлялись преимущественно работы или к утру, 3 чел. указывали на повышенную зябкость рук при сильном общем охлаждении организма. Измерение порога вибрационной чувствительности показало, что он составляет у рабочих при стаже до 5 лет +5 дБ, 5—10 лет +6 дБ, более 10 лет +14 дБ (к частоте восприятия 125 Гц). Кроме того, у 2 испытате­лей со стажем более 10 лет отмечено возрастание общего уровня тремора (по данным треморографии) и положительная холодовая проба.

Уровни виброскорости, передоваемой на руки испытателя (максимальные уровни по одной из осей), дБ

Тип машины Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
ТГА-200
«Тулица» с серийными рукоятками
«Тулица» с виброзащитными рукоятками

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 119 дБ.

ЗАДАЧА № 8

Изучались условия труда бетонщиков формовочною цеха завода железобетонных изделий. Бетонщики выполняют следующие опера­ции: подготовка форм, заполнение форм бетонной смесью, формо­вание изделий на виброплощадках формовочных машин. При фор­мовании изделий рабочие проводят разравнивание бетонной смеси лопатой, стоя на виброплощадке.

Интенсивность виброскорости на рабочем месте бетон­щика

(по оси Z), дБ

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 120 дБ.

При обследовании рабочих в возрасте 25—35 лет со стажем рабо­ты более 5 лет около 44% предъявляли жалобы на головные боли к концу смены, непродолжительные головокружения, нарушения сна; 4,5% — на онемение в дистальных отделах ног и в поясничной области. Астенический синдром выявлен у 43%, сосудистая дистония с наклонностью к гипотонии — у 33% бетонщиков.

ЗАДАЧА № 9

Изучались условия труда водителей автопогрузчиков, работа которых осуществляется в ра­бочей позе сидя, требует напряжения мыши верхних и нижних конечностей в связи с необходимостью переключать рычаги управления.

По данным хронометражных наблюдений, водители подвергаются воздействию вибрации в течение 75% рабочего времени.

Уровни виброскорости (по оси Z), м/с × 10-2

Место измерения Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
Сидение 2,8 2,4
Пол кабины 1,8 2,0

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости составил 115 дБ.

У водителей по сравнению с контрольной группой (слесари, ста­ночники) выявлено ухудшение устойчивости равновесия тела к концу работы, связанное с повышением возбудимости вестибулярного анализатора. Пояснично-крестцовые радикулиты, вегетососудистая дистония встречались у 37,4% водителей (24,6% в контрольной группе). Кроме этого, у 11% водителей выявлен нерезко выражен­ный ангионевроз.

ЗАДАЧА № 10

Изучались условия труда машинистов экскаваторов железоруд­ных карьеров. Шум в кабинах экскаваторов не превышал ПДУ. Машинисты подвергаются воздействию вибрации до 88% сменного времени.

Наши рекомендации