Сестринское дело в России после революции, а также в годы Великой Отечественной Войны

Появились отряды ГСО (готов к санитарной обороне) для взрослых и БГСО (будь готов к санитарной обороне) для детей. Возникли санитарные дружины, санпосты, население обучалось элементам ухода, оказанию доврачебной помощи.

В 1921г. Наркомпрос утвердилподготовку сестёр в политехникумах, утвердив достаточное базовое образование - 4 класса. С этого периода профессия перестала развиваться. Дальнейшее развитие сестринского дела в Россиитакже было непростым началась ускоренная подготовка медсестёр для надвигавшейся войны (Рокковские курсы).
6 июня 1925г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое «Положение об обществе Красного Креста», в соответствии с которым учреждения КК должны создавать школы и курсы для подготовки медицинских работников.
В 1926г. Сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами.
В 1927г. Были созданы первые санитарные дружины.
С 1928г. Стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер. В этот период исполком Союза обществ КК и КП организовал «курсы сестер запаса». Обучение на этих курсах велось бесплатно, окончившие их получали удостоверение, дававшее право выполнять обязанности медицинских сестер в военное время.
В 1934г. было издано первое «Руководство для курсов сестер запаса».
В период ВОВ потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССРбыли приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом КК было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц.
За весь период войны организации КК подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок. В кружках по оказанию первой помощи обучены 370 тыс. человек. Подготовка медицинских сестер в Ленинграде не прекращалась и во время блокады. В городе была сохранена и функционировала сеть медицинских училищ и курсов, в которых подготовка медицинских сестер проводилась по нескольким направлениям: первичное обучение, повышение квалификации, переквалификация санитаров, экстернатура для лиц с незаконченным средним образованием.
1941-1942гг. В тяжелую блокадную зиму мобилизация молодежи на фронт и эвакуация жителей привели к тому, что из 19 медицинских школ осталось 11.
В 1942г. медицинские школы выпустили 960 медицинских сестер, в основном после шестимесячного обучения.
В начале 1942г. в Ленинграде было организовано еще 68 групп подготовки медсестер Общества КК, в которых без отрыва от производства обучались около 2 тыс. человек. В ряде крупных больниц были открыты на правах филиалов медицинских школ курсы повышения квалификации медсестер.
В 1942г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра».
В 50-е г. медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования. медицинские сестры в интересах больных и раненых выполняли ряд врачебных функций. Они доказали, что могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем врачей.
В 1953г. Все средние медицинские учреждения были преобразованы в медицинские училища. но цель подготовки осталась неизменной готовить сестру «для выполнения разных вспомогательных медицинских функций, назначаемых врачом, обладающую точно выработанными техническими навыками и являющуюся помощником врача, работающую под его наблюдением и по его указаниям». По оценкам экспертов ВОЗ, Сестринское дело в России по уровню и темпам своего развития значительно уступало таковому в большинстве стран Европы.
С1989г. В России стали появляться медицинские колледжи, ведущие подготовку по 2 ступеням (училище-колледж).
С 1991г. При высших учебных заведениях началась подготовка сестер с высшим медицинским образованием. Появление 3-х ступенчатой системы профессионального образования позволило готовить кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов, четкой организации работы персонала.
К началу 1990-х гг. Продолжительность подготовки медицинской сестры в нашей стране была самой короткой на Европейском рынке, и ее содержание не соответствовало международным стандартам.
В 1993г. Была создана и принята философия сестринского дела.
В 1995г. Впервые в России Г.М. Перфильева, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».

В 1992г. основана Ассоциация медицинских сестер России (РАМС), по инициативе медицинских сестер и министерства здравоохранения РФ. Валентина Антоновна Саркисова, главная медсестра Ленинградской областной больницы была избрана первым президентом Ассоциации.

В 1994г. созданная организация была зарегистрирована в качестве Межрегиональной ассоциации медицинских сестер.

Деятельность РАМС началась с проекта «Новые медсестры для новой России», 1992-1997гг. при успешном сотрудничестве и финансировании Ворлд Вижн, США.

Лига акушерок России

1997г. создана Межрегиональная лига акушерок, которая стала полноправным членом Международной федерации акушерок.

Главная задача лиги - объединение акушерок и медсестер для повышения квалификации, обмена опытом и распространения прогрессивных методик.

Много говорится:

• о социальной и правовой незащищенность акушерок.

• о необходимости совершенствовании системы подготовки кадров.

• О разработке и внедрении стандартов профессиональной деятельности, в том числе нормативов нагрузки.

• о положении акушерки , и о роли лиги акушерок в системе здравоохранения .

Сегодня, уже издается ежеквартальный журнал «Акушерка и фельдшер»


Наши рекомендации