Общая и частная физиология центральной нервной системы
Значение нервной системы для жизнедеятельности организма. Общий план строения нервной системы у высших животных. Развитие нервной системы. Методы исследования функционирования нервной системы, применяемые в физиологии. Роль работ И.П.Павлова и И.М.Сеченова в развитии учения о ЦНС. Нейрон - основная структурно-функциональная единица нервной системы. Виды нейронов. Нейроглия и её функциональное значение.
Рефлекс как основной акт нервной деятельности, определяющий взаимоотношение организма со средой. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Основные части рефлекторной дуги. Принципы рефлекторной деятельности (И.П.Павлов). Классификация рефлексов.
Понятие нервного центра. Особенности проведения возбуждения через центральное звено рефлекторной дуги: одностороннее проведение, центральная задержка, последействие, суммация возбуждения (пространственная и временная), трансформация ритма, проторение пути, окклюзия, иррадиация, доминанта. Конвергенция. Дивергенция. Общий конечный путь. Утомляемость нервного центра и избирательная чувствительность к химическим агентам. Понятие о тонусе нервного центра. Происхождение тонуса.
Центральная нервная система (ЦНС) как интегративное образование, обеспечивающее координацию функций в организме. Филогенетическая энцефализация мозга и роль более молодых отделов мозга в регуляции функций организма. Отделы головного мозга.
Спинной мозг и спинальные рефлексы. Рефлекторная и проводниковая функция. Значение спинальных рефлексов для диагностики в неврологической практике. Связь спинного мозга с другими отделами ЦНС. Проводящие пути спинного мозга. Сегментарный и надсегментарный аппарат ЦНС. Гамма-мотонейроны и гамма-эфферентные волокна. Афферентная система, рецепторы саморегуляции мышечного тонуса: тельца Гольджи и интрафузальные мышечные волокна. Спинальный уровень регуляции.
Задний мозг (продолговатый мозг и варолиев мост), его проводниковая и рефлекторная функции. Продолговатый мозг как центральная часть безусловных рефлексов, лежащих в основе базисных механизмов обеспечения жизнедеятельности.
Средний мозг как составная часть мозгового ствола. Функции среднего мозга. Четверохолмие и его роль. Ориентировочный рефлекс. Красное ядро и черная субстанция. Роль в двигательной активности. Децеребрационная ригидность. Механизмы регуляции мышечного тонуса. Влияние высших отделов мозга. Статические и статокинетические рефлексы: позные и установочные реакции. Рефлексы ускорения.
Мозжечок как надсегментарная структура. Ассоциативные связи мозжечка с другими центральными структурами. Мозжечковая регуляция функций. Нарушения, развивающиеся после экстирпации (удаления) мозжечка.
Промежуточный мозг. Роль таламуса и гипоталамуса в регуляции функций организма. Связь данного отдела с другими структурами ЦНС и эндокринной системой.
Стриопаллидарная система, ее физиологическая роль и связь с другими отделами ЦНС (средним, продолговатым и спинным мозгом). Нарушения функций ядер стриопаллидарной системы.
Лимбическая система и её значение в формировании эмоций. Физиология эмоций. Связь лимбической системы с гипоталамусом. Лимбическая система и мотивации.
Ретикулярная формация, ее структурная организация и функции. Афферентные и эфферентные связи: ретикулоспинальные, тормозные и облегчающие влияния. Ретикуло-кортикальные взаимодействия. Роль ретикулярной формации в биоритме "сон-бодрствование". Создание тонуса коры головного мозга.
Конечный мозг. Методы исследования функций коры головного мозга. Древняя, старая и новая кора. Цитоархитектоника коры. Электроэнцефалограмма, её происхождение, основные ритмы. Сенсорные и моторные зоны коры. Аналитико-синтетическая деятельность коры и подкорковых структур.
Сенсорные системы
Сенсорные системы, их строение и функции. Учение И.П.Павлова о строении и функциях анализаторов (сенсорных систем). Рецепторы в сенсорных системах и специализированные органы чувств. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный (генераторный) потенциал. Адекватность раздражения и адаптация рецепторов. Принципы кодирования информации в нервной системе. Абсолютный и разностный пороги чувствительности.
Болевая, тактильная и температурная рецепция. Обонятельная и вкусовая рецепция. Висцерорецепция.
Физиология зрительного анализатора. Рефракция и аномалии рефракции. Механизмы аккомодации. Фоторецепторы сетчатки. Теории цвето- и световосприятия. Зрительные пигменты. Гигиена зрения и методы коррекции нарушения зрения.
Слуховой анализатор. Теории звуковосприятия (Резерфорд, Гельмгольц). Звуковые волны и их характеристика. Пространственная локализация звука. Гигиена слуха и методы коррекции нарушений слуха.
Вестибулярный и двигательный анализаторы,их строение и функции.
Организация двигательного акта и пространственной ориентации человека.
12. Высшая нервная деятельность (основы психофизиологии)
Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты). Их значение в приспособлении организма к внешней среде. Условный рефлекс. История открытия условных рефлексов (И.П.Павлов). Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям. Биологическая роль условных рефлексов. Условия, необходимые для образования и срабатывания условного рефлекса. Классификация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Их структурная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временной связи. Роль доминанты, обстановочной и пусковой афферентации в формировании условно-рефлекторной реакции.
Понятие о функциональных системах (П.К.Анохин). Их роль в организации поведенческого акта. Полезный приспособительный результат как системообразующий фактор. Потребность и биологические мотивации, их роль в процессе афферентного синтеза. Роль в этом процессе обстановочной афферентации, памяти и пускового стимула. Формирование программы действия. Акцептор результата действия как физиологический механизм опережающего отражения действительности. Использование теории функциональных систем для анализа биологических и социальных форм поведения.
Положительные и отрицательные условные рефлексы. Их роль в поведенческих реакциях и процессе обучения. Торможение условнорефлек-торной деятельности. Виды торможения: безусловное и условное. Запредельное торможение. Торможение внутреннее и внешнее. Виды внутреннего торможения: угасание, запаздывание, дифференцировка, условный тормоз. Системы условных рефлексов. Динамический стереотип, его значение в воспитательной работе.
Сон, фазы сна. Физиологические механизмы сна. Роль ретикулярной формации. Гуморальные факторы в механизме возникновении сна. Гипноз.
Типы высшей нервной деятельности. Свойства нервных процессов, определяющие индивидуальные особенности поведения. Классификация и характеристика типов ВИД по И.П.Павлову, Н.И.Красногорскому и А.Г.Иванову-Смоленскому. Типологические особенности детей и подростков. Значение наследственности и среды в развитии свойств ВНД.
Функциональная асимметрия мозга. Эксперименты Сперри с расщепленным мозгом. Функция речи. Латерализация речи. Формирование речи в онтогенезе. Понятие о 1-ой и 2-ой сигнальной системах. Взаимоотношение 1-ой и 2-ой сигнальных систем в онтогенезе. Половые различия. Роль функциональной асимметрии больших полушарий в формировании типа ВНД.
Физиологические основы сознания у человека и животных. Поведенческие признаки сознания. Развитие сознания в филогенезе.
Экспериментальные нарушения высшей нервной деятельности. Функциональные расстройства ВНД у человека. Виды неврозов, их причины и профилактика.
Память и научение. Виды памяти. Память сенсорная, кратковременная и долговременная. Механизмы различных видов памяти. Понятие о следе памяти (энграмма). Консолидация следа памяти. Биохимические механизмы образования энграммы. Память первичная, вторичная и третичная. Извлечение следа памяти. Способы извлечения следа памяти.
Виды запоминания (механическое, по смежности, по контрасту, смысловое, логическое). Забывание. Проактивная и ретроактивная интерференция. Амнезия, ее виды. Гигиена памяти и методы ее улучшения.
13.Физиологические основы иммунитета (основы иммунологии)
Предмет и задачи иммунологии. История развития иммунологии. Связь иммунологии с другими науками, специфическое распознавание как основа иммунологии и гарантия ее суверенности.
Лабораторные работы
Занятие №1. Физико-химические свойства крови
1. Физиологические функции крови.
2. Кровь как внутренняя среда организма. Константы внутренней среды. Гомеостаз.
3. Форменные элементы крови, их значение. Количественные и качественные изменения клеток крови при различных физиологических состояниях.
4. Плазма крови, ее состав, свойства. Белки крови, их физиологическое значение. Буферные системы крови и их значение.
5. Группы крови. Резус-фактор.
Занятие №2. Механизм и скорость свертывания крови
1. Свертывание крови как защитная реакция организма.
2. Механизм свертывания крови как многоступенчатая ферментативная реакция. Фазы и факторы свертывания крови.
3. Механизмы, препятствующие внутрисосудистому свертыванию крови. Антисвертывающая система.
4. Физические и химические факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. Антикоагулянты.
Занятие №3. Основные свойства возбудимых тканей. Возбуждение, его механизмы.
1. Эволюция механизмов регуляции физиологических функций. Рефлекс как один из видов регуляции.
2. Принципы рефлекторной деятельности. Рефлекторная дуга (кольцо) как морфологическая основа рефлекса.
3. Классификация рефлексов.
4. Возбудимость, проводимость и функциональная лабильность как свойства живых тканей.
5. Потенциал покоя (трансмембранный потенциал). Механизмы его поддержания, физиологическое значение.
6. Потенциал действия, его механизм. Изменение возбудимости в различные фазы потенциала действия.
Занятие №4. Торможение. Механизмы мышечного сокращения
1. Понятие торможения, его виды.
2. Механизмы торможения: деполяризационное, парабиотическое, гиперполяризационное (пре- и постсинаптическое).
3. Мышца как эффектор. Строение и свойство скелетной мышцы.
4. Молекулярный механизм мышечного сокращения. Теория скольжения.
Занятие №5. Физиология сердца
1. Основные свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, эластичность (сходство и отличие этих свойств у сердечной и скелетной мышц).
2. Сердечный цикл, его фазы. Роль клапанного аппарата в работе сердца.
3. Автоматизм сердца, его механизм. Синусный узел – водитель ритма.
4. Проводящая система сердца. Скорость проведения возбуждения в различных отделах проводящей системы.
5. Электрокардиограмма. Механизм возникновения зубцов и интервалов.
6. Нейро-гуморальная регуляция работы сердца.
Занятие №6. Физиология сосудистой системы
1. Условия и механизмы непрерывного движения крови по сосудам.
2. основные законы гемодинамики. Объемная и линейная скорости движения крови по сосудам.
3. Артериальное давление, условия его возникновения. Происхождение волн I, II, III порядка.
4. Нейро-гуморальная регуляция кровяного давления.
5. Капиллярное кровообращение, микроциркуляторное русло.
6. Регуляция капиллярного кровообращения.
Занятие №7. Физиология дыхания
1. Условия, обеспечивающие экскурсию легких. Механизм вдоха и выдоха.
2. Объемы легочной вентиляции. Альвеолярный воздух, его состав и значение.
3. Транспорт кислорода и углекислого газа, его значение.
4. Рефлекторная саморегуляция дыхания. Дыхательный центр. Защитные рефлексы.
5. Различные методы и приемы коррекции дыхания в зависимости от физиологических состояний и внешних условий.
Занятие №8. Физиология пищеварения
1. Роль различных отделов пищеварительной системы
2. Роль работ И.П. Павлова по пищеварению.
3. Особенности пищеварения в различных отделах пищеварительной системы и его нейро-гуморальная регуляция.
4. Моторика различных отделов ЖКТ, ее регуляция.
Занятие №9. Основные процессы мочеобразования
1. Значение системы регуляции водно-солевого обмена.
2. Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Виды нефронов.
3. Основные процессы мочеобразования: фильтрация, реабсорбция, секреция.
4. Клиренсовые методики расчета основных почечных функций.
Занятие №10. Механизм регуляции функции почек
1. Нейро-гуморальная регуляция объема жидких сред (волюморегуляция).
2. Механизм регуляции осмотического гомеостаза.
3. Механизм регуляции натрий - калиевого гомеостаза (ионорегуляция).
4. Регуляция кислотно-основного баланса.
Занятие №11. Общая эндокринология.
1. Роль эндокринной системы. Виды гуморальных регуляций (ауто-, паракринная).
2. Биохимическая структура гормонов (аминокислоты, пептиды, стероиды), механизм их действия.
3. Нейро-гуморальная регуляция деятельности желез внутренней секреции.
4. Гипоталамо-гипофизарная система как центр эндокринной регуляции.
5. Гормоны различных долей гипофиза и их значение.
Занятие №12. Частная эндокринология.
1. Щитовидная железа. Гормоны щитовидной железы, их формы и биологическое значение, роль тиреотропного гормона в регуляции функций щитовидной железы, гипер- и гипофункции железы.
2. Паращитовидные железы. Паратиреоидин и его роль в регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Значение витамина и тиреокальцитонина.
3. Поджелудочная железа. Гормоны инсулин и глюкагон, их роль в регуляции углеводного обмена.
4. Надпочечники: корковое и мозговое вещество, их гормоны. Регуляция синтеза и секреции этих гормонов.
5. Роль гормонов надпочечников в общем адаптационном синдроме. Теория стресса Г.Селье.
6. Половые железы, их гормоны. Регуляция деятельности половых желез. Гормональная регуляция овариально-менструального цикла.
Занятие №13. Обмен веществ и энергии.
1. Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена.
2. Основной и общий обмен. Методы их определения.
3. Питательные вещества и их значение для организма.
4. Пищевые рационы и принципы их составления.
5. Санитарно-гигиенические основы сбалансированного питания. Теория А.М. Уголева.
Занятие №14. Конференция "Обмен веществ и энергии в процессе развития общего адаптационного синдрома и адаптации к высоким температурам, холоду, высокогорью, глубоководному погружению, физическим нагрузкам, космосу и т.д.".
Занятие №15. Свойства нервных центров
1. Понятие нервного центра.
2. Особенности проведения возбуждения в нервном центре: одностороннее проведение, центральная задержка, трансформация ритма.
3. Основные свойства нервных центров.
4. Взаимосвязь нервных центров. Реципрокная иннервация и ее роль в координации рефлекторной деятельности.
Занятие №16. Рефлексы положения
1. Понятие мышечного тонуса и роль спинного мозга в его формировании.
2. Значение продолговатого и среднего мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.
3. Статические и статокинетические рефлексы. Роль проприорецепторов, лабиринтных, кожных и зрительных рецепторов в обеспечении тонических рефлексов.
4. Значение тонических рефлексов при спортивной и трудовой деятельности.
Занятие №17. Физиология ВНД
1. Понятие ННД и ВНД.
2. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД.
3. Условные и безусловные рефлексы, их отличия.
4. Инстинкты, их роль в адаптационном поведении.
5. Ориентировочный рефлекс, его роль в образовании условных рефлексов.
6. Механизмы и условия формирования условных рефлексов.
7. Теория функциональных систем. Роль П.К. Анохина в ее формировании.
Занятие №18. Физиологические основы психической деятельности
1. Физиологические основы памяти.
2. Физиологические основы внимания.
3. Физиологические основы эмоций.
4. Качественное своеобразие ВНД человека. Функциональная асимметрия головного мозга.
5. Типологические особенности ВНД человека. Классификации И.П. Павлова, Н.И. Красногорского, А.Г. Иванова-Смоленского.
Занятие №19. Физиология анализаторов
1. Структура и функция анализаторов. Особенности строения и функции рецепторной, проводниковой и центральной частей анализатора.
2. Локализация мозгового конца анализаторов в коре головного мозга.
3. Особенности зрительного анализатора. Строение глаза. Особенности зрительного восприятия.
4. Особенности слухового анализатора. Строение среднего и внутреннего уха. Восприятие и проведение звука. Возникновение слуховых ощущений.
5. Кожная чувствительность: температурная, болевая, тактильная (соматосенсорная).
6. Физиология анализаторов вкуса и обоняния.
7. Адаптация анализаторов.
Таблица 2. Тематическое планирование