Глава вторая. трансцендентность бреда

1 Voltaire. Dictionnaire philosophique, article “Folie”. Ed. Benda, t. I, p. 285.

2 Sainte-Beuve. Resolution de quelques cas de conscience. Paris, 1689, 1, p. 65. То же правило применимо и к глухонемым.

3 См. решения Парижского парламента от 30 августа 1711 г.; цит. по: Parturier. L' Assistance a Paris sous l'Ancien Regime et la Revolution. Paris, 1897, p. 159, note 1.

4 L'Ame materielle, ou nouveau systeme sur les puis principes des philosophes anciens et modemes qui soutiennent son immaterialite. Arsenal, ms. 2239, p. 139.

5 Ibid.

6 Voltaire. Loc. cit., p. 286.

7 Ibid.

8 Так считали, например, авторы “Словаря” Джеймса.

9 Sauvages. Loc. cit., t. VII, p. 130, 141, 14–15.

10 Voltaire. Loc. cit., p. 286.

11 Tissot. Avis aux gens de lettres, traduction francaise, 1767, p. 1–3.

12 Если, конечно, допустить, что они читали Димерброка.

13 Zacchias. Quaestiones medico-legales. Lyon, 1674, liv. II, litre I, q. II, p. 114. В том, что касается совместного участия тела и души в безумии, определения, встречающиеся у других авторов, близки к определению Дзаккиаса. Виллизий: “Поражения мозга, при которых нарушается разум и все иные функции души” (Opera, t. II, р. 227); Лорри: “Coiporis aegrotantis conditio illo in qua judicia a sensibus orienda nullatenus aut sibi inter se, aut rei representatae responsant”2* (De Melancholia, 1765,1.1, p. 3).

14 Willis. Opera, t. II, p. 255–257.

15 Как правило, животные духи относят к сфере недоступного для восприятия. Димерброк (Anatomia, liv. VIII, ch. I) утверждает, что они незримы, опровергая Барто-лина, якобы видевшего их (Bwtholin. Institutions anatomiques, liv. Ill, ch. I). Халлер (Haller. Elementa physiologiae, t. IV, p. 371) утверждал, что они не имеют вкуса, и возражал Жану Паскалю, который пробовал их и нашел кислыми (Pascal. Nouvelle de-couverte et les admirables effets des ferments dans le corps humain).

16 Sydenham. Dissertation sur 1'aflection hysterique (Medecine pratique, trad. Jault, p. 407).

17 Sydenham. Op. cit., note.

18 Стоило бы посвятить отдельное исследование тому, что в медицине XVIII в. понималось под словом “видеть”. Характерно, что в статье “Нервы”, написанной для “Энциклопедии” шевалье де Жокуром, подвергается критике теория натяжений, которая в большинстве статей по патологии признается как основной экспликативный принцип (см. статью “Слабоумие”).

19 Ротте. Traite des affections vaporeuses des deux sexes, 3-е ed. Paris, 1767, p. 94.

20 Доле/. Sepulchretum. Geneve, 1700, t. I, section VIII, p. 205 sq.; section IX, p. 221 sq. Льёто также видел, что у меланхоликов “большая часть сосудов мозга была забита темной густой кровью, а в желудочках находилась жидкость; у некоторых сердце, казалось, иссохло и в нем не было крови” (Lieufaud. Traite de medecine pratique. Paris, 1759, I, p. 201–203).

21 Nouvelles observations sur les causes physiques de la folie, lues a la demiere assemblee de 1'Academie royale de Prusse (“Gazette salutaire”, XXXI, 2 aout 1764).

22 Цит. по: Cullen. Institutions de medecine pratique, II, p. 295.

23 Cullen. Ibid., II, p. 292–296.

24 M. Ettmiiller. Pratique de medecine speciale. Lyon, 1691, p. 437 sq.

25 Whytt. Traite des maladies nerveuses, traduction francaise, Paris, 1777, t. I, p. 257.

26 Encyclopedic, article “Manie”.

27 См.: Anonyms. Observations de medecine sur la maladie appelee convulsion. Paris, 1732, p. 31.

28 См.: Tissot. Traite des Nerfs, II, 1, p. 29–30: “Истинная отчизна болезненных нервных тканей лежит между 45-м и 55-м градусом широты”.

29 Анонимная статья в: “Gazette salutaire”, XL, 6 octobre 1768.

3 °Cм.: Daquin. Philosophic de la folie. Paris, 1792, p. 24–25.

31 J.-Fr. Dufour. Essai sur les operations de 1'entendement humain. Amsterdam, 1770, p. 361–362.

32 Black. On Insanity, цит. no: Matthey, p. 365.

33 Цит. по: Esquiroi Loc. cit., II, p. 219.

34 В тот же период Дюмулен (Dumoulin. Nouveau traite du rhumatisme et des vap-eurs, 2-е ed., 1710) подвергает критике идею о том, что луна влияет на периодичность конвульсий (р. 209).

35 R. Mead. A Treatise Concerning the Influence of the Sun and the Moon. London, 1748.

36 Daquin. Philosophic de la folie. Paris, 1792.

37 Leuret et Afitive. De la frequence de pouls chez les alienes. Paris, 1832.

38 Guislain. Traite des phrenopathies. Bnixelles, 1835, p. 46.

39 Daquin. Loc. cit., p. 82, 91; ср. также переведенное Дакеном сочинение Тоальдо: Toaldo. Essai meteorologique, 1784.

40 Sauvages. Nosologie methodique, t. VII, p. 12.

41 Bayle et Grangeon. Relation de 1'etat de quelques personnes pretendues possedees faite d'aulorite au Parlement de Toulouse. Toulouse, 1682, p. 26–27.

42 Malebranche. Recherche de la verite, liv. V, chap. III. Ed. Lewis, t. II, p. 89.

43 Sauvages. Nosologie methodique, t. VII, p. 291.

44 Whytt. Traite des maladies nerveuses, II, p. 288–289.

45 Id. Ibid., p. 291. Тема чрезмерного движения, влекущего за собой неподвижность и смерть, была чрезвычайно распространена в классической медицине. Многочисленные примеры тому см. в: Le Temple d'Esculape, 1681, t. Ill, p. 79–85; Pechlin. Observations medicales, liv. Ill, obs. 23. Одним из общих мест в медицине эпохи был случай канцлера Бэкона, падавшего в обморок всякий раз, когда ему приходилось наблюдать лунное затмение.

46 Lancisi. De nativis Romani coeli qualitatibus, cap. XVII.

47 См., среди прочих, Тиссо: Tissot. Observations sur la sante des gens du monde. Lausanne, 1760, p. 30–31.

48 Sauvages. Nosologie methodique, t. VII, p. 21–22.

49 Дюфур (Essai sur 1'entendement, p. 336–337) согласен с “Энциклопедией” в том, что буйное помешательство лишь одна из степеней мании.

50 De La Rive. Sur un etablissement pour la guerison des alienes. — “Bibliotheque Bri-tannique”, VIII, p. 304.

51 Encyclopedic, article “Manie”.

52 L'Ame materielle, p. 169.

53 Zacchias. Quaestiones medico-legales, liv. II, t. I, question 4, p. 119.

54 Sauvages. Nosologie, t. VII, p. 15.

55 Id. Ibid., p. 20.

56 Daquin. Pholosophie de la Folie, p. 30.

57 Zacchias. Loc. cit., liv. II, titre I, question 4, p. 120.

58 Diemerbroek. Disputationes practicae, de morbis capitis. — Opera omnia anatomica et medica. Utrecht, 1685, Historia, III, p. 4–5.

59 Bienville. De la nymphomanie. Amsterdam, 1771, p. 140–153.

60 James. Dictionnaire universel de medecine, traduction francaise. Paris, 1746–1748, III, p. 977.

61 Ibid., p. 977.

62 Еще Соваж полагал, что истерия не принадлежит к видам безумия, но является “болезнью, для коей характерны приступы общих или частичных конвульсий, внутренних или внешних”; напротив, шум в ушах, обман зрения и головокружение он относит к безумию.

63 Du Laurens. Discours de la conservation de la vue, des maladies melancoliques, des catarrhes, de la vieillesse. Paris, 1597. — Oeuvres, Rouen, 1660, p. 29.

64 Zacchias. Questiones medico-legales, liv. 1, litre II, question 4, p. 118.

65Id. Ibid.

66 Ср., например, у Дюфура: “Я почитаю за род всех подобных болезнен ошибку разумения, каковое, будучи в бодрствующем состоянии, дурно судит о вещах, о которых все думают одинаково” (Essai, p. 355); или у Куплена: “Полагаю, что бред определен быть может как ложное и обманчивое суждение бодрствующего человека о вещах, чаще всего встречающихся в жизни” (Institutions, 11, р. 286), выделено нами.

67 Pilcaim, цит. по: Sauvages. Loc. cit., VII, р. 33, 301; ср. “Антропологию” Канта.

68 Zacchias. Loc. cit., p. 118.

69 Encyclopedic, article “Folie”.

70 Sauvages. Loc. cit., VII, p. 33.

71 Zacchias. Loc. cit., p. 118.

72 Encyclopedic, art. “Folio”.

73 В том смысле слова, в каком понимал его, к примеру, Николль, когда задавался вопросом, “причастно ли сердце ко всем помрачениям ума” (Nicolle. Essais, t. VI11, 11 partie, p. 77).

74 Декартовская тема, которая часто встречается у Мальбранша: не думать ничего значит не думать вообще, не видеть ничего значит не видеть совсем.

75 Здесь следовало бы упомянуть и Андромаху — вдову, вышедшую замуж и вновь ставшую вдовой, облаченную в траур и в праздничные уборы, которые в конце концов становятся неразличимы и означают одно и то же; она сияет царственным блеском в ночи своего рабства.

76 В этом смысле определение безумия, предложенное, к примеру, Дюфуром (и ничем, по сути, не отличающееся от других современных ему определений) можно считать теорией изоляции: безумие понимается как заблуждение того же рода, что и сновидение, как двоякое небытие, данное в непосредственно ощущаемом расхождении с общечеловеческими понятиями: “Ошибка разумения, каковое, будучи в бодрствующем состоянии, дурно судит о вещах, о которых все думают одинаково” (Essai, р. 355).

77 См., например, записи, подобные той, что была сделана по поводу безумца, содержавшегося в Сен-Лазаре уже семнадцать лет: “Здоровье его сильно ухудшилось;

можно надеяться, что он скоро умрет” (В. N. Clairambault, 986, f. 113).

Наши рекомендации