С фундаментальными потребностями по В. Хендерсон

Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу Виды повседневной деятельности по В. Хендерсон
Первый уровень: физиологические потребности Нормально дышать Употреблять достаточное количество пищи и жидкости Выделять продукты жизнедеятельности Двигаться и поддерживать нужное положение Спать и отдыхать
Второй уровень: потребность в безопасности Одеваться и раздеваться, выбирать одежду Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде Обеспечивать свою безопасность и не вредить другим людям
Третий уровень: социальные потребности Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой
Четвертый уровень: потребность в уважении и самоуважении Выполнять работу, результаты которой приносят удовлетворение Отдыхать, принимать участие в разнообразных развлечениях, играх Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться

Приоритетной задачей сестры является помощь пациенту в решении этих проблем. Фокусом вмешательства сестры являются механизмы удовлетворения основных потребностей, причем способы вмешательства могут быть различными - от лекарственной терапии и расчета питания до психологического консультирования больного и членов его семьи. Роль сестры В. Хендерсон рассматривает двояко - с одной стороны это самостоятельный специалист, имеющий право принимать решения, с другой - помощник врача. Ожидаемый результат - полное удовлетворение потребностей пациента.

Следующая поведенческая модель Д. Джонсонрассматривает пациента как поведенческую систему. Источником проблем пациента является функциональный и структурный стресс. Приоритетная задача сестры в данной

модели — обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента. Медсестра выступает в роли регулятора и контролера. Фокусом вмешательства сестры являются механизмы контроля и регуляции, а также требования, предъявляемые к пациенту. Способы вмешательства подразумевают действия предупреждающие, защищающие, сдерживающие и расслабляющие пациента в ситуациях функционального или структурного стресса. Ожидаемый результат — адекватное поведение пациента в ответ на стрессовую ситуацию.

Адаптационная модельрассматривает пациента какчеловека, находящегося в постоянном взаимодействии с окружающей средой и приспосабливающегося к ней с помощью различных адаптационных способов. Источником проблем пациента является дефицит активности (пассивность) в ре­зультате имеющегося заболевания. Приоритетной задачей медицинской сестры является обучение пациента адаптироваться к окружающей обстановке в период болезни. Сестра выступает в роли педагога-организатора. Фокусом вмешатель­ства является использование всевозможных способов стимулирования пациента обучению приспосабливанию к окружающей его обстановке. Способы сестринского вмешательства и ожидаемый результат — адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов.

Модель дефицита самоухода Д. Орэм рассматривает пациента как существо, обеспечивающее деятельность по самообслуживанию. Источником проблем пациента является дефицит в самообслуживании, то есть неспособность осуществлять заботу о себе. Приоритетной задачей медсестры является создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здоровья. Сестра выступает в роли учителя и контролера. Фокус вмешательства — нарушение выполнения элементов само­ухода. Способ вмешательства — ассистирование. Ожидаемый результат — достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.

Нельзя не упомянуть и врачебную (медицинскую) модель сестринского дела, не относящуюся к числу научных, но общепринятую, к сожалению,в нашей стране. Согласно «ей, пациент представляет собой набор органов и систем», а источником его проблем являются нарушения в их работе. Приоритетная задача сестры - строгое выполнение врачебных назначений, ее роль сводится к дополнительному инструменту в руках врача, а способы вмешательства направлены на «приведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние»(Бертон, 1985). В этой модели оценка качества и результатов ухода не обязательна, а ожидаемый результат связан с коррекцией работы определенных органов и систем, с устранением симптомов заболевания.

Сестринское дело в России не унаследовало научной модели из другой эпохи, другого общества. Положительной стороной этого является то, что благодаря этому оно имеет возможность выработать свои собственные модели, которые отразят многочисленные изменения, имеющие место в нашем здравоохранении, его структуре и целях, модели, связанные с задачами здравоохранения XXI века.

С целью формирования Российской модели сестринского дела наиболее оптимальной для заимствования является концептуальная модель Мойры Аллен, разработанная в 70-х годах XX века в сестринской школе университета МакГилла в Монреале. Особенностью этой модели является то, что она применяется в условиях как стационарной, так и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

В основе научных моделей сестринского дела лежат 4 основополагающих понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся:

· личность

· окружающая среда

· здоровье

· сестринское дело

Вот как их трактуют создатели модели Ален:

Понятие личности

Объектом модели Ален является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в семье формируется поведение, ориентированное на здоровье. В широком смысле семьей можно считать группу совместно проживающих людей. Модель предлагает рассматривать личность через «призму семьи», признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. Семью и каждого из ее членов в отдельности можно рассматривать как открытые системы, постоянно вступающие во взаимодействие между собой и с другими системами во внешнем окружении.

Понятие здоровья

Здоровье - основная составляющая и основная цель сестринской практики. Медсестра стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду - в больнице, в поликлинике и дома. Здоровье представляет собой совокупность навыков семьи по преодолению проблемных ситуаций и ориентированных на развитие моделей поведения. Здоровье рассматривается как образ жизни, которому нужно учиться. Здоровье имеет два измерения -преодоление и развитие.

Под преодолением понимают усилия, направленные на решениепроблемы. Целью преодоления является не просто снижение остроты проблемы, а выход из проблемной ситуации Преодоление предполагает выполнение ряда последовательных действий, а именно, выявление проблемы, поиск альтернатив иих оценку.

Развитие рассматривают как второе измерение здоровья, оно означает

направленность на достижение жизненных целей. Развитие предполагает определенную схему действий по определению, мобилизации, поддержанию на должном уровне и регулированию сил и ресурсов личности или семьи.

Оба измерения здоровья, преодоление и развитие, изучаются в контексте семьи. Кроме того, их рассматривают в динамике и во взаимодействии, учитывая их изменения с течением времени.

Каждая личность и каждая семья обладают собственными ресурсами, силами и мотивами поведения, которые и служат основой для процесса укрепления здоровья.

Здоровье и болезнь - различные состояния, которые могут сосуществовать.

Понятие окружающей среды

В модели Аллен окружающая среда определена как социальный контекст, в рамках которого происходит процесс обучения. В более узком смысле Аллен вводит понятие признаков благоприятной для обучения окружающей среды (доступность знаний и ресурсов, «жизненные события» и «ситуации, связанные со здоровьем », изменения размеров или состава семьи, случаи острых или хронических заболеваний, контакты с системой здравоохранения во всем их многообразии). Окружающая среда рассматривается не как вещь в себе, а как совокупность качеств, имеющих отношение к процессу обучения.

Понятие сестринского дела

Сестринское дело - это наука о взаимодействии медсестры с семьей, целью которого является содействие процессу формирования и развития здоровой семьи на всем протяжении ее существования путем обеспечения необходимой поддержки и поощрения активного и ответственного участия самой семьи в сохранении и укреплении здоровья. Роль медсестры заключается в создании благоприятной для обучения среды, которая бы стимулировала, привлекала и заинтересовывала семью, а также в признании и привлечении самой семьи в качестве полноправного участника процесса обучения. Аллен описывает подход к сестринской практике, названный ею ситуационно обусловленной сестринской помощью, как совместную работу (взаимодействие, сотрудничество) медсестры и пациента в интересах здоровья. Чтобы обучение стало полезным и для медсестры, и для пациента, человек или семья должны стать активными участниками и сотрудничать в процессе укрепления здоровья. Взаимоотношения медсестры и пациента должны строиться на основе договоренностей, сотрудничества и координации действий.

Медсестра достигает цели, последовательно выполняя 7 шагов ситуационно обусловленной сестринской помощи:

1. Выявляет проблему (ситуацию)

2. Изучает контекст ситуации

3. Определяет временные границы (время, необходимое для решения проблемы)

4. Анализирует проблему

5. Составляет план

6. Выполняет план

7. Оценивает результаты

Задание №1

Ответьте на вопросы

1. Охарактеризуйте этический принцип «Сохранение медицинской тайны».

2. Что такое профессиональные правонарушения?

3. Охарактеризуйте этический принцип «Информированное согласие».

4. Дайте определение ятрогении.

5. Дайте определение эгортогении.

6. Что такое врачебная ошибка?

7. Дайте определение этики.

8. Что такое профессиональный долг?

9. Что является предметом изучения медицинской этики?

10. Охарактеризуйте уровни общения.

11. Что такое несчастный случай?

12. Дайте определение деонтологии.

13. Назовите виды миелогений и дайте их определение.

14. Охарактеризуйте этический принцип «автономии личности».

15. Охарактеризуйте этический принцип «не навреди».

16. Дайте определение общению.

17. Перечислите уровни общения и охарактеризуйте их.

18. Перечислите факторы, препятствующие общению.

19. Перечислите факторы, способствующие общению.

Задание №2

Наши рекомендации