Санитарно-гигиенические мероприятия в отделениях (кабинетах) эндоскопии
16. Санитарно-гигиенические мероприятия в отделении (кабинете) эндоскопии направлены на предупреждение инфицирования организма пациента и медицинского персонала при выполнении эндоскопических манипуляций, а также формирования факторов передачи заразного начала вследствие вторичной контаминации микроорганизмами обеззараженных эндоскопов и инструментов к ним.
17. При проведении эндоскопических исследований персонал отделения (кабинета) должен работать в специальной санитарной одежде (халат, шапочка, маска). Смену спецодежды проводят по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену.
18. Перед каждым эндоскопическим исследованием полостей, сообщающихся с внешней средой, участвующий в его проведении персонал должен провести гигиеническую обработку рук кожным антисептиком и надеть обеззараженные перчатки. Допускается работа в перчатках, обеззараживаемых по режиму гигиенической антисептики перед выполнением манипуляций у каждого последующего больного.
19. Перед каждым эндоскопическим исследованием полостей, не сообщающихся с внешней средой, участвующий в его проведении персонал должен провести хирургическую обработку рук кожным антисептиком и надеть стерильные перчатки.
20. Помещение, в котором проводят эндоскопические манипуляции, должно быть оснащено медицинской мебелью, отдельной раковиной для мытья рук персонала и оборудовано локтевым настенным дозатором для антисептика, отдельной раковиной для мойки эндоскопов и приточно-вытяжной вентиляцией.
21. Предварительную очистку эндоскопов и инструментов к ним, использованных при эндоскопических исследованиях, следует выполнять немедленно после их завершения, не допуская высыхания загрязнений на изделиях в том же помещении, где проводили манипуляции.
22. Предварительную очистку эндоскопов и инструментов к ним, использованных при стерильных эндоскопических манипуляциях, следует выполнять в помещении в той же зоне, в которой осуществляется обработка хирургических инструментов.
23. Предстерилизационную очистку, дезинфекцию, стерилизацию эндоскопов и инструментов к ним проводят в специально отведенном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией (моечно-дезинфекционная эндоскопической аппаратуры, далее - "помещение для обработки"), оснащенном необходимым для этих целей оборудованием (моечно-дезинфекционная машина, закрытые емкости с дезсредствами, воздушные пистолеты и др.).
24. Помещение для обработки должно быть функционально разделено на "грязную зону", куда после использования и предварительной очистки поступают эндоскопы и инструменты к ним и где проводится предстерилизационная очистка, а также "чистую зону", где проводится дезинфекция и стерилизация.
25. Помещение для обработки должно быть оснащено двумя раздельными мойками: одной (в "грязной зоне - для мытья рук персонала и слива использованных растворов и жидкостей; второй (в "чистой зоне") - для промывки эндоскопов и инструментов к ним после очистки и дезинфекции, с оборудованием специальной насадки для промывания каналов эндоскопов.
26. Хранить эндоскопы до их применения необходимо в условиях, исключающих вторичную контаминацию.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия в клинико-диагностических лаборатории и при заборе крови из пальца, направленные на снижение риска инфекций, связанных с оказанием мед. помощи.
. Бригады скорой помощи должны иметь емкости из непрокалываемого материала для сбора использованных шприцев.
2. Во избежание ранений не допускается при заборе крови и других биожидкостей использование предметов с отбитыми краями.
3. Недопустимо производить забор крови из вены через иглу непосредственно в пробирку.
4. Все манипуляции по забору крови и сыворотки должны выполняться при помощи резиновых груш, автоматических пипеток, дозаторов.
5. Любые емкости с кровью, другими биологическими жидкостями должны плотно закрываться резиновыми и пластмассовыми пробками и помещаться в контейнер.
6. В лечебных стационарах кровь и другие биоматериалы должны транспортироваться в штативах, помещенных в контейнеры, биксы, пеналы, на дно которых кладется 4-слойная сухая салфетка.
7. Транспортировка проб крови и других биоматериалов из ЛПУ в лаборатории должна осуществляться в контейнерах, исключающих самопроизвольное или преднамеренное открывание их крышек в пути следования. Наружная поверхность емкостей обрабатывается дезинфицирующим раствором.
8. Не допускается транспортировка проб крови и других биоматериалов в картонных коробках, деревянных ящиках, полиэтиленовых пакетах.
9. Не допускается помещение бланков, направлений или другой документации внутрь контейнера, бикса.
Рабочие места обеспечиваются выписками из инструкций, методических документов, аптечками для проведения экстренной профилактики при аварийных ситуациях.
2. Весь медицинский инструментарий, загрязненный кровью, биологическими жидкостями, а также соприкасающийся со слизистыми оболочками, сразу после использования подлежит дезинфекции.
3. При проведении манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покровов и слизистых, а также не исключающих разбрызгивание биологических жидкостей при вскрытии трупов, проведении лабораторных исследований, обработке инструментария, белья, уборке и т.д., медицинские работники и технический персонал должны использовать индивидуальные средства защиты (хирургический халат, маска, защитные очки, непромокаемый фартук, нарукавники, перчатки), позволяющие избежать контакта крови, тканей, биологических жидкостей больного с кожными покровами и слизистыми.
4. Медицинские работники с травмами на руках, экссудативным поражением кожи, мокнущими дерматитами отстраняются на время заболевания от медицинского обслуживания больных, контакта с предметами ухода за ними.
Противопоказания к процедуре определяет врач. К ним относят крайне тяжёлое состояние пациента, спавшиеся вены, судороги, возбуждённое состояние пациента.
Весь использованный во время манипуляции материал необходимо продезинфицировать.
Резиновый жгут и клеёнчатый валик протирают дважды ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, и промывают проточной водой. Использованный ватный шарик с кровью обязательно следует забрать у пациента и, прежде чем поместить его в отходы, замочить в дезинфицирующем растворе не менее чем на 60 мин. Дезинфицирующим раствором необходимо обработать также и рабочий стол.
Необходимое оснащение:
- одноразовые (стерильные) шприцы с иглами;
- стерильный лоток с ватными шариками и пинцетом;
- резиновый жгут, резиновый валик и салфетка;
- антисептик, чистые пробирки с пробочками в штативе;
- спецодежда (халат, маска, стерильные перчатки);
- лоток для использованного материала;
- тонометр, фонендоскоп, противошоковый набор лекарственных средств.
Система соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к ораганизации питания пациентов. Хранение пищевых продуктов пациентов. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в буфетных и раздаточных.
Размещение, планировка, санитарно-техническое состояние и содержание помещений кухни, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов и обеспечение безопасных условий труда работников на кухнях, соблюдение ими правил личной гигиены должны соответствовать требованиям ТНПА по организации общественного питания.
Питание в больничных организациях здравоохранения должно соответствовать следующим требованиям:
при составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы составления меню диет;
должно быть разнообразным;
должно соответствовать утвержденным нормам среднесуточного набора продуктов питания для одного пациента;
должно соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания.
Ежедневно на кухне больничной организации здравоохранения должен осуществляться отбор суточных проб каждого приготовленного блюда.
Отбор суточных проб приготовленных блюд должен проводиться ответственным лицом (заведующий производством, шеф-повар) в продезинфицированные емкости с крышками. Каждое приготовленное блюдо должно отбираться в отдельную емкость объемом 200 - 250 миллилитров. Супы, напитки (сладкие блюда), гарниры (каши, творожное, яичное блюда) отбирают в объеме не менее 100 миллилитров, мясные, рыбные блюда, холодные закуски (салаты) - в объеме не менее 70 - 100 граммов. Допускается не отбирать суточные пробы приготовленных блюд от партии менее 30 порций. Суточные пробы приготовленных блюд могут отбираться в уменьшенном объеме, но не менее чем 50 граммов, если это предусмотрено выходом блюда.
Суточные пробы приготовленных блюд должны храниться в холодильнике для готовой продукции в течение 24 часов при температуре +2° - +6 °C.
По истечении срока хранения суточные пробы приготовленных блюд должны утилизироваться, емкости должны тщательно мыться с применением моющих средств и дезинфицироваться.
Выдача готовой пищи в больничных организациях здравоохранения должна осуществляться после снятия пробы.
Оценку органолептических показателей и качества блюд должна проводить бракеражная комиссия, назначенная администрацией больничной организации здравоохранения.
При неудовлетворительных результатах бракеража блюдо к выдаче не допускается.
Транспортировка готовой пищи (пищевой продукции) в буфетные помещения (далее - буфетные) отделений больничной организации здравоохранения должна производиться в условиях, исключающих ее загрязнение, с соблюдением температурного режима.
Хлеб должен транспортироваться в условиях, исключающих его загрязнение.
Доставка пищи к палатам должна проводиться с использованием специально выделенных тележек.
При хранении пищевых продуктов в холодильниках отделения больничной организации здравоохранения и тумбочках пациентов должны соблюдаться правила и сроки годности (хранения) пищевых продуктов.
Хранение пищевых продуктов с истекшим сроком годности (хранения), без указания фамилии пациента при хранении в общем холодильнике отделения, а также имеющих признаки порчи запрещается.
Буфетные организаций здравоохранения должны соответствовать следующим требованиям:
количество одновременно используемой столовой, стеклянной посуды и столовых приборов должно соответствовать количеству койко-мест в отделении;
мытье и дезинфекция столовой, стеклянной посуды и столовых приборов должно проводиться только в моечном помещении буфетных. В моечном помещении пищеблока мыть столовую, стеклянную посуду и столовые приборы из отделений запрещается;
мытье кухонной посуды, за исключением посуды, используемой для доставки пищи, в буфетных отделений запрещается;
дезинфекция столовой, стеклянной посуды, столовых приборов должна проводиться горячим воздухом после каждого приема пищи;
дезинфекция кухонной посуды, используемой для доставки пищи в буфетные, обеззараживание остатков пищи должны проводиться в инфекционных больницах, инфекционных отделениях больничных организаций здравоохранения и по эпидемическим показаниям в иных организациях здравоохранения по режимам, эффективным при соответствующих инфекциях;
оставлять в буфетных остатки пищи, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами запрещается.
После каждой раздачи пищи и мытья посуды должна проводиться влажная уборка буфетных.
Ветошь для протирания столов по окончании уборки должна:
дезинфицироваться;
ополаскиваться;
храниться в сухом виде.
. Для питания пациентов с инфекционными заболеваниями, в том числе туберкулезом, должна быть специально выделена столовая, стеклянная посуда и столовые приборы, мытье и дезинфекция которых должны проводиться в последнюю очередь по режимам, эффективным в отношении возбудителей инфекций.
Питание пациентов с инфекционными заболеваниями с аэрозольным и фекально-оральным механизмом передачи должно проводиться в палатах.
. Питание пациентов с бацилловыделением туберкулезных (легочных и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза) отделений должно быть организовано отдельно, изолировано от питания других групп пациентов.